Характеристика основных типов социальных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.

Содержание

Введение
1. Технология как социальный феномен 4
1.1. Социальные технологии: понятие и сущность 4
1.2. Классификации социальных технологий 5
2. Типы социальных технологий 7
2.1. Универсальные социальные технологии 7
2.2. Частные социальные технологии 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

КР.,14Технология социальной работы.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.

Основными направлениями  социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка - это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.

Социальная  помощь - это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих  учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:

·  материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);

·  социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);

·  коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);

·  профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и

·  ориентация, трудоустройство) и др.  

 

Социальная работа с мигрантами 

 

Миграция, миграционный процесс - это перемещение, переселение  людей, связанное с изменением места  пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев.

Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться  в процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы  разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:

·  социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само-

·  реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);

·  политические (преследование по политическим мотивам, политический

·  протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов);

·  этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этнически признакам, стремление к этническому воссоединению);

·  религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество);

·  военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий);

·  экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.).

Содержание  и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат. Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению.

По первому  основанию можно выделить такие  категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях  возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так  как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.).

По второму  основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Поэтому, социальная работа с мигрантами - это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.

Основным способом решения социальных проблем мигрантов  и регулирования миграционных потоков  на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов. Основными направлениями реализации миграционной политики являются:

·  учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе;

·  деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов;

·  реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях.

Социальная  работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.

1.  Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях.

2.  Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.

3.  Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.

4.  Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.

5.  Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты.

6.  Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п.  

 

Социальная работа с инвалидами 

 

В современном  российском законодательстве принято  следующее определение понятия "инвалид" - это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Виды инвалидности можно выделять и анализировать  по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

·  дети-инвалиды;

·  инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

·  инвалиды детства;

·  войны;

·  труда;

·  по общему заболеванию;

и т.п.

По способности  передвигаться:

·  мобильные;

·  маломобильные;

·  неподвижные.

По степени  трудоспособности:

·  трудоспособные (инвалиды 3-й группы);

·  ограниченно трудоспособные;

·  временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы);

·  нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории  в обществе разрабатывается и  реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

·  социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);

·  социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;

·  участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;

·  социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;

·  государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-висимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.  

 

Социальная работа с пожилыми людьми 

 

В соответствии с классификацией Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:

·  лица в возрасте от 60 до 74 лет - пожилые люди;

·  лица в возрасте от 75 до 89 лет - старые люди;

·  лица в возрасте от 90 лет и старше - долгожители.

Социальная  работа с этой категорией населения  должна строится исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в  процессе своего социального и личностного  функционирования. К основным проблемам  пожилого возраста относятся следующие:

1.  Ограничение жизнедеятельности пожилых людей;

2.  Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;

3.  Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;

4.  Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Основными формами  социальной поддержки пожилых людей  являются:

·  совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

·  совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;

·  обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;

·  создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);

·  адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;

·  формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации.

Основной целью  социальной поддержки пожилых людей  должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.   

 

Социальная работа с детьми 

 

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

Всё множество  социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.  Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.  Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.  Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

Информация о работе Характеристика основных типов социальных технологий