Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности формирования Чикагской школы и выявить ее вклад в развитие социологии.
Цель курсовой работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
Определить особенности становления Чикагской школы
Изучить основные поколения Чикагской школы
Выявить основных представителей направления и рассмотреть их концепции
Проанализировать вклад Чикагской школы в развитие социологии и изучить направления, которые стали логическим продолжением основных идей данного направления

Содержание

Введение
Глава 1. Истоки и особенности становления Чикагской школы
1.1 Особенности формирования направления
1.2 Основные поколения Чикагской школы
Глава 2. Вклад Чикагской школы в развитие мировой социологии
2.1 Ключевые идеи представителей Чикагской школы
2.2 Использование идей Чикагской школы в современной социологии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

629361.rtf

— 485.50 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Истоки и особенности становления Чикагской школы

1.1 Особенности формирования направления

1.2 Основные поколения Чикагской школы

Глава 2. Вклад Чикагской школы в развитие мировой социологии

2.1 Ключевые идеи представителей Чикагской школы

2.2 Использование идей Чикагской школы в современной социологии

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловливается целым рядом факторов. Центральными проблемами Чикагской школы являются: проблемы социального порядка, социальной организации, и социального контроля. Эти проблемы существуют и в современных условиях. Деятельность Чикагской школы была направлена на решение конкретных общественных проблем, которые существуют и в современное время. Данное направление проводило различные городские социальные исследования, методы которых и сегодня не утратили своей значимости. Исследования Чикагской школой социальных проблем, связанных с урбанизацией города Чикаго, дают возможность выявить особенности современных проблем, связанных с урбанизацией городов, и позволяют своевременно их решить. Логическим продолжением Чикагской школы является такое современное направление, как инвайронментальная социология, которая будет рассмотрена в данной работе в пункте 2.2.

Степень научной разработанности темы: Данное направление является одним из наиболее разработанных в социологии. У истоков Чикагской школы стоит Г. Зиммель, идеи которого перевез из Германии в Америку ученик немецкого социолога - Р. Парк. Формированием самой школы занимались: У. Томас, Э. Берджесс и Р. Парк. В самом Чикагском университете разработкой идей данного направления занимались такие социологи, как: Г. Блумер, Р. Маккензи, Л. Вирт, Дж. Винсент, С. Стауфер, Э. Хьюз, Г. Беккер, Э. Гофман и другие. В настоящее время изучением и развитием идей Чикагской школы в России в основном занимается В.Г. Николаев.

Объектом исследования является направление, именуемое Чикагской школой. Предметом курсовой работы выступают особенности развития Чикагской школы и основные концепции представителей Чикагского университета.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности формирования Чикагской школы и выявить ее вклад в развитие социологии.

Цель курсовой работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

Определить особенности становления Чикагской школы

Изучить основные поколения Чикагской школы

Выявить основных представителей направления и рассмотреть их концепции

Проанализировать вклад Чикагской школы в развитие социологии и изучить направления, которые стали логическим продолжением основных идей данного направления

Методологические и теоретические основы исследования.

При выполнении данной работы, в первую очередь мы опирались на теоретические положения таких представителей Чикагской школы, как: У.Томас, Р. Парк, Г. Блумер, Р. Маккензи, Л. Вирт и Э. Гофман, с помощью которых стало возможным выявить вклад данного направления в развитие мировой социологии. Также нами была рассмотрены: концепция формальной социологии Г. Зиммеля для объяснения факта преемственности его идей Чикагской школой; некоторые работы социологов, посвященные инвайронментальной социологии и структурному функционализму, которые показали основные идеи данных направлений; анализ концепций представителей Чикагской школы, представленный в работах В.Г. Николаева, который был использован при выделении периодов Чикагской школы.

В работе использованы следующие общенаучные методы: конкретно-исторический, системный и сравнительный анализ.

Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит в себе по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Истоки и особенности становления Чикагской школы

 

Особенности формирования направления

чикагская школа социология

Для определения особенностей формирования данного направления, сначала следует обратить внимание на американскую социологию и на ее формирование в целом. Это необходимо для того, чтобы увидеть определенные черты, которые отличали американскую социологию от европейской, а значит, и Чикагскую школу от многих других направлений в социологии. Социология в Европе - это социология отдельных известных людей, которые пытаются перенять на свою сторону как можно больше учеников. Американская социология развивалась другим путем. Изначально она выстраивалась в институциональном контексте: создавались исследовательские центры, департаменты, исследовательские группы. Среди множества университетских образований, появившихся до 1914 года (Колумбийский университет, университет Винсконсена, Мичиганский университет и пр.), доминировал Чикагский университет и та версия социологии, которую преподавали в нем. Такое становление и формирование социологии дало возможность снизить разобщенность американских социологов и ускорить их интеграцию: формирование социологических факультетов способствовало сближению социологов, принадлежавших к разным интеллектуальным кругам.

