Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 1.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

 Наблюд. считается достоверным,  если при повторении его в  тех же усл. и с тем же  объектом дает те же рез-ты.

 

 

 

 

8. Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек  в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому  культура выступает, как способ и  метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом  и даёт новые формы развития природы  и общества.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".

Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик  культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем  культуры.

Традиции - формы сохранения ранее  достигнутого. Между традицией и  новаторством всегда должно сохраняться  определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному  застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных  обновлений общества или отдельных  его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и  элитарной культуры.

Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия  и секса, жажда обладания вещами.

Функции культуры:

Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

·         Главная  функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий  ей тип человека. Все другие функции  культуры подчинены этой

·         Функция  передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего  отобранный опыт прошлого, но поскольку  новые поколения ставят новые  задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно  происходит диалог поколений. Однако такой  диалог необходим и между различными культурами настоящего. - коммуникативная  функция.

Информационная функция 

Знаково-символическая (семиотическая) функция 

·         Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые  ценности.

·         Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

·         Индивидуализирующая  функция: многогранность и богатство  культуры создаёт возможность для  развития у человека именно его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Единство и многообразие культур. Взаимодействие культур.

Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет  человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек  как продукт развития или иного  общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и  на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности. Мир  культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить  в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии.

Можно разделить культуру и по другому  критерию – вероучению, т.е. взять  за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство.

Так как культура пронизывает все  сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике  отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания.

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две  основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовну.

Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий

Личность - отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Важнейшая особенность личности - умение избегать отождествления себя как определённой целостности с  конкретными формами своего социального поведения, умение "быть" и "казаться". Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования - есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий.

Индивид становится личностью  лишь в качестве члена определённого  социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей  ценностно-нормативной системы, в  процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом  социальных систем, их изменения и  развития.

. Социальная необходимость  в труде должна была превратиться  во внутреннее побуждение. Помимо  общесоциальных черт, личность характеризуется  чертами, связанными с принадлежностью  индивида к различным социальным  общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. 
Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности, к личному индивидуализированному существованию индивида, освобождённого от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсовременного общества связывают с "триумфом индивидуальности". Это общество, которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Социализация личности

Одна из основополагающих проблем  соц-гии личности — изучение процесса социализации, т.е. исследование  широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему чел-к становится деятел. обществен. субъектом. Многочислен. сравнит. исследов. показали, что не только соц. привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов явл-ся продуктом соц-ции. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не явл-ся, как это долго считалось, только «естественными», т.е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). История возникн. термина «социализация» связана с «недоразумением», с неточностью при переводе с нем. на англ. Понятие «социализация» шире традиц-х понятий «образование» и «воспитание». Образов. Предп-ет передачу определ. суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправлен., сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка определенных личност. качеств и навыков поведения. Сущ-ют два осн. подхода в определении сущности и процесса соц-ции: 1) соц-ция — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда актив. стороной явл-ся об-во, а сам чел-к — пассивный объект его разнообраз. воздействий; 2) с этим подходом согласны в наст. вр. подавляющее большинство социологов — он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны об-ва (так называемых агентов социализации), но и акгив-ть, избират-ть отдел. индивида. При этом соц-ция рассмат-ся как процесс, который продолжается в теч. всей жизни чел-ка. Принято выделять первичную соц-ию, охватыв. п-д детства, и вторичную соц-цию, занимающую длител. временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон. возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  (девиантное) (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.

Основные формы девиантного поведения

отнести преступность- отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче — снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне

 алкоголизм -

наркоманию- Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление.

 Суицид- намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Понятие социальные  нормы. Классификация социальных  норм.

Социальные НОРМЫ - это  правила, регулирующие поведение людей  и деятельность организаций в  их взаимоотношениях. Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в  связи с необходимостью урегулировать  поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается  наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Классификация социальных норм:

Все социальные нормы, действующие  в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

- по способу их установления (создания);

- по средствам охраны  их требований от нарушений.  На основе этого выделяются  следующие виды социальных норм:

1. Нормы права - правила  поведения, которые устанавливаются  и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются  в обществе в соответствии  с моральными представлениями  людей о добре и зле, справедливости  и несправедливости, долге, чести,  достоинстве и охраняются силой  общественного мнения или внутренним  убеждением.

3. Нормы общественных организаций  представляют собой правила поведения,  которые устанавливаются самими  общественными организациями и  охраняются с помощью мер общественного  воздействия, предусмотренных уставами  этих организаций.

4. Нормы обычаев - это  правила поведения, сложившиеся  в определенной общественной  среде и в результате их  многократного повторения вошедшие  в привычку людей. Особенность  этих норм поведения состоит  в том, что они исполняются  в силу привычки, ставшей естественной  жизненной потребностью человека.

5. Нормы традиций выступают  в виде наиболее обобщенных  и стабильных правил поведения,  которые возникают в связи  с поддержанием выверенных временем  прогрессивных устоев определенной  сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие  традиции).

6. Нормы ритуалов представляют  собой такую разновидность социальных  норм, которая определяет правила  поведения людей при совершении  обрядов и охраняется мерами  морального воздействия. 

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию.

Все социальные нормы в  их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

 

 

 

 

 

14. Основные подходы  к объяснению девиации.

Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р.Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере

отношения американцев к  такой цели, как достижение богатства.

Первый тип поведения - конформность - предполагает соответствие и

культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного  поведения - инновация - предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"