Шпаргалка по "Социологии СМК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты социология.docx

— 195.47 Кб (Скачать файл)

1.6

«Параметры» массовой коммуникации

Согласно самому общему определению, массовая коммуникация — разновидность  социокультурной коммуникации, реализуемой  на уровне общества, процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.

«Отправитель  сообщений». Всегда организованная группа (или медийная структура), являющаяся частью специфического социального института. Располагая систематической организацией и подчиняясь нормам социального регулирования процесса производства и распространения информации, характерным для данного общества, эта структура зачастую осуществляет функции, отличные от собственно коммуникационных.

«Канал». В процессе массовой коммуникации каналы трансляции информации представляют собой сложные технологические си-

49

стемы структурированного массового  производства и распространения  сообщений, специфические для каждого  вида медийных средств (пресса, радио, телевидение, Интернет и т.п.).

«Информация». Передаваемые определенным отправителем по определенному технологическому каналу сообщения, являющиеся продуктом сложно структурированного массового производства. В современном процессе массовой коммуникации создание «информационного продукта» представляет собой чрезвычайно важную составляющую системы в целом. Не случайно с самого начала изучения анализ информации, передаваемой СМИ, являлся одной из главных исследовательских проблем, заключающейся в «эффектах» воздействия на аудиторию. Позже, с развитием методов семантического анализа, особое внимание стало уделяться изучению содержания сообщений, и только сравнительно недавно в сферу исследовательских интересов попали проблемы производства сообщений в условиях разветвленной современной медиа-системы.

«Принимающая  сторона». В качестве принимающей сообщение стороны выступает анонимный индивид, рассматриваемый обычно как часть группы с присущими ей чертами. Как правило, в процессе массовой коммуникации принимающей стороной является относительно большая аудитория (от auditotium, в основе лат. audire — слышать) — это все читатели, слушатели, зрители, т.е. совокупность реципиентов массовой информации, каждый из которых выбирает, принимать сообщение или проигнорировать его.

 

9.  Деятельность средств  массовой информации как реализация  интересов разных социальных  субъектов.

Как и свобода, понятие разнообразия является ключевым, но также весьма туманным, в силу его опять-таки слишком  частого употребления в любой дискуссии о средствах массовой коммуникации. Предполагается, что чем больше существует различных каналов публичной коммуникации, доносящих максимально разнообразное и меняющееся содержание до наибольшего числа аудиторий, тем лучше. На деле,

149

как и в случае со свободой, это  оказывается верным вообще до тех  пор, пока мы не начинаем анализировать  разнообразие содержательно. Тем не менее, многообразие как базовая  характеристика систем массовой коммуникации также имеет специфические нормативные  черты:

  • СМИ должны отражать в своей структуре и содержании различные социальные, экономические и культурные реалии общества в целом и его групп в более или менее пропорциональном виде;
  • они обязаны предоставлять более или менее равные возможности доступа для представителей социальных и культурных меньшинств;
  • средства массовой коммуникации должны выступать в качестве форума для выражения различных интересов и мнений, существующих в обществе.

Приведенные нормативные требования разнообразия вызывают немало вопросов и ставят новые проблемы. Прежде всего, уровень  возможного многообразия ограничивается физической емкостью канала. Наиболее вероятным следствием «пропорционального отражения реалий» окажется исключение из информационного процесса меньшинств, поскольку незначительные возможности доступа к каналу должны быть поделены между многими заявителями. С другой стороны, жесткое следование принципу пропорциональной представленности интересов и доминирующим ожиданиям и вкусам уменьшает шансы появления широких адресных программ, а также потенциальные возможности серьезных обсуждений общезначимых проблем. Эти проблемы несколько смягчаются с появлением дифференцированных интерактивных средств массовой коммуникации, помогающих компенсировать отмеченные недостатки «традиционных» каналов.

Тем не менее  разнообразие считается ценностью  как таковой, обладая очевидными преимуществами:

  • возможностями для социальных и культурных изменений, обеспечивающими доступ к «форуму мнений» новым — слабым или маргинальным — голосам;
  • усилением контроля за «теневыми сторонами» свободы (например там, где свободный рынок приводит к концентрации собственности);
  • сохранением меньшинствами своей идентичности в больших обществах;

150

  • ослаблением социальных конфликтов путем увеличения возможностей взаимопонимания между представителями противоположных групп и интересов;
  • обогащением разнообразия культурной и социальной жизни.