Стоит обратить внимание на один интересный факт: многие основатели американской социологии были тесно связаны с церковью, то есть либо имели сан священника, либо его имели их ближайшие родственники. Из этого следует, что основатели американской социологии получили основательное образование в области теологии. Это сыграло свою роль. В обществе социология стала восприниматься, как символ веры, направленный на создание социальных реформ: «Многие из его [Чикагского университета] ранних лидеров были из религиозной среды. Они надеялись использовать социологию как средство социальных реформ. Социальное обследование использовалось как способ привлечения внимания к болезням общества»1. Сама же социология в своей деятельности опиралась на идеи протестантизма: «Некоторые социологи проникались идеями, основанными на тех или иных доктринах протестантизма, больше, другие - меньше, но можно утверждать, что не испытавших такого влияния не было. В своих теоретических построениях они стремились обосновать необходимость пропитки «слоеного пирога» американского общества принципами, так или иначе отвечающими «протестантскому духу»»2.

Американская социология - это, прежде всего, эмпирическая социология (в отличие от теоретической европейской социологии). Более того, американскими социологами активно велась разработка фундаментальной методологии. Именно это дало возможность не допустить пропасти между теорией и эмпирией, которая возникла в европейской социологии.

До основания Чикагского университета, социология в США была представлена лишь работами некоторых ученых (Дж. Кули, У. Самнер и др.) и курсами по социологии, которые проводились в некоторых американских университетах (Колумбийском, Йельском и др.). Логично, что в этот период социология была далека от всеобщего признания. У истоков Чикагской школы стоит Г. Зиммель, идеи которого перевез из Германии в Америку Р. Парк. Труды Г. Зиммеля по социологии города, социальной экологии и социальной дезорганизации оказали значительное влияние на формирование социологических концепций представителей Чикагской школы. В исследованиях урбанизации Чикаго, представители Чикагской школы брали во внимание исследование Г. Зиммелем моды. Немецкий социолог пришел к выводу, что на распространение моды влияет разложение традиций, обычаев, убеждений общества: «Нечто новое и внезапно распространившееся в жизненной практике не будет названо модой, если оно вызывает веру в его длительное пребывание и фактическую обоснованность; лишь тот назовет это модой, кто уверен в таком же быстром исчезновении нового явления, каким было его появление. Поэтому одним из оснований господства моды в наши дни в сознании людей является также то, что глубокие, прочные, несомненные убеждения все больше теряют свою силу»3. Также стоит обратить внимание на его исследования индивидуальности. Г. Зиммель писал, что увеличение группы влияет на усиление индивидуальности: «Постольку, поскольку группа растет, численно, пространством, значением и жизненным содержанием, - постольку ослабевает ее непосредственное внутреннее единство, и резкость первоначального ограничения себя от других смягчается взаимными отношениями и связями; одновременно с этим индивид получает свободу деятельности в гораздо большей степени, чем ее давала первоначальная ревнивая замкнутость, и становится своеобразным и исключительным, к чему дает основание и что делает необходимым разделение труда в разросшейся группе»4. Другими словами, чем больше группа, тем меньше ее члены похожи друг на друга и наоборот. С годами же в социальных группах замечается увеличение индивидуальности.

Первый американский социологический департамент возник в 1892 году в Чикагском университете. Директором этого департамента стал А. Смолл. Изначально Чикагский факультет социологии был смешан с антропологией, так как эти специальности считались смежными. Отделение антропологии произошло лишь в 1965 году. Идеи, которые развивались в Чикагской школе - были предназначены для решения вполне определенных и актуальных проблем американского общества. А. Смолл считал, что главной задачей социологических исследований должно было стать решение конкретных социальных проблем. Чикагцев объединял приземленный эмпирический взгляд на социальные проблемы. Чикагский департамент провел огромное количество исследований по различным вопросам. Стиль Чикагской школы заключался в том, чтобы как можно больше разрабатывать концепты и теорию для того, чтобы проводить эмпирические исследования. Центральная проблематика - проблема социального порядка, проблема социальной организации, социальной дезорганизации и проблема социального контроля.

