Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на билеты.docx

— 186.85 Кб (Скачать файл)

 

  1. Искусственные языки-посредники. Эсперанто.

Искусственные языки-посредники и интерлингвистика  

С библейских времен разноязычие многими ощущалось  как Божье наказание человеческого  рода за гордыню. Уже в глубокой древности  умы рационалистического склада пытались создать вспомогательные  языки для межэтнического общения. По замыслу авторов, если такой язык будет логичней естественного, то его  примут в ученом общении представители  разных стран. Первые попытки создания искусственных языков связывают  с европейской античностью: по одним  данным, впервые такой проект предложил  Алексарх (IV - III вв. до н. э.; см.: ЛЭС 1990, 291), по другим данным, — римский медик Клавдий Гален (Пергам, 130 г. до н. э.; см.: Исаев 1981, 11). Среди авторов проектов вспомогательных языков — арабский шейх Мохиэдин (XI в.), каталонский философ и логик, первый европейский арабист Раймунд Люллий (1235 — 1315), великие утописты Томас Мор (1478 — 1535) и Томмазо Кампанелла (1568 — 1639), хорватский священник, предтеча экуменизма и панславизма Юрий Крижанич (ок. 1617 — 1683). Проблемой искусственных языков занимались Фрэнсис Бэкон, Ян Коменский, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Исаак Ньютон. К настоящему времени известно около 1000 проектов таких языков. Первым искусственным языком, реализованным в общении, был волапюк (от англ, world — мир > vol + speak — говорить > puk, т. е. всемирный язык). Наиболее известный и удачный из искусственных языков-посредников — эсперанто— создан варшавским врачом Людвиком Заменгофом в 1887 г.

Две черты  эсперанто делают его исключительно  легким для усвоения: интернациональный  корнеслов и логичность грамматики. Большую часть лексики эсперанто  составляют слова с корнями классических языков европейской культуры (греческий, латынь); используются также славянские и германские, а в последнее время и неиндоевропейские элементы. Слово устроено агглютинативно: есть 40 однозначных и не знающих синонимии аффиксов; чередования (вроде русск. друг — друзья — дружеский) отсутствуют. Существительные имеют окончание — о, прилагательные — а, общий для них показатель мн.ч. — j; образованные от существительных названия существ женского пола имеют аффикс — in. Поэтому если patro — 'отец', a filo — 'сын', то о характере формо- и словообразования может дать представление такая таблица.

Сущ.ед.ч.             patr-o — отец                            fil-o — сын

Сущ.мн.ч.            patr-o-j — отцы                         fil-o-j — сыновья

Сущ.ед.ч.ж.п.       patr-in-o — мать                      fil-in-o — дочь

Сущ.мн.ч.ж.п. patr-in-o-j — матери                     fil-in-o-j — дочери

Прилагат.ед.ч. patr-a — отцовский                     fil-a — сыновний

patr-in-a — материнский                                      fil -in-a — дочерний

Прилагат.мн.ч. patr-a-j — отцовские                  fil-a-j — сыновьи

patr-in-a-j — материнские                                   fil-in-a-j — дочерние

На эсперанто  создана значительная оригинальная и переводная литература, в разных странах существует около 140 периодических  изданий; регулярные программы на эсперанто  передают 10 радиостанций. Национальные объединения эсперантистов есть в 56 странах, в том числе в ряде республик СНГ. Список изданий на эсперанто в СССР за 1963 — 1978 гг. приведен в работе: Исаев 1981, 64 — 65. Теория международных вспомогательных языков развилась в особую исследовательскую область — интерлингвистику (см.: Проблемы 1976, Проблемы 1991).

В конце XIX и до 40-х гг. XX в. об эсперанто  с энтузиазмом писали Л. Толстой, М. Горький, А. Барбюс, К. Циолковский, Дж.Бернал. По инициативе Троцкого, готовясь к "мировой революции", эсперанто учили в ряде частей Красной Армии.

Сейчас  отношение к эсперанто более  сдержанное. Эсперанто создавалось  в расчете прежде всего на индивидуальное ("кабинетное") восприятие европейцами письменной информации. Современные средства массовой коммуникации, ориентированные на воспроизведение или имитацию устного общения ("прямой эфир", "эффект присутствия" и т. п.), укрепляют в международном общении роль естественных языков. При этом, однако, предпринимаются попытки искусственно упростить язык, сделать его более легким для иностранцев. Один из популярных проектов такого рода, реализованный в сотнях учебников, — это Basic English, предложенный в 1934 г. американским лингвистом и психологом Чарлзом Огденом. Basic, "минимизированный" английский, включает всего 850 слов и несколько правил грамматики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Методы социолингвистического анализа языкового материала.

Социолингвистика  еще не успела в должной мере выработать собственные, присущие только ей методы исследования языка. Но ввиду того, что она возникла на стыке двух наук — социологии и лингвистики, представители новой области  знания попытались воспринять все лучшее, что характерно для методики и  техники исследований в обеих "питающих" ее науках.

Пожалуй, рано говорить об особых методах, используемых при создании социолингвистических теорий, — здесь социолингвистика ограничивается общенаучными методами. Методические особенности социолингвистики заключены в ее эмпирических исследованиях. При сборе конкретной информации социолингвистика в значительной своей  части опирается на методический опыт социологии и социальной психологии, но методы этих наук получают здесь  те или иные модификации применительно  к задачам, которые решаются этой лингвистической дисциплиной. Так, поскольку многие виды социолингвистических работ связаны со сбором и анализом массового материала (только на основании значительного числа фактов можно судить, как используется язык социальными группами, а не отдельными индивидами), в социолингвистике применяются методические приемы, издавна используемые социологами: устный опрос, анкетирование, интервью и другие, которые претерпевают изменения в соответствии со спецификой социолингвистического анализа.

В настоящее  время можно говорить об определенной совокупности методов исследования, которыми пользуется социолингвистика. В целом методы, специфические  для социолингвистики как языковедческой дисциплины, можно разделить на три  группы: методы сбора материала, методы его обработки и методы оценки достоверности полученных данных.

В первой группе преобладают методы, заимствованные из социологии, социальной психологии и отчасти из диалектологии, во второй и третьей значительное место  занимают методы математической статистики. Есть своя специфика и в представлении  социолингвистических материалов. Кроме  того, полученный, обработанный и оцененный  с помощью статистических критериев  материал нуждается в с о -циолингвистической интерпретации, которая позволяет выявить закономерные связи между языком и социальными институтами.

Важной особенностью социолингвистики является необходимость  уточнять методические детали применительно  к каждой конкретной задаче. Поскольку  социолингвисту часто приходится иметь дело с большим числом информантов, предварительное абстрактное моделирование ситуации опроса не может предсказать всех трудностей, которые часто возникают при непосредственном контакте с информантами. Для того чтобы выявить все осложняющие факторы и минимизировать их воздействие на результаты исследования, обычно проводятся пилотажные исследования, в ходе которых проверяется действенность известных методических приемов в отношении конкретной ситуации.

При сборе  информации социолингвисты чаще всего прибегают к наблюдению и опросам; достаточно широко используется и общенаучный метод анализа письменных источников. Разумеется, часто эти методы комбинируются: после предварительного анализа письменных источников исследователь формулирует некую гипотезу, которую проверяет в процессе наблюдения; для проверки собранных данных он может прибегнуть к опросу определенной части интересующей его социальной общности. В самом начале социолингвистического исследования перед исследователем встает проблема выбора тех конкретных индивидов, на языковом поведении которых предполагается строить гипотезы и проверять их.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"