3.4.3

Качество информации

Данное требование, носящее скорее практический, чем философско-нормативный  характер, не становится от этого менее  важным в современных дискуссиях о стандартах средств массовой коммуникации, чем вопросы о свободе или многообразии. Требования к информации имеют как бы двойное происхождение: с одной стороны, они продиктованы потребностью в квалифицированной рабочей силе, с другой — в информированном обществе, граждане которого участвуют в выборе лидеров и демократическом принятии решений1. Свобода и многообразие сами по себе не обязательно приводят к более информативной общественной коммуникации.

Основные  стандарты «качества информации», проявляющиеся в практических предписаниях и «кодексах», могут быть сформулированы следующим образом:

  • средства массовой коммуникации (особенно пресса и телевидение) должны полностью обеспечивать людей текущими новостями и комментариями о событиях в обществе и мире;
  • информация должна быть объективной в смысле точности, откровенности, правды о реальности, надежности, разделения фактов и мнений;
  • информация должна быть сбалансированной и беспристрастной, отражать альтернативные точки зрения, которые подаются в несенсационной манере.

Основной  проблемой в этом контексте оказывается  определение объективности1, а приведенные критерии больше подходят для

1 Keane J. The Media and Democracy. Cambridge: Polity Press, 1991.

2 WesterstaMJ. Objective news reporting, in: Communication Research, 10,1983.P. 403-424.

151

всей совокупности массовой информации, циркулирующей в обществе, нежели для конкретных каналов.

 

10. Формы регуляции отношений  в сфере массовой коммуникации

 

Регламентация в отношении деятельности СМК

Проблема  регулирования деятельности СМК  является одной из наиболее актуальных в настоящее время К концу XX века государство испытывало все возрастающее давление со стороны развивающейся индустрии медиа — под все большим вопросом ока-зывались возможности государства в сохранении своего суверенитета (в том числе информационного), в обеспечении прав и свобод граждан Причем современные тенденции усиления рыночных оснований в деятельности медиа приводят к усилению противоречия между правами и свободами граждан, с одной стороны, и потребителей информационной продукции — с другой

Надо  иметь в виду, что регулирование  деятельности СМК имеет своим предметом не только чисто экономическую сферу В значительной степени это относится и к социо-культур-ной и политической областям Далее остановимся кратко на существующих правовых нормах деятельности СМК и практике их применения в отдельных странах Из широкого круга проблем подробнее остановимся на вопросах регулирования прав собственности и ограничения рекламы11'

Необходимость регулирование прав на владение СМК  обусловлена прежде всего неуклонным сокращением числа владельцев (это происходит в большинстве индустриально развитых стран) Здесь исходят из того, что усиление концентрации может нанести ущерб плюрализму мнений и увеличивает вероятность искажения информации Несмотря на то, что рост концентрации

m См Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии М 2000


141

собственности характерен для всех индустриально развитых стран, не существует единых, характерных для всех механизмов правового регулирования

Чаще  всего практика регулирования осуществляется в рамках существующих антитрастовых законов применительно к области СМК В большинстве случаев это касается запрета на монополию, ограничений на концентрацию СМК в руках одного владельца, запрета на слияние кампаний, ставящего под угрозу плюрализм мнений В некоторых странах действуют законодательно предусмотренные комиссии, в компетенцию которых входит отслеживание правомочности сделок на приобретение собственности в сфере СМК Иногда законом об СМК предусматривается регулярная публикация издателем отчета о состоянии своей собственности и о любых взаимосвязях с другими информационными кампаниями

Исторически антимонопольное законодательство затронуло сначала печатную прессу, а затем радио и телевидение Рассмотрим этот вопрос кратко на примере ряда зарубежных стран

В США, как известно, одним из важнейших  конституционных положений является "Первая поправка" к конституции, согласно которой конгресс не может принять закон, ущемляющий свободу слова или прессы В этом находит свое выражение представление о том, что "свободный рынок идей" (наподобие свободного экономического рынка) будет лучше действовать при отсутствии вмешательства государства, чем при его участии

