Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Он доказывал, что общество - это реальность, которая обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Э. Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике.

Содержание

Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4
2. Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 9
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Социология контрольная.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

«Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами общества».

 

Механическая  солидарность

Органическая солидарность

1. Морфологическая  (структурная) основа

Основана на сходствах (преобладает в менее  развитых обществах).

Сегментарный  тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе).

Слабая взаимосвязь (относительно слабые социальные связи).

Относительно малый объем населения.

Относительно  низкая материальная и моральная  плотность.

Основана на разделении (преобладает в более  развитых обществах).

Организованный  тип (слияние рынков и рост городов).

Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи).

Относительно  большой объем населения.

Относительно  высокая  материальная и моральная  плотность.

2. Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с репрессивными  санкциями.

Преобладание  уголовного права.

Правила с реститутивными санкциями.

Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного).

3 а. Формальные признаки коллективного сознания

Большой объем.

Высокая интенсивность.

Высокая определенность.

Власть группы абсолютна.

Малый объем.

Низкая интенсивность.

Низкая определенность.

Большой простор  для индивидуальной инициативы и  рефлексии.

3 б. Содержание коллективного сознания

Высокая степень  религиозности.

Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность).

Приписывание  высшей ценности обществу и интересам  общества как целого.

Конкретность  и детальный характер.

Возрастающая  светскость.

Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения).

Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости.

Абстрактность и общий характер.


 

Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим  обществам, в котором действия и  поступки людей однородны. Такое  общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Доказывая нормальный характер солидарности в обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм «механической солидарности» в тоталитарных обществах.

Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление «нормального»  через выявление отклоняющегося поведения, влекущего за собой санкции. Лишь отклоняющееся указывает на то, что всеми считается нормальным. То, что подобная социология узаконивает всеобщую данность и общественное моментом, ибо социология должна быть полезна для общества. Как и Конта, хотя и в меньшей степени, чем Спенсера, Дюркгейма интересует общество и его законы, которые генерируют и сами себя поддерживают.

Представляет интерес  анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной  фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине».

Актуальный  характер имеет учение Дюркгейма  о различиях нормального и  патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».

Социальное  здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

 

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Paradeigma: (para - подле, возле, против, почти, deigma - образец, пример, проба) в переводе с греческого означает - то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец.

Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является образцом для решения исследовательских задач. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1994). Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Преобладает точка зрения, что социология относится к разряду “мультипарадигматических” дисциплин, для которых характерно наличие не одной, а нескольких парадигм.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация  российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической  мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального  конфликта. Основоположником считается Георг Зиммель. Конфликт - естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального  обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием парадигмы является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с предыдущей (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Парадигма основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и, прежде всего, стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство  парадигм социологии не исчерпывается  этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических  исследованиях и построении социологических  теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

 

 

Заключение

Э. Дюркгейм внес важнейший вклад  в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

Э. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

Именно благодаря Э. Дюркгейму социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он самый первый стал читать лекционные курсы по социологии.

В последние десятилетия  наследие Э. Дюркгейма и его школы  в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

Социологи, сгруппировавшиеся  вокруг основанного им в 1898 г. журнала «Анналы социологии», развивали высказанные Э. Дюркгеймом положения и после смерти своего учителя.

Так, Ж. Дави продолжил  работы Э. Дюркгейма, касающиеся происхождения  права, а М. Мосс (1872-1950) тенденцию  на сближение социологии с этнографией и опубликовал ряд теоретических работ о соотношении социологии и антропологии, а также провел исследование об эскимосском обществе, близкое по духу к дюркгеймовскому анализу австралийского тотемизма. Л.Леви-Брюль (1857-1939), исходя из дюркгеймовского понятия «коллективных представлений», создал свою теорию «первобытного мышления». М. Хальбвакс (1877-1945) конкретизировал дюркгеймовскую теорию самоубийств, а также применил его идеи к изучению жизненного уровня рабочего класса. В целом концепцию Э. Дюркгейма можно рассматривать как определенный финал развития методологии и теории классического позитивизма в социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Арон Р. Этапы развития  социологической мысли. – М., 1993.

2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества