Шпаргалка по "Социологии СМК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты социология.docx

— 195.47 Кб (Скачать файл)

До следующей  революции в цивилизации —  изобретения письменности, а затем  печати — материализации языка, равно как и до создания технических усилителей речи, было уже недалеко. Некоторые исследователи удлиняют эту цепочку, считая ее началом устную речь.

Подчеркнем  в этом процессе момент, который  необходимо отчетливо осознавать: в той мере, в какой множились способы мулътиплициро-вания информации для дистанционно разрозненных общностей и групп, увеличивалась значимость и роль этих общностей как разделяющих ценности, генерируемые авторитарной властью.

 

4. Системно-структурные представления о массовой коммуникации.

Системно-структурное представление  о массовой коммуникации

Идея функционализма - общество рассматривается как система (Мертон, Лассвелл, Лазерфельд). 
Функционализм в 60-70х в Советской науке, начало в XVI-XVIIв. (Спенсор, Дюргейм). 
Сейчас в теории журналистики используется системный подход. 
Концепция Пола Лазерфельда (с группой ученых изучал воздействие СМИ на аудиторию - 40-е). 
СМИ не воздействуют на индивидов непосредственно, влияет социальное окружение. 
Кули - теория первичных групп - человек усваивает информацию через окружение. 
Двуступенчатая модель ко.ммуникации Лазерфельда: информация, которая поступает, проходит через лидеров мнений. Это многоступенчатый процесс. 
 
Карл Ховланд (психолог) ввел понятие "массовое убеждение". Он доказал, что сила воздействия информации возрастает, если соблюдается его четкая адресность. Люди с низким уровнем образования и низкой самооценкой легче поддаются воздействию СМИ. 
 
Теория французского культуролога Абрахама Моля, которая в том числе опирается и на кибернетический подход Шэнона-Винера - люди получают знания не сколько из образования, сколько из массовой информациию 
 
ТВОРЦЫ > ПОСРЕДНИКИ > МАССА 
 
Движение через замкнутый цикл культуры. 
 
Концепция М. Де Флюера "медиа как средство поддержания системной стабильности" - теория 60-х: Базовой является финансовая стабильность, главным содержанием массмедиа должно стать развлечение. 
 
Теория Лумана 
"Реальность массмедиа" 
в традициях системно-функциального подхода 
 
опирается на исследования чилийских физиологов Матурана и Варелы, которые исследовали механизмы рождения представлений о мире, рассматривая понятия организации и структуры. 
Организация - отношения между компонентами системы. 
Структуры - это те компоненты и отношения, которые действительно составляют единую систему и делают его организацию реальной. 
Критерий различи задает свойства объекта, как некоторого единства. Когда мы говорим об общности, мы подразумеваем операцию различий, которая делает эту общность возможной. 
Все существа относятся к самовоспроизводящимся организма (аутопоезис - самовоспроизводство, самотворение). 
Воздействие организма со средой - понятие структурного содержания - между аутопоезными организмами и средой отношения состоят из взаимных возмущений. 
Нервная система организма, как сеть активных компонентов. Члены системы должны постоянно проходить социальное обучение. Матурана и Варела вводят такое понятие процесса при котором члены социума запускают друг друга. 
По их мнению важно не то, что передается, а что происходит с тем, кто получает передаваемое. Также Матурана и Варела вводят понятие "наблюдатель": через смысл обеспечивается системная адаптация, смысл воспринимается, как система различий. 
Луман вводит понятие комплексности: окружающая среда сложнее самой системы. Система должны состоять из множества операций и постоянно воспроизводить сама себя. Это свойство системы воспринимается, как самореферентность, способность реагировать на окружающий мир посредством реагирования на самих себя. 
см. Луман "Как массмедиа влияют на реальность" 
 
Массмедиа - стабилизирующий функциональный механизм. 
Массмедиа включают в себя институты общества, которые используют технологии копирования для распространения информациию 
 
Два аспекта медиа-реальности: 
- процесс тиражирования: распространение, чтение, просмотр; 
- процесс массовой коммуникации. 
 
Медиа производят трансцендентную иллюзию. 
 
Наблюдатель: 
1 уровень - наблюдает за фактами; 
2 уровень - наблюдение за наблюдателем. 
 
В итоге происходит удвоение реальности. 
Массмедиа производят оценку, номинацию необходимую для осуществления новых операций. 
Массмедиа соблюдают последовательность. 
Массмедиа затрагивают темы, касающиеся различных частей общества. 
Успех массмедиа заключается в разнообразии тем, не зависимо от их оценки. 
 
