Типы социальных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.

Содержание

Введение - 3
1. Технология как социальный феномен
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность - 6
1.2 Классификации социальных технологий - 9
2. Типы социальных технологий
2.1 Универсальные социальные технологии - 12
2.2 Частные социальные технологии - 19
3.Сᴨȇцифика и классификация технологий в социальной работе –29
4.Соотношение социальных технологий и технологий социальной работы- 38
Заключение - 40
Библиографический список - 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсов.3 курс.docx

— 80.19 Кб (Скачать файл)

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение - 3

1. Технология как социальный  феномен

1.1 Социальные технологии: понятие и сущность - 6

1.2 Классификации социальных  технологий - 9

2. Типы социальных технологий

2.1 Универсальные социальные  технологии - 12

2.2 Частные социальные  технологии - 19

3.Сᴨȇцифика и классификация технологий в социальной работе –29

4.Соотношение социальных  технологий и технологий социальной работы- 38

Заключение - 40

Библиографический список - 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

       В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности.

    Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.

   Степень разработанности темы. Анализируемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Значительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям и мало применяется на практике. Отсутствует единая типология социальных технологий.

   Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.

   Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия  социальные технологии.

2. Определить типологию  социальных технологий.

3. Проанализировать существующие  технологии социальной работы  с детьми и семьями.

Объектом данной курсовой работы является процесс социальной работы специалистов, применение ими  различных социальных технологий.

Предметом - люди, оказавшиеся  в трудной жизненной ситуации.

    Основная гипотеза: разработка и более активное применение на практике социальных технологий повлияет на эффективность социальной защиты и поддержки различных групп населения.

При написании курсовой работы были использованы следующие основные методы: гипотетический, аналитический, статистический анализ.

Новизна работы обусловлена  недостаточной изученностью социальных технологий и отсутствием их единой классификации.

   Курсовая работа состоит из следующих структурных компонентов: во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, основная гипотеза; в первой части рассматриваются понятие и сущность социальных технологий, их классификация; во второй части раскрыты основные типы социальных технологий; в третьей части описана специфика технологий в социальной работе и их классификация; в заключении содержатся выводы по цели и задачам курсовой работы.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в курсовой работе, даёт возможность активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Технология как социальный феномен
    1. Социальные технологии: понятие и сущность

     Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.

   В Большой советской энциклоᴨȇдии понятие «технология» определяется следующим образом: «(от греч. techne -- искусство, мастерство, умение, и ... логия) - совокупность приемов и способов получения, отработки или ᴨȇреработки ... Описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»"

  Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, употребляется в значении «общественное», отличающееся, противостоящее природному, а с другой стороны - в различных контекстах «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обесᴨȇчивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, определяет сᴨȇцифику содержания и объема понятия «технологий социальной работы», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. Но, в теории социологии до сих пор не выработано единое понятие «социальной технологии». Так, (Курбатов В.И. и Курбатова О.В. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, с.112) определяют ее как «упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. ». В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".

1. Специально организованная  область знания о способах  и процедурах оптимизации жизнедеятельности  человека в условиях нарастающей  взаимозависимости, динамики и  обновления общественных процессов.

2. Способ осуществления  деятельности на основе ее  рационального расчленения на  процедуры и операции с их  последующей координацией и синхронизацией  и выбор оптимальных средств,  методов их выполнения.

3. Метод управления социальными  процессами, обеспечивающий систему  их воспроизводства в определенных  параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п.

   Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.1 Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.

    Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:

1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации  человеческой деятельности с  целью воздействия на социальные  процессы и социальные системы.

2. Описание способов, методов,  средств, приемов организации  человеческой деятельности в  методиках, которые включают в  себя следующие разделы:

• цели, задачи и возможности  метода;

• планируемое итоговое состояние социального субъекта;

• применяемые метод и  приемы;

• способы, условия и последовательность их применения;

• необходимое время для  осуществления данной технологии;

• квалификация работников;

• способы обучения приемам  технологии.

3. Область знания, рассматривающая  вопросы создания, использования,  распространения соответствующих  методов и процедур преобразовательной  деятельности, т.е. являющаяся научной  дисциплиной. Например, общественные  науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

4. Сама деятельность по  целенаправленному преобразованию  социальных субъектов. Оптимизация  развития и функционирования  объектов, субъектов, явлений, социальных  процессов настоятельно требует  использования технологического  подхода к управлению социальной  деятельностью, так как масштаб  происходящих изменений, вовлечение  людских, материальных, информационных  и других ресурсов настолько  велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

   Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

 

    1. Классификации социальных технологий

 Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых  социальных проблем:

· универсальные социальные технологии;

· частные социальные технологии.

    К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2. По уровню социальной  деятельности:

· глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего  человечества;

· региональные социальные технологии, дающие эффект при решении

· проблем в условиях конкретного  региона;

· национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета  и т.п.;

· государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах

· конкретного государства;

· муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых  задач:

· функциональные социальные технологии, предназначенные для  обеспечения оптимального и результативного  функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

· инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение  оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и  конфликтов, позволяющие найти и  реализовать наиболее оптимальные  пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия  на социальные процессы:

· формирующие социальные технологии, позволяющие создать  новый социальный объект;

· стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия  которых являются отдельные стороны  процесса функционирования данного  объекта;

· сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального  объекта;

· разрушающие социальные технологии, результатом действия которых  становится исчезновение социального  объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию  используемых средств:

· организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

· социально-правовые технологии;

· медико-социальные технологии;

· психологические технологии;

· педагогические технологии и т.п.

     Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

Информация о работе Типы социальных технологий