Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на устную часть по социологии.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Оригинальную  историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные.

Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное  и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество характеризуется естественной волей, направляющей поведение людей как бы сзади, в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.

Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятия закрытого  и открытого общества. Открытое общество, т.е. демократическое, пронизанное духом  критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся  к обстоятельствам внешней среды, противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития.

8. Понятие «социальный институт». Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой  самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

9. Функции социального института. Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом. Функции социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей  функцией соц институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми соц институтами. Её можно назвать универсальной. Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др. Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство.

Функции соц  институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

 

 

 

10. Понятие «социальный процесс». В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты.

Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта.

Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д.

Социальный процесс совершается в трех формах: 1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта; 2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта; 3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социологии.

11. Понятие и классификация социальных  групп

Социальная  группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п. Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Социальная группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.         

По размеру  или численности:

Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

В зависимости  от характера отношений и связей индивидов:

Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

В зависимости  от структуры и внутренней организации:

Формальная  группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне.

Неформальная  группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями.

12. Основные понятия теории стратификации Термин "стратификация" характеризует собой способы, при помощи которых неравенство передается от одного поколения к другому и образуются сословия и социальные слои (страты). Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования по объективным показателям. Власть, доход, богатство, собственность, образование выступают объективными показателями стратификации, а престиж является субъективным критерием социального положения: властные отношения означают отношения взаимозависимости, при которых субъект власти навязывает собственную волю объекту своего воздействия.

Власть -наиболее важный канал доступа к социальным благам;

Отношения собственности - это отношения участников процесса производства, где люди делятся на хозяев средств производства и людей, не имеющих их;

Доходом называют деньги, полученные в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, прибыли;

Богатство - это накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег;

Престиж - это уважение, которым в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность.

В современных  условиях производят деление общества на группы по потребностям, интересам, престижу, образу жизни, ментальности. Однако преобладающими в социологии являются три базисных вида стратификации: политическая (по обладанию властью); экономическая (по доходу); профессиональная (по престижу).

13. Стратификационная система современных  развитых стран

Во второй половине XX в. на Западе возрос интерес к изучению проблем социальной стратификации. Как правило, при анализе социальной структуры стран с развитой рыночной экономикой социологами выделялись три слоя или страты: высший, средний и низший, внутри которых также существовала своя иерархия.

Американский  социолог Ллойд Уорнер в 40-х годах  выделил шесть классов:

1. Высший высший  класс. Включал в себя богатых  людей, но главным было «знатное  происхождение» в так называемых «старых семьях».

2. Низший высший  класс. Объединял людей высокого  достатка, но они не были выходцами  из аристократических семей.

3. Высший слой  среднего класса. Включал высокообразованных  лиц, занятых интеллектуальным  трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, средних предпринимателей.

4. Низший средний  класс. Представляли главным образом  канцелярские и другие «белые  воротнички» (банковские кассиры,  делопроизводители), а также высококвалифицированные  рабочие.

5. Высший слой  низшего класса. Составляли «синие  воротнички» – малоквалифицированные  рабочие и другие работники  несложного, но достаточно специализированного  физического труда.

6. Низший слой  низшего класса. Включал неквалифицированных  рабочих, разнорабочих, занятых примитивным трудом, и безработных.

Так же используется семиклассовая вертикальная стратификация:

1.Высший класс  профессионалов, администраторов;

2.Технические  специалисты среднего уровня;

3.Коммерческий  класс;

4.Мелкая буржуазия;

5.Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;

6.Квалифицированные  рабочие;

7.Неквалифицированные  рабочие.

Основную часть  современного развитого общества составляет так называемый средний класс, или  средний слой. Он появился лишь в XX в. и включает в себя представителей мелкого и среднего бизнеса, инженерно-технических работников (ИТР), служащих, административный персонал, работников сферы обслуживания, высококвалифицированных рабочих, фермеров. Средний слой в развитых странах охватывает60-80% населения. Низшие и высшие, элитные группы, даже вместе взятые, значительно уступают среднему классу по численности.

14. Теория среднего класса

Особое место  в практике социального управления принадлежит теории среднего класса, который занимает промежуточное  положение между высшим и низшим (рабочим) классом. По мнению М. Вебера, средний класс является главной социальной базой и опорой демократии современного западного общества. Такая его роль связана с особыми социальными свойствами:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"