Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 07:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

Стратегии для негативных рисков и угроз:

- уклонение от риска  – изменение плана проекта,  направленное на устранение риска  либо на защиту целей проекта  от его воздействия;

- передача риска –  перенос последствий риска на  третью сторону. Обычно за перенос  риска взимается страховая премия;

- снижение риска –  снижение вероятности наступления  риска или его последствий  до приемлемого уровня.

- принятие риска –  команда не пытается реагировать  на риск.

Стратегии для позитивных рисков и потенциальных возможностей:

- использование риска  – устранение неизвестности,  связаннгой с риском, путем включения этого риска в план проекта;

- совместное использование  риска – частичная или полная  передача риска третьей стороне,  способной использовать его с  наибольшей выгодой для проекта;

- усиление риска –  изменение «величины» риска путем  увеличения его вероятности и  позитивного результата.

Мониторинг и контроль над рисками – предполагает осуществление  лпванов по реагированию на риски, наблюдение за идентифицированными рисками, мониторинг остаточных рисков, выявление новых, оценку эффективности процессов управления рисками на протяжении всего проекта.

Рекомендации по эффективному вправлению рисками проекта:

- избегать крупных проектов  – разбивать крупные проекты  на более мелкие (принцип «дельфины  вместо китов»). При таком подходе  легче выявить риски;

- привлекать для управления  проектами профессионалов в управлении, а не технических специалистов, поскольку технические специалисты  забывают об управленческой составляющей, в том числе о рисках;

- привлекать независимых  (не включенных в проектную  команду) экспертов для оценки  рисков – если все решения  по рискам принимаются людьми, мотивированными на успех проекта,  многие технические и технологические  трудности могут рассматриваться  ими как несущественные, имеет  место недооценка опасности;

- учитывать риски, связанные  с организационной составляющей  проекта (согласование документов, обучение пользователей и т.п.), а не только технологические.

Этапы управления рисками.

Первый этап представляет собой определение целей, которых стремится достичь управляющий в результате внедрения системы управления рисками. В качестве таких целей обычно выступают:

1) выживание организации  после событий непредсказуемого характера, приносящих ущерб;

2) поддержание запланированного  уровня издержек;

3) обеспечение рентабельности  инвестиций;

4) оказание финансовой  и других видов помощи сотрудникам организации и их семьям в случае неблагоприятного воздействия на них возможных рисков.

Второй этап составляет выделение и оценка рисков, с которыми может столкнуться управляемый объект в процессе своего функционирования. В зависимости от сферы и содержания деятельности, которой занимается данная организация, подверженность рискам может существенно отличаться. Например, рискоопасность ядерного реактора или нефтепровода гораздо выше, чем подверженность рискам театрального коллектива или учебного заведения.

В практике управления рисками  обычно выделяют три основные категории  подверженности рискам. К ним относятся:

1. Подверженность рискам  имущества, входящего в состав объекта собственности. Материально-технические средства, например, могут быть повреждены, уворованы, утеряны, уничтожены неблагоприятным воздействием среды - ливнем, наводнением, землетрясением, пожаром и т.п.; финансовые - обесценены, утрачены и т.д.

2. Подверженность рискам персонала, работающего на управляемом объекта, который может пострадать от непредвиденных обстоятельств - пожара, взрыва в шахте, замыкания в электропроводке и т.п.

3. Подверженность рискам  окружающей социальной и/или природной среды, когда мы имеем дело с рискоопасным в технологическом отношении предприятием – атомной электростанцией, нефтехимическим заводом и т.п.

Выделение и оценка рисков включают в себя анализ факторов, условий  и обстоятельств, способных привести к его возникновению, а также определение вероятности и размера потенциального ущерба от разного рода рисков, возможной частоты наступления непредсказуемых событий, несущих с собой опасность риска для организации и ее персонала.

Третий этап составляет осуществление контроля рисков. Сюда входят предупреждение отрицательных событий непредсказуемого характера, снижение их вероятности и негативного эффекта их воздействия на функционирование управляемого объекта. Контроль за рисками может иметь разные формы и степень сложности: от самых простых, как наличие огнетушителей и запасных выходов на случай аварийной ситуации, до сложных систем контрольных приборов на атомной электростанции, нефтехимическом предприятии, авиалайнере.

Четвертый этап предполагает финансовое обеспечение программы управления рисками. Сюда входят мероприятия по планированию и возмещению расходов, связанных с возможным возникновением непредвиденных неблагоприятных событий, способных нанести ущерб организации, здоровью, благополучию, а порой и жизни ее сотрудников.

Все эти компоненты включаются в качестве составных частей в программу управления рисками. Эта программа должна представлять собой своеобразный "рисковый портрет" предприятия или учреждения. Важнейшее звено этой программы - ее плановая разработка. В основе такой разработки должна находиться концепция управления рисками, соответствующая специфике данной организации. Концепция определяет конкретные цели и задачи системы управления рисками на данном конкретном предприятии, т.е. политику организации в области управления рисками.

На основе принятой концепции, носящей стратегический характер, разрабатывается оперативный план управления рисками. Разработка оперативного плана осуществляется в крупных организациях специально подготовленными риск-менеджерами при обязательном согласовании с руководителями высшего уровня. В этом плане определяются реальные пути и способы достижения целей и установок, заданных концепцией управления рисками. Кроме того, здесь же должны быть проработаны вопросы об источниках средств для покрытия издержек, связанных с возможными рисками.