Типология содержания масс-медиа: 
- новости/интервью; 
- развлекательные передачи. 
 
Проблемы подхода Лумана: 
- функции; 
- общество с его социально-культурной картиной. 
 
Медиа распространяют невежество в форме фактов, которое будет заменено на другие. 
 
Работа СМИ часто связана с социальными институтами.

 

5. Массовая коммуникация: содержание понятия, соотнесение  понятий СМИ И СМК.

Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи,Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.

Понятие массовой коммуникации

Массовая коммуникация — это прежде всего процесс  производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических  средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств  массовой коммуникации (Интернет): оказывает  возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и  отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться  как одна из важнейших глобальных проблем.

Среди глобальных проблем  исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части  воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов  способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие  «массовая коммуникация».

Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения  средств массовой коммуникации в  работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и разработанное позднее Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

Под публикой ими понималась такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно  осознают свои интересы, активно вовлечены  в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь  ставит действия публики в связь  с публичной формой осуществления  государственной власти).

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические  процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа  жизни коммуникантов

2. Формирование ценностей,  неявно присутствующих в масс-коммуникативных  процессах, котоpые, функционируя  на личностном уровне, формируют  массовое (общественное) сознание

3. Идентификация, означающая  эмоциональное и смысловое отождествление  потребностной сферы человека  в соответствии с поступающей  извне информацией

4. Восприятие, понимание,  переживание, запоминание, мотивация  и ожидания в механизме обращения  аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие  аудитории коммуникантом (СМК)

6. Формирование интересов  и стереотипов массового сознания  через установки

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации  феноменов подражания и заражения  в массовых проявлениях

8. Формирование слухов  с определенными целями

9. Мотивация и активизация  творческого мышления в группе (корпоративной среде)

Одной из важнейших социально-психологических  функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно  возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая  фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой  способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций).

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен  предполагает постоянную динамику и  непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода  слова, пpаво каждого на получение  и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с  другом pеципиентам. При этом, обpатная  связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные  телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции  участника телепpогpаммы. Но в любом  случае, психологически объяснимо, что  реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными  коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических  и др.аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны  исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных  интегрировать индивидов как  членов массовых аудиторий через  сообщение им чувства солидарности друг с другом. Также достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового  общения.

Несмотря на схожесть терминов смк  и сми оно всеже сильно отличаются.

Исторически понятие сми сложилось  как название определенного института, который воздействует на общество посредством  информационной функции. В своем  развитии сми прошли несколько этапов:

  • элитный
  • массовый
  • специализированный на соц. группы
  • интерактивный (потребитель информации выбирает программу сам).

Типы сми разделяют по степени  воздействия и свободы.

Сми

авторитарные

плюралистичные

 

Свободная пресса

Пресса социальной ответственности

Пресса демократического соучастия


 

Научное понятие смк сформировалось позже. Главной характеристикой  змк является воздействие на общество через коммуникативную функцию, что предполагает изучение компонентов массовой коммуникации, взаимосвязи и взаимодействия коммуникативных средств. Благодаря смк людям внушаются те ценности, которые характерны для данного общества, от чего мнение и поведение людей может измениться.

Существует 3 типа смк:

  • смк, не способствующие интеграции общества в позитивном плане
  • способствующие интеграции общества в позитивном и негативном плане
  • способствующие интеграции общества в позитивном плане, но дифференцировано в зависимости от потребностей общества и доминирующей функции смк.

Так как воздействие смк может  осуществляться в позитивном и негативном плане, то в результате может появиться 2 процесса: интеграции или дифференциации общества, что позволяет его контролировать.

Смк и сми являются мощными инструментами  влияния на сознание масс.

Смк способны:

  • вызывать изменения в сознании намеренно или ненамеренно
  • вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения
  • усиливать уже существующее мнение
  • предотвратить возникающее мнение
  • способствовать возникающим изменениям.

Сми – это главное средство, обеспечивающее коммуникацию.

 

6. Социальные общности  и коммуникации.

Общество как целостная социокультурная система состоит из множестваподсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.

Классификация социальных общностей


Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей?

Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

  • сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
  • общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходствасвоих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
  • наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
  • формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
  • укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
  • социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенныходинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции  создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, которыйсчитал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение  с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредствомконвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей,придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое  поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию  возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а  с рациональными.

Теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила  не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии СМК"