Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на устную часть по социологии.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Начало становления  экономической социологии как отрасли  научного знания относится к ХIХ  в. К этому периоду относится  осознание ограниченности чисто экономического подхода к человеку, социальным процессам, характерное для классической буржуазной политической экономии. Экономические процессы начали рассматриваться в контексте развития общественных процессов.

Методологически важным для развития экономической социологии как самостоятельной отрасли знания явилось развитие и применение структурно-функционального и институционального методов исследования. Серьезный вклад в становление отечественной экономической социологии внесла в 70—80-х гг. сибирская школа экономистов и социологов. Как самостоятельная научная дисциплина экономическая социология сформировалась в середине 80-х гг.

35. Функции  и характеристики экономической  социологии.

36. Социальные  проблемы рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Семья как социальный институт. Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.

·  Репродуктивная функция призвана опеспечивать воспроизводство новых членов общества.

·  Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.

·  Рекреационная функция. Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.

·  Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, рпоблему распределения домашнего труда. . Ведение членами семьи общего хозяй-ства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

Функции семьи.а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;[20]вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родномуг) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;[21]Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

38. Формы семьи. Самый распространенный тип семьи - нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.

В зависимости от места  проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитает неолокальную модель - отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

Общественный уклад  предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии - старший по возрасту мужчина в семье.Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада - эгалитарном - власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. 

Брак и его формы. Брак - исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанностиЦерковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии и в католицизме бракосочетание является одним из таинств —Венчанием.Мезальянс — брак между лицами неравного положения.Морганатический брак — разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называютсожительство.Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. Своеобразная форма проституции.Гостевой брак — зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно. Современная форма парного брака.Похищение невесты — способ заключения брака в различных культурахНиках — брак по законам ислама

39. Социология культурного конфликта . Критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отд. личностями, их группами, личностью и группой, личностью и об-вом, группой и об-вом, между разными сооб-вами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании к-рых лежат, как правило, противоречия в более или менее прагматич. и утилитарных интересах сторон (экон., полит. и других властно-собственнических, статусно-ролевых, гендерных, кровно-родственных и пр.). Разумеется, широко распространен и такой способ разрешения конфликтов, как борьба "до победного конца", заканчивающаяся уничтожением соперника или приведением его в полную покорность, что, как правило, является лишь откладыванием подлинного разрешения конфликта на будущее. Практич. формы К.к. могут иметь разл. масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгос. и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крестовые походы, религ., гражд., революц. и отчасти национально-освободит. войны, деяния церковной инквизиции, геноцид, насильств. обращение в насаждаемую веру, в значит. мере полит. репрессии и т.п.. Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплиментарности, с интересом к иной культуре (в ее групповом или персонифицированном воплощении) и поиском точек ценностных совпадений или пересечений. Поскольку антропол. и социальные основания интересов и потребностей, а отсюда и базовые ценностные установки у всех людей и их сооб-в в силу единства физич. и психич. природы человечества более или менее однотипны, это открывает большие возможности для поиска и манифестации совпадающих ценностных парадигм в культурах разных сооб-в и их социальных групп в качестве профилактики К.к. Особым типом К.к. является творч. конфликт между направлениями, школами, группировками или отдельными корифеями науки, философии, худож. культуры. Здесь прежде всего имеет место соперничество между разл. методами познания и отражения действительности, конфликт в определении критериев истинности того или иного метода. В отличие от существующих теорий социального конфликта, рассматривающих это явление как в основном положит., способствующее поступат. развитию об-ва, анализ К.к. не выявляет в нем никаких явных развивающих потенций. Ведь здесь имеет место противоречие не между более и менее эффективными способами удовлетворения объективных интересов и потребностей людей, а между разл. оценками и интерпретациями тех или иных культурных текстов, единств. объективное преимущество к-рых заключается в том, что они "наши" или "не наши"; т.е. речь идет о конфликте не столько интересов, сколько амбиций личностей, групп, сооб-в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Семья в Казахстане в условиях рыночных отношений. 

Исследование  было проведено Центром Изучения Общественного Мнения (ЦИОМ), Алматы, Казахстана по заказу ЮНФПА и при поддержке Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан. Исследование было проведено в сентябре-ноябре 2007 года.

Данное исследование было количественным. Общий объем выборки – 3000 человек. Выборка, применяемая в данном исследовании, - многоступенчатая стратифицированная случайная. В исследовании принимали участие жители всех областей Казахстана, а также гг. Астана и Алматы.

По отчету результатов  исследования, на сегодняшний день среди казахстанцев семья ценится выше всего, причем, как показывает статистический анализ, здесь не существует разницы между отношением к ней мужчин и женщин. Ответы большинства респондентов позволяют сделать вывод о том, что казахстанская семья, как правило, детоцентристская. Однако, среди азиатов нацеленность на брак и семью несколько выше, чем у европейцев. Около 93% казахстанцев положительно относятся к заключению брака. Среди разочарованных в браке большую долю составляют разведенные. Это говорит о том, что лишь незначительная часть казахстанцев имеет отрицательное отношение к браку перед первой женитьбой/замужеством в своей жизни, как правило, это чувство приобретается после негативного опыта супружеских отношений.

В последние  годы все больше браков совершается по религиозным канонам. Наиболее активно эта тенденция развивается среди мусульман, составляющих около 43% населения страны.

Фактический размер казахстанской семьи (количество совместно  проживающих в одном домохозяйстве) равен примерно 4,18 человека, 2,04 из них – дети. Около 70% семей имеют в своем составе от 3 до 5 человек. На сегодняшний день, в средней казахстанской семье воспитывается по 2,04 ребенка. В поколении родителей в среднем воспитывалось по 4 ребенка в семье. Таким образом, за одно поколение количество детей в семье уменьшилось почти в 2 раза. Подводя итоги, можно назвать современное казахстанское общество консервативным, в частности это наиболее выражено в Южных и Западных регионах Казахстана. Наблюдается уменьшение количества детей в семье почти в 2 раза за одно поколение. У представителей европейских этносов, в которых рождаемость традиционно ниже и количество детей в семье наблюдается меньшее. Азиатские семьи демонстрируют превышение простого воспроизводства, что в дальнейшем повлечет увеличение разрыва между количеством представителей европейских и азиатских этносов в Казахстане.

41. Семейная политика и социальная поддержка семьи

Потребность в  семье и семейных отношениях для  личности и общества очевидна. Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной реализации её функций. В связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения, социальная защита семьи приобрела особую актуальность. Это обусловлено тем, что: подавляющее большинство населения проживает в семьях; экономические и моральные проблемы общества концентрируются в семье, отражаются на её жизнедеятельности; семья выполняет для общества функцию по рождению и воспитанию, социализации детей; семья берёт на себя основную часть заботы о престарелых и инвалидах. Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства. Государство заинтересовано в воспроизводстве населения, в улучшении состояния здоровья населения и качества трудовых ресурсов, в эффективной социализации детей, что позволяет создать фундамент для его экономической, политической, военной

безопасности  и дальнейшего эволюционного  развития. В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики: развитие законодательной базы; демографическая политика; экономическая политика государства в отношении семьи; социокультурная политика; развитие социального обслуживания семьи; государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах; региональная семейная политика; взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики; разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

 

42. Социологический анализ культуры.

Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений  социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический  анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью. Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами? Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно "культура". Как известно, "культура" - это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой загруженностью термина "культура", многие исследователи вообще стараются его не использовать. Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук - в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой "культура" является основным объектом изучения - культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры - крайне сложного и многообразного феномена, "естественным образом" тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"