Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 07:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)
  1. Управление социальными конфликтами. Способы их разрешения..

Если конфликт игнорировать или разрешать его словесно, он будет развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление С.К. в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

  1. предупреждение о К. т.е. не допустить его развертывание.
  2. Профилактика, т.е. преодоление противоречий.
  3. Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства.
  4. Регулирование динамики К. т.е. устранение и разрешение К. Устранение предполагает:

- победу одной стороны,  и уничтожение другой.

- уничтожение обеих сторон;

- перерастание одного  конфликта в другой.

Методы разрешения:

- сглаживание (убеждение);

- быстрое разрешение, за  короткие сроки;

- метод скрытых действий;

- метод компромисса (путем  переговоров);

- сотрудничество;

- метод насилия (навязывание  одной из сторон своей позиции).

 

 

  1. Социальное проектирование

Проектирование — процесс разработки проекта, то есть комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Проектирование — длительный процесс и включает этапы от подготовки технического задания до испытания опытных образцов.

Проектирование, независимо от его содержания, это составная  часть планирования.

Объектом проектирования может быть материальный предмет, выполнение работы, оказание услуги.

 

 

  1. Социальное прогнозирование

Социальное прогнозирование  представляет собой определение вариантов развития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это, прежде всего, работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений. Его отличительными особенностями являются: во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер, допускающий большую степень вероятности; во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Прогноз должен указывать на возможность того или иного пути развития в будущем.

Социальное прогнозирование  также отличается высокой интенсивностью обратной связи между прогнозом и управлением, т.е. между предсказанием и решением. Вместе с тем, это не безусловные, а условные предсказания, нацеленные на повышение эффективности управленческих решений и управления социальными процессами вообще. Такие условные предсказания вырабатываются в ходе получения прогнозов двух типов: поисковых – определение возможных состояний явления в будущем при условном абстрагировании от решений, способных изменить его (выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления); нормативных – определение альтернативных или оптимальных путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев. 

Вместе с  тем, прогноз не предусматривает  решения проблем будущего. Его  задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ будущего развития. Его отличие от предвидения  состоит в том, что предвидение  трактуется как вероятностное утверждение  о будущем, а прогнозирование  есть логически скон-струированная модель возможного будущего. Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с временными показателями.

 

 

  1. Методология социологического изучения управления

 

  1. Методы управления

Метод управления - совокупность способов и приемов воздействия  субъекта управления посредством своей  дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Методы социального управления объединяет одно общее основание: все  они должны учитывать в полной мере интересы, потребности и мотивации  людей, участвующих в процессах, которые развертываются в управляемой  подсистеме.

В социологии как науке  о социальных взаимодействиях личностей, групп, общностей в системе общества важное значение придается методам, т.е. сознательно и последовательно применяемым способам достижения намеченной цели. Еще более существенное значение имеет выяснение сущности и роли методов управления в такой специфической и, пожалуй, самой сложной отрасли человеческой деятельности, каковой является управленческая деятельность. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Социология управления описывает и интерпретирует большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности, как общенаучных, свойственных любой сфере познания и преобразования действительности, так и специфических, свойственных только управленческим взаимодействиям.

Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную  методологию, методы системного подхода  к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых  применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

  1. управления функциональными подсистемами;
  2. выполнения функций управления;
  3. принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными  подсистемами в решающей степени  обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого  труда по таким видам работ, как  производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. В частности, в  процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта  применяются такие методы, как  диагностика трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации), динамики их развития и использования, возможных сценариев  их изменения в ближайшем и  более отдаленном будущем. Кроме  того, здесь применяются методы анализа  эффективной деятельности, контроля качества выпускаемой продукции, контроля использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования и контроля процессов производства.

В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются  специфические методы планирования, подготовки и использования рабочей  силы, включая управленческий персонал; подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров; построения и  функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и  т.п.

В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор методов, связанных  с изучением конъюнктуры рынка, анализом возможностей появления потенциальных  рынков, выявлением потребностей в  новых видах продукции и возможных  масштабов их производства и сбыта, проведением маркетинговых исследований и т.п.

Методы выполнения функций  управления органично связаны с  решением задач, стоящих перед управляющей  подсистемой в процессе воздействия  ее на эффективность деятельности управляемой  подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу принадлежат специфические  способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации  деятельности.

Для эффективности управления особенно важна системная методология, которая связана с применением  методов системного подхода к  организации управленческой деятельности.

 

  1. Роль лидерства в управленческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"