Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

 

69. Проблемы самоизоляции семьи. Рекреативная функция семьи. САМОИЗОЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ – системное, интегральное качество личности, проявляющееся в критической жизненной ситуации. Реализуется на социально-психологическом, индивидуально-психологическом и глубинно-психологическом уровнях (А. И. Смирнов, 2002). На социально-психологическом уровне С. л. проявляется в занимаемой ею позиции изоляционизма и оппозиционности по отношению к обществу. На индивидуально-психологическом уровне С. л. подкрепляется наличием психологического напряжения эмоциональной сферы, использованием интеллектуальной активности как формы ухода от трудностей социальной включенности. С. л. усиливается наличием в сфере «Я» внутриличностных конфликтов, личностных качеств, характерных для комплекса неполноценности, а также наличием компенсаторных качеств, свойственных комплексу превосходства. Психологическая сфера личности в критической жизненной ситуации отличается фрустрацией глубинных экзистенциальных потребностей. Их состояние, констелляция, диалектическое взаимодействие вызывают явление С. л. Как психический феномен, С. л. имеет факторную структуру, содержащую базовые составляющие: «страх перед жизнью», «потеря как идентичность», «консерватизм и пассивность», «изоляционизм в одиночестве». Их взаимовлияние формирует способ преодоления личностью своей социальной неприспособленности в реальных жизненных условиях. Овладение профессией, включение в трудовой коллектив, создание семьи, установление и поддержание дружеских или интимных отношений позволяют личности в критической жизненной ситуации справиться с самоизоляцией, обрести духовную свободу, чувство собственной ценности и нужности людям. Функции семьи - В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны). Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. функция семьи - рекреативная (то есть восстановительная). Известно, что сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего, в общественно полезной деятельности. Конечно, ежегодно трудовой человек получает профсоюзный отпуск, иногда, если очень повезет, попадает в дома отдыха, санатории, ездит на курорты и в другие места рекреации, восстановления своих сил. Но повседневным, основным рекреационным институтом является все-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым «зарядились» в обществе, в своем личностном, должностном, профессиональном и гражданском функционировании. Именно от семьи, прежде всего, зависит наше социальное здоровье. Даже уровень эффективности воздействия государственных рекреационных учреждений и мест во многом зависит от того, в какой семье живет человек, то есть от рекреативного потенциала семьи. И день жизни в семье может для одного человека по своей эффективности сравняться с неделями пребывания в доме отдыха. А иногда и, наоборот: по своей психической нагрузке один день пребывания в семье порой превышает недели трудовой нагруженности человека.

 

70. Конъюгальная семья. Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. По  критерию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная  семья допускает  более широкую  свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское  общества принадлежат  к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной. 

 

71. Полная и неполная семья. Неблагополучная семья. По полноте состава семьи подразделяются на полные и неполные. Полной семьей большинство исследователей считают семью с супружеской парой, независимо от того, есть у этой пары дети или нет. Хотя, например, А. И. Антонов полагает, что бездетную пару не следует считать в строгом смысле семьей, поскольку она не соответствует двум из трех видов родственных связей между членами семьи (супружество, родительство и родство), которые он включает в свое определение семьи. В бездетной семье есть только супружество. По мнению же В. А. Борисова, это все-таки семья, но неполная.  Однако почти все остальные специалисты по изучению семьи считают брачную пару полной семьей, даже в случае ее бездетности.  К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой (step-family в англоязычной литературе). Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца. Но на практике, далеко не все неродные родители хотят и могут заменить родных отцов и матерей и отнюдь не все дети принимают их как родителей . Нередко бывает, что отчим остается чуждым для ребенка своей жены не оттого, что плохо относится к ребенку, а оттого, что сам ребенок после развода сохранил тесные отношения с родным отцом и вообще не понимает, почему мать с ним развелась и привела в дом чужого человека.  Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми. При этом дети могут быть и совершеннолетними. Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители и/или родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже неполная, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении.  Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой и/или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям. В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками. Чаще всего такие семьи тоже образуются из-за полного распада родительских семей. Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: · конфликтные семьи· проблемные семьи асоциальные семьи · аморально-криминальные семьи · семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) 2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

формы семейного  неблагополучия имеют ярко выраженный характер:

1)Семьи  с алкогольной зависимостью.

Признаки семьи: размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг. непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения. низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых. недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости: Дети в алкогольной семье: · оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи») · живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии») · ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)

· испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном). · наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям · испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дома · испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им · слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей. · испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением · заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка · пониженная самооценка, недостаток самоуважения · жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей  

2)Конфликтные  семьи. Признаки семьи: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение Дети в конфликтной семье.

Внутренне неблагополучные семьи. (Скрытая  форма)

1)Недоверчивая  семья: · повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности · слабые контакты с окружающими · нередки длительные конфликты с родственниками · в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Дети  в недоверчивой семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями непризнание детьми ошибок и собственной вины, трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

2)Легкомысленная  семья. отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны; семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты Дети в легкомысленной семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами

3)Хитрая  семья. ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех; часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение. Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся! 

