Характеористика и анализ основных теорий власти и влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ теорий власти и влияния, дать характеристику основных теорий.
Объект исследования - теории власти и влияния, разработанные учеными-экономистами, психологами, социологами, философами.
Предмет исследования - образ экономической власти России, общество.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы, были выявлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие власти в многообразии современной научной литературы;
- провести и подобрать из имеющихся источников приемлемую для исследования классификацию форм и видов власти;
- рассмотреть характеристику основных теорий власти и влияния;

Содержание

1. Введение……………………………………………….……………………….3
2. Сущность и классификация форм власти.
2.1 Понятие власти…………………………………………………….……5
2.2 Виды и формы власти…………………………………………….…...10
3. Характеристика и анализ основных теорий власти и влияния.
3.1Основные черты власти, основанной на принуждении и на вознаграждении……………………………………………………………….…17
3.2 Особенности экспертной, эталонной и законной власт……..…….20
3.3 Сравнительная эффективность различных форм влияния…………25
4. Исследование образа экономической власти в россии.
4.1 Экономическая власть. Источники экономической власти……………………………………………………………………………..27
4.2 Образ экономической власти в сознании современных
менеджеров……………………………………………………………………... 30
5. Уступчивость и теории влияния……….………………………………….…32
6. Заключение……………………………………………………………...…..…40
7. Список использованной литературы………………………………….…..…42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Характеристика и анализ осн теорий власти и влияния.doc

— 490.62 Кб (Скачать файл)

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа -- лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа -- контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица -- «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета -- количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаше всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации -- 12--16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200--600 текстов.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа -- основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица -- кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику -- системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,

где f -- число положительных оценок; n  -- число отрицательных оценок; r -- объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t -- общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Приложение 2. Описание основных проективных тестов

 

Тест Роршаха 

«Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так, как они обычно получаются: налил немного чернил на серединку листа бумаги и сложил лист пополам, распределив, таким образом, чернила симметрично. Однако у Роршаха была специфическая теоретическая причина для выбора формы, цвета и последовательности представления своих чернильных пятен. К примеру , он начинал с совершенно черного, красиво очерченного пятна, несколько напоминающую летучую мышь или бабочку. Вторая карточка представляла собой дополнение в виде нескольких красных чернильных пятен, которые как он предполагал, лишат испытуемых самоконтроля и вызовут глубокий эмоциональный ответ. То, как они выразят этот стресс и объединят части пятна, будет определять их ассоциативные способности и степень их личностной интеграции или дезинтеграции.

Тест Роршаха психологи представляют клиентам индивидуально. Например, психолог дает клиенту карты с красными пятнами одна за другой, в определенном порядке, и просит клиента сказать, что каждая из карт может означать. После того как тот ответит на все 10 карточек, психолог проводит опросную часть теста: спрашивает клиента, какой именно аспект каждого пятна ( с учетом его формы, цвета или фактуры) придает пятну такой вид.

После этого тест Роршаха подвергается разбору и интерпретации согласно комплексной системе. Между конкурирующими системами существуют серьезные разногласия по поводу того, как правильно обсчитывать и интерпретировать тест. В дополнение к оригинальному методу Роршаха, Бек, Клопфер, Экснер и другие специалисты изобрели свои методы обсчета и интерпретации, причем система Экснера  в настоящее время наиболее популярна. Экснер годами старался путем дополнительных исследований повысить валидность своей системы, а ныне продолжает модифицировать и совершенствовать эту систему, основанную на эмпирических данных.»

Тест тематической апперцепции (ТАТ)

«ТАТ состоит из 31 карточки с изображением людей в различных ситуациях. Поскольку ТАТ задуман как проективный тест, рисунки сделаны не с фотографической точностью, а, напротив, весьма туманны в некоторых деталях, что допускает игру воображения тестируемых, Некоторые картинки выявляют некоторые проблемы или темы, которые психоаналитики считают весьма важными: власть, пол, семейные отношения. В сегодняшней практике испытуемому дается обычно набор из 10 карточек в традиционном порядке. Некоторые психологи предпочитают одни карточки другим  либо варьируют их в зависимости от особенностей испытуемого и от обсуждаемого вопроса. Например, на одной из карточек изображен человек одиноко стоящий у окна в затемненной комнате. Эту карточку используют нечасто, однако психолог может выбрать ее при тестировании находящихся в депрессии и, возможно, склонных к суициду индивидов, поскольку эта карточка призвана "вытащить" проблемы одиночества, грусти и порой, самоубийства.

Как и тест Роршаха, ТАТ предъявляется психологами индивидуально. Клиентам предлагается придумать историю по каждой картинке, рассказать, как все в этой истории начиналось, что происходит дальше, о чем персонажи думают и что они чувствуют, а также чем история должна закончиться.

Созданы различные системы шкалирования и истолкования историй для дальнейшего использования в исследованиях или при оценке личности. Интерпретация зависит от теоретической ориентации психолога. Те из них, кто склонен к психоанализу, будут искать в историях повторяющиеся темы секса, агрессии, семейных отношений в детстве. Другие обратят внимание на то, как в этих историях отражены темы воспитания или достижений и какова степень их социальной адекватности и зрелости; насколько систематично и связно эти истории составлены; какова степень их соответствия изучаемой реальности и т.д.

В последнее время разработан новый метод использования ТАТ - апперцептивный личностный тест. Вместо того чтобы изобретать какую-либо историю по собственному усмотрению, тестируемые должны заполнить анкету со специальными вопросами, относящимися к героям рассказа. Результатом являются несколько различных истолкований, которые предоставляют информацию о личности. Хотя исследования нормативов, достоверности и валидности этого метода пока недостаточны, он, безусловно, представляет собой интересное сочетание традиционного рассказывания историй с опросным методом.»

  Рисуночные тесты

«Тест "Нарисуй человека" DАР обычно применяется индивидуально, но может быть дан и группе. Выполнение этого теста на удивление просто. Психолог дает клиентам чистый лист бумаги и карандаш и просит их нарисовать человека во весь рост. Если клиенты выражают сомнения, психолог может им объяснить, что это тест не на художественные способности и поэтому годится любое изображение человека во весь рост. Затем им дают другой лист бумаги и просят нарисовать человека другого пола. Большинство людей рисуют сначала человека своего пола. Некоторые психологи просят своих клиентов описать особенности людей, которых они нарисовали, указать их возраст, род занятий и другие подробности.

Если сам тест, казалось бы, прост, то интерпретация сложна и располагает к противоречиям. Например, большую голову истолковывают как признак  интеллекта, тогда как схематичное изображение головы штрихами считают признаком недостатка интеллекта. Валидность подобной трактовки весьма сомнительна.

Тест "Дом - дерево - человек" во многом похож на DАР. Клиентам дают чистые листы бумаги и карандаш и просят изобразить дом, дерево и человека. Взаимоотношения между домом, деревом и человеком, как предполагается, показывают видение клиентом мира и своего места в нем. В другой версии этого теста клиенту предлагается нарисовать дом, человека и дерево на отдельных листах бумаги. Различные теоретические допущения в том, что именно символизируют дом, дерево, человек, влияют на интерпретацию теста. К примеру, некоторые психологи уверены, что дом символизирует мать, а дерево - отца, в то время как другие считают, что дом отражает воспитание личности, а дерево ее достижения.

Кинетический семейный рисунок (KFD) часто применяется в детской практике: ребенок изображает каждого члена своей семьи за каким-нибудь делом. Манера, в которой нарисованы члены семьи, их относительные размеры, выражения их лиц, взаимоотношения между ними могут совершенно ясно показать, как индивид представляет себе свою семью. Например, ребенок, нарисовавший мать, отца и своих братьев всех вместе, в одной комнате, а себя  - стоящим в стороне от них, - возможно, чувствует себя покинутым или отвергнутым семьей.»

 


 



Информация о работе Характеористика и анализ основных теорий власти и влияния