В связи с необходимостью разработки концепции и оперативных  планов управления рисками на предприятиях становятся более четко очерченными  функции специально подготовленного  риск-менеджера. Наиболее существенные из этих функций состоят в следующем:

- разработка и внедрение  по согласованию с руководством высшего звена концепции программы управления рисками в организации (на предприятии, в торговой фирме, в банке и т.п.);

- текущее обеспечение  предпринимателя (руководителя) аналитической информацией о ходе исполнения программы управления рисками;

- разработка и осуществление  оперативного плана управления  рисками;

- взаимодействие со страховыми  компаниями по вопросам разработки, заключения и исполнения договоров страхования на случай ущерба от непредвиденных обстоятельств и событий;

- управление процессами  урегулирования возможных убытков  от осуществившихся рисков в  интересах собственника;

- осуществление маркетинга  рынка страховых и иных услуг,  имеющих непосредственное отношение  к совершенствованию системы управления рисками на предприятии.

Наличие в штатном расписании должности (в крупной организации - должностей) риск-менеджера существенно расширяет возможности разработки конкретной концепции и программы, а также оперативного плана управления рисками, что очень важно для функционирования предприятий, фирм, банков и других организаций в современном, становящемся все более технонасыщенным обществе.

 

  1. Управление конфликтами
  2. Понятие социальных конфликтов (С.К.).

С.К. – источник развития и существования общества. Сам  термин означает столкновение сторон, спор, ссора, стычка, разногласие, вражда. Понимают противоборство социальных субъектов, групп требующих разрешения, т.е. не совпадение интересов групп, периодически вступают в фазу конфликта, т.е. действия направленные друг против друга. Чем  сильнее конфликт тем заметнее его влияние на общество. В 50-60-х гг. ХХ в. Возникла школа «Конфликтологическая модель общества», где ученые говорили, что противоборство рассматривается как универсальное свойство общества.

2.Возникновение С.К. Субъективное  и объективное.

Немецкий социолог Дарендорф отметил: что общество это система конфликтующих групп. Конфликт – источник позитивных изменений в обществе. Главный источник конфликта – политическое неравновесие. У одних власти много, у других ее нет. Конфликт неизбежен и никуда не исчезает, надо регулировать конфликтные ситуации.

Козер, обосновал позитивную роль конфликта. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия людей. Природа конфликта находится в природе социальных интересов и потребностей. Конфликт может быть: конструктивным, деструктивным.

Структура С.К.:

  1. Социально-философский уровень – анализ конфликта;
  2. Социологический уровень – причина и динамика конфликта;
  3. Социально-психологический уровень.
  4. Индивидуальный - психологический  уровень.

1 элемент: Участники С.К.  – большие соц.группы, народы. Основные, не основные, косвенные (инициаторы, зачинщики).

2 элемент: Предмет С.К.  – проблема (материальные ценности, ресурсы, власть, идеалы, принципы, социальная  среда).

3 элемент: Среда С.К.  – условия в которых протекает конфликт – микросфера, макросфера, физическая, психологическая, социальная среда.

Основы С.К.:

Источник возникновения  политической системы – потребность. Потребность определят сущность интересов, эмоций, убеждений, побуждая к социальным противоречиям. По сути С.К. – это результат не удовлетворения основных потребностей субъектов, но наличие  потребностей это еще не достаточное  условие для конфликтов. Если удовлетворение не затрагивает других людей, то социальный конфликт не происходит.

Причины С.К.:

- наличие противоположных  ориентаций,

- идеологические причины;

- различные формы социального  неравенства;

- причины лежащие в отношении между элементами социальной структуры;

- субъективные, психологические,  несовместимость характеров, мировоззрения;

- объективные причины,  не зависящие от воли и сознания.

3. Типология С.К.

1) В зависимости от  сторон: внутриличностные, межличностные (международные, межгосударственные, расовые…)

2) От потребностей: материальные; статусно-ролевые; духовные.

3) От причин: субъективные, объективные, реалистичные, нереалистичные.

4) от направленности: горизонтальные; вертикальные.

5) от временных параметров: кратковременные; длительные; вялотекущие; быстротекущие.

6) от социальных последствий:  созидательные, позитивные; разрушительные; успешные; не успешные.

7) от эмоциональной окраски:  бурные; слабо-выраженные.

8) от масштабов: локальные; региональные; межгосударственные; глобальные.

9) от формы борьбы: мирные; не мирные.

10) от тактике: сражение; дебаты.

11) от сферы жизни общества  и деятельности людей: экономические;  политические; социокультурные; идеологические; организационно-уравновешенные; бытовые; психолого-педагогические.

4. Стадии конфликтной  ситуации.

Выделяют несколько стадий конфликтной ситуации – динамика С.К. – процесс изменения и  развития конфликта.

1. ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. Рассматриваются ситуации на кануне конфликта. Предпосылки: интриги, слухи. Намечаются противоречия, но столкновения нет.

2. СОБСТВЕННЫЙ  КОНФЛИКТ  И ЕГО ЭТАПЫ.

- Этап открытого противоборства:

--- инцидент (начало конфликта),

--- случай (имитирующий конфликт) стычка, стороны делятся на своих и чужих. Возникает непонятная ситуация. Возможно  решить конфликт мирным путем.

- Эскалация, действия  направлены на достижения целей,  установка на борьбу. Создается  негативный образ врага. Демонстрируется  сила в целях устранения оппонента,  используется насилие. 

- Расширение и поведение  конфликта.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ.

Характерно ослабление одной  или двух сторон, когда исчерпаны  ресурсы. Осознание бесперспективности. Преобладание одной из сторонни ее возможность подавить  оппонента. Появление третьей стороны способной подавить противостояние.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"