4)Семьи,  ориентированные на успех ребенка: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи; срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)

5)Псевдовзаимные  семьи: поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют

6)Псевдовраждебные  семьи: наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные. Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье: ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

7)Семьи  известных людей: семья постоянно находится в поле зрения общественности; недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям Дети в семьях известных людей: Первый тип поведения -многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству; испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания ; эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя; ведут праздный образ жизни

Второй тип  поведения – тяжело переживают бремя родительской славы; тяготятся повышенным интересом окружающих; стремятся превзойти своих знаменитых родителей; страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

8)Семьи  состоятельных людей: семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса; тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников; родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам). 

Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно. 1)Семьи с недееспособными членами: испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра. 2)Семьи с детьми-инвалидами: типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза; вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности

в подобных семьях часто бывают разводы. 3)Семьи с нарушением структуры семейных ролей: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе); семья-театр семья-санаторий  семья с антисексуальной идеологией.

72. Второй брак и повторный брак. Психологические аспекты второго брака. Повторный брак может нести в себе разные причины, желания и ситуации. Психологи говорят об их «богатом» разнообразии, а также об их возможных последствиях для нового союза. Что может происходить, и чем это может быть спровоцировано – рассмотрим в аспектах. Адаптация и её отсутствие. Мужчины менее способны адаптироваться к переменам в семейной жизни, навеянным длительностью совместного проживания. Поэтому они более склонны к началу новых отношений, к новым бракам, в которых их прельщают первые этапы. Но строя по такому принципу новый брак, можно получить новое разочарование на старый лад. Поэтому правильнее научиться развивать в себе способности к адаптации. Идеализация. Вторая семья может стать очередной попыткой реализации идеального семейного образа или брака с «наконец-то идеальным» партнером. Может случиться, что теперь в новом союзе партнёры будут освобождены от «вредной привычки» идеализировать. А возможно, «идеальная» планка поднимется ещё выше. Психологи всё-таки советуют снизить эмоциональное давление наших ожиданий и работать с реальностью, объективно выбирая для себя самое подходящее. К тому же, нужно адекватно выстраивать настоящие отношения, не опираясь на иллюзорность фантазий. «Тот» или «не тот». Часто причиной разрушения предыдущего союза человек считает то, что «не тот» человек попался. А теперь надо искать так, чтобы был «тот». К сожалению, многие семьи распадаются не из-за особенностей партнёров, а из-за отсутствия партнёрства в отношениях. И это нужно помнить при создании новой семьи. Раненные сердца. В новый брак могут вступить те, кто получили болезненный супружеский опыт в прошлом, который сделал их более закрытыми, осторожными в принятии нового союза. Это может стать общим параметром понимания - главное, чтобы не единственным. Новый союз должен развиваться и дарить необходимое счастье, так что лучше уже создавать его максимально освобождённым от предыдущих страданий и двигаться дальше. Либо нужно старательно обоюдно возрождать друг друга, переходя на уровень новой жизни. Соединение партнёров с детьми (с ребёнком). Если кто-то из партнёров входит в новые отношения с детьми из прошлого брака, важно дать время и детям, и новому родителю, чтобы познакомиться ближе, найти и занять свою позицию. Стоит при этом разговаривать об ощущениях друг друга. Большую любовь они не обязаны чувствовать (ведь выбирали по любви друг друга только 2 человека). Но уважение должно быть в центре всего семейного общения. По возможности, если ребёнок некомфортно себя чувствует в новых отношениях своего родителя, психологи советуют попросить бывшего супруга поговорить с ребёнком. Важно, чтобы он объяснил, что он нормально воспринимает ваши новые отношения, и нет ничего плохого, если ребёнок тоже к этому отнесётся положительно. Не стоит нести злость на бывшего мужа (жену) в новые отношения. Это поможет детям лучше прожить все этапы перемен. По данным исследований, если родители сохраняют отношения уважительного взаимодействия после развода, у детей потом устанавливаются хорошие отношения с отчимом (мачехой). Стресс для ребёнка. Как утверждают психологи, второй брак родителя для ребёнка часто является даже более стрессовым, чем развод (особенно повторный брак отца). Для малыша станет большой путаницей установление, определение уровня родства с новым родителем, родственной структуры, социальной роли. Важно помочь ребёнку расставить всё по своим местам. Стоит также избегать насильственного перетягивания ребёнка после развода на свою сторону. Это может вызвать в нём чувство вины и другие отрицательные эмоции. Никаких сравнений. Сравнений не терпят любые отношения ни с другими семьями, ни с любыми выстроенными фантазиями, ни, тем более, с предыдущими брачными. Мало того, сравнивать нельзя и отдельно взятого нового супруга (супругу). Сравнения – нечестное ведение отношений, кроме того, непременно ведущее к провалу нового союза. Особенно запрет на сравнения касается вдов и вдовцов, у которых образ умершего супруга (супруги) только всё больше идеализируется со временем, а в новом браке приходится иметь дело с реальным человеком. Уберите эгоизм. Если брак является вторым только для одного из супругов, не нужно слишком преувеличивать долю своей тяжести в новом начинании. Важно помнить, что нелегко приходится и второму партнёру, которому в наследство достался супруг (супруга) с уже готовыми обидами и разочарованиями. Ему, скорее всего, придётся повлиять на возвращение партнёру, побывавшему в браке, веры в лучшие отношения, установить контакт с не своими детьми, влиться в семью, где, возможно, кто-то симпатизировал прошлому супругу и т.д. Рекомендации для второго союза. Конечно, каждый случай повторного брака требует индивидуального подхода, но психологи советуют начать хотя бы с выполнения общих рекомендаций:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"