В отличие от печати электронные СМК  являются объектом специального нормативного регулирования В США внутреннее радио- и телевещание действует в подавляющем своем большинстве на коммерческой основе Здесь специальные обязанности по реализации антитрестовского законодательства возложены на Федеральную комиссию связи В соответствии с уставом этой организации, одному владельцу запрещается иметь более семи AM радиостанций, семи ФМ радиостанций и семи разнотипных телестанций130 Также газетам запрещается владеть теле- и радиостанциями в одном обслуживаемом ими районе

110 AM радиостанции работают с использованием амплитудной моду ляции при передаче сигнала, ФМ станции с использованием час тотной модуляции


142

Согласно  существующим в Великобритании законодательным актам, покупка или слияние газет или газетных активов с разовым тиражом более 500 тыс. экземпляров не может проводиться без соответствующей санкции министерства торговли и промышленности. Закон о вещании, принятый в 1990 году, содержит целый комплекс положений, направленных на ограничение покупки СМК разных видов одним лицом. Во Франции действующий закон объявляет незаконным покупку или контроль над неспециализированным СМК, если таким образом приобретается прямой или косвенный контроль над ежедневной газетой, чей общий тираж превышает 30% совокупного тиража всех подобных изданий по всей территории страны.

Во  Франции, Германии и Италии в отношении  телевидения не существует таких антимонопольных норм, какие характерны для США и Великобритании. Здесь до самого последнего времени коммерческое телевидение развивалось не столь интенсивно. При этом государство принимало непосредственно участие в руководстве телеорганизациями либо на национальном, либо на региональном уровнях (последнее относится к Германии).

Кроме антимонопольного законодательства распространены и другие меры государственного регулирования средств массовой коммуникации. В некоторых странах существуют требования относительно владения СМК иностранными гражданами. Так, во Франции иностранные кампании не имеют права владеть более чем 20% акций СМК. Закон Канады об инвестициях ставит условия иностранным гражданам для приобретения ими контрольного пакета акций в канадских кампаниях. В основном подлежат рассмотрению все заявки на покупку фирм, включая газеты, стоимостью более пяти миллионов долларов.

В ряде стран (Австрия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция) правительство предоставляет дотации газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений. Существует также практика косвенного субсидирования — покрытия государством определенных расходов печатных изданий (налогов, почтовых или телефонных расходов).

Кратко  о регулировании публикаций коммерческой рекламы. В подавляющем большинстве стран в целях сохранения здоровья нации ограничена или запрещена реклама алкоголя и табачных изделий. В некоторых странах от рекламы требуется, чтобы

143

она соответствовала истине и не вводила в заблуждение. В  ряде стран запрещена сравнительная  реклама. Также существуют ограничения на политическую рекламу (за исключением периодов, когда проходит предвыборная кампания).

Регулируются  и некоторые другие стороны деятельности средств массовой коммуникации. Так, например, во Франции и Италии установлены квоты на соотношение в содержании импортной и национальной телепродукции.

 11.Гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости СМИ.

Прежде всего  следует отметить поистине взрывной характер роста числа и объема исследований.

В теоретическом плане можно  говорить о следующем.

1. Возврат к воззрениям если не о неограниченных, характерных для первого этапа, то о весьма существенных возможностях влияния массовой коммуникации (т.е. отказ от идеи ограниченного воздействия СМИ на аудиторию, характерной для второго этапа).

Это связано, во-первых, с особым вниманием к  изучению долговременных процессов воздействия СМК (на втором этапе изучались в основном мгновенные или краткосрочные изменения установок и поведения индивидов под воздействием массовой коммуникации); во-вторых, с широким распространением телевидения, обладающего поистине всеобъемлющими возможностями. (Первая общенациональная телевизионная сеть начала свою работу в США в 1948 г., уже к концу 1949 г. в стране был 1 млн телевизоров. К концу 1960-х — началу 1970-х годов на арену вступило первое телевизионное поколение. Первым президентом США, принадлежащим к нему, был Билл Клинтон.)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии СМК"