Таким образом, Чикагская школа сыграла значительную роль в институционализации американской социологии как академической дисциплины: «Тесно интегрированное местное сообщество преподавателей и студентов-выпускников, занятых в исследовательской программе по изучению города и сосредоточенных вокруг общих проблем, характерное для чикагской социологии 1920-х гг., почти не имеет аналогов с тех пор и по сей день»5. Более того, можно сказать, что социология получает признание в американском сообществе лишь с появлением департаментов. Доминирующей же версией социологии стала версия, практикуемая в Чикагском университете, то есть эмпирическая социология, стремившаяся посредством реформ решить конкретные общественные проблемы.

 

1.2 Основные поколения Чикагской школы

 

Во многих учебниках по истории социологии печатают периодизацию поколений Чикагского университета, выделенную Л. Куртцем и Д. Смитом. Л. Куртц выделял три поколения чикагских социологов, а Д. Смит выделил четвертое поколение. Нами был рассмотрен учебник под названием «История социологии в Западной Европе и США»6. Согласно данной периодизации в развитии Чикагской школы выделяется четыре поколения. Первое поколение берет свое начало с основания департамента социологии в Чикаго и заканчивается с началом первой мировой войны. Представители данного поколения - А. Смолл, Дж. Винсент, У. Томас и Ч. Хандерсен. Второе поколение охватывает период с первой мировой войны до середины 30-х годов XX века и включает следующих американских социологов - Р. Парк и Э. Берджесс. Третье поколение берет начало с середины 30-х годов и продолжается до начала 50-х годов XX века. Л. Куртц предлагал отнести к этому поколению таких ученых как: У. Огборн, Э. Хьюз, С. Стауффер, Л. Вирт, Ф. Фразье, П. Кресси, Э. Шилз, Г. Беккер. Четвертое же поколение охватывает период с начала 50-х годов до нашего времени. Представители данного поколения - Г. Блумер, М. Яновиц, Дж. Саттлз, У. Корнблум, А. Хантер.

В данной работе будет предложена несколько иная периодизация поколений Чикагской школы. Ее основой стала периодизация, приведенная выше, а изменения составляют различные дополнения, внесенные нами на основании изучения некоторых текстов, имеющих отношение к истории Чикагского университета.

Л. Куртц отнес ко второму поколению лишь двух социологов - Р. Парка и Э. Берджесса. Нам кажется, что было бы логично относить к данному поколению еще нескольких американских социологов - У. Огборна и Р. Фэриса. У. Огборн представлен в вышеизложенной периодизации в третьем поколении Чикагской школы, что на наш взгляд нелогично. Основная проблематика второго поколения данного направления - социология семьи и урбанизация. У. Огборн проводил исследования связанные с данной проблематикой. Он исследовал различные аспекты урбанизации и пришел к выводу, что она ведет к распаду и сокращению семьи. По мнению У. Огборна, духовный мир человека не успевает приспосабливаться к быстрым темпам изменения в материальной сфере, то есть ко всем технологическим новшествам развивающегося общества. Этому процессу запаздывания американский социолог дал название - «культурный лаг»: «Огборн был первым в этом виде исследования, кто исследовал такие проблемы, как характерный «лаг» между культурными инновациями и их широко распространенными регуляторами или использованием их потенциала»7.

Р. Фэрис же в вышеизложенной периодизации не фигурирует вообще. Это явное упущение, потому что Р. Фэрис возглавил факультет в 1925 году, сменив на этом посту А. Смолла. Именно при Р. Фэрисе Чикагская школа достигла высшей точки в своем развитии и обрела ту заслуженную славу, которой она пользуется по сей день. Вклад директора американского университета связан с развитием социальной психологии, из которой вскоре вырос символический интеракционизм. Р. Фэрис читал курс лекций по социальной психологии, а вскоре этот курс перешел к Г. Блумеру - человеку который изобрел неологизм «символический интеракционизм». Более того, представитель чикагской социологии исследовал проблему девиантного поведения (данная проблема исследуется на стыке таких наук как: социология, педагогика и психология). Наряду с Э. Тирикьяном, Н. Смелзерем и Т. Шибутани, Р. Фэрис расценивал «различные формы отклоняющегося поведения именно как следствие социальной дезорганизации»8. Он акцентировал свое внимание, прежде всего, на социальные и культурные факторы девиантного поведения, «связывая их в рамках структурного функционализма с состоянием социальной дезорганизации общества и разрывом между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения»9.

Информация о работе Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии