Формы и методы социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

В процессе предметно преобразовательной деятельности современного общества можно выделить несколько этапов: планирование, проектирование, производство, сбыт произведенной продукции или же услуги Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 4.: СПб, 2006. - 24 с. В настоящее время много говорят о проектировании именно в социальной сфере, используя термин, который еще, вероятно, не успел себя дискредитировать. Термин «проект» устойчиво внедрился в современный лексикон социальных работников, как неотъемлемая часть социальной работы, хотя в русском языке «проект» означает замысел, план сооружения или устройства, предварительные текст того или иного документа, прототип какого либо объекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии 2.docx

— 46.16 Кб (Скачать файл)

 

Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.

 

Субкультурная теория. Автором этой теории является социолог А. Коэн разработал. Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей банд, сообществ и группировок. В этих микрогруппах могут формироваться своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. - М.: Прогресс, 1972.- 18 с. Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре), как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это поведение, как девиантное.

 

Теория конфликта и девиантность. Теория конфликта основана на предпосылке того, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. Сфокусировав внимание на девиантном поведении, теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, чтобы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. Для многих теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая экономическая система. Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связана с социально - классовым положением индивида Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Просвящение,1984. - 32 с.

 

Теория приклеивания ярлыков. Теоретико-методологической базой этого подхода является символический интеракционизм Дж. Г. Мида. Мид рассматривал социальную жизнь как серию постоянных взаимодействий между людьми и их окружением, интеракций, в которых поведение человека во многом определятся социальными ожиданиями и стереотипами. Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательной оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать асоциальное поведение Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 38 - 43. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.

 

Согласно теории наклеивания ярлыков, чтобы считать поведение девиантным, оно должно быть охарактеризовано так, что социальные группы создают девиантность, составляя правила, нарушение которых означает девиантность, иприменяют эти правила к отдельным людям и определяют их как аутсайдеров. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к нарушителю.

 

Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе; поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

 

Девиантность, как приобретенное поведение. Люди приобщаются к нормам и ценностям посредством социализации. Известно так же, что нормы и ценности в различных обществах и социальных группах значительно различаются. Теория дифференциальной ассоциации основывается на положении о том, что девиация - продукт особых девиантных норм и ценностей.

 

Эдвин Сатерленд, первым выдвинувший эту теорию, рассматривал девиантное поведение как результат социализации. Теория дифференциальной ассоциации подчеркивает, что индивиды могут быть социализированы группой людей, практикующих девиантное поведение и рассматривающих его как норму Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // Социология преступности. - М.: 1966.- С. 45 - 59 . Название теории отражает идею о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения.

 

Существуют различные варианты нарушений в поведении, от самых незначительных, до антисоциальных, т.е. направленных против общества, и аутоагрессивных, т.е. суицидальных. Рассмотрим основные виды девиантного поведения, объединенные в группы по масштабности проблемы.

 

Гиперкинетическое нарушение поведения. Такое нарушение характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, склонностью переходить от одного занятия к другому, не заканчивая ни одного из них, наряду со слабо контролируемой и чрезмерной активностью. Вместе с этим могут наблюдаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 - 74 с.

 

Расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом проявляется в антисоциальном или агрессивном поведении, но только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, порча вещей, поджоги дома Борзов С.П., Королева Н.Г. Семьи групп риска // Социальная работа. - 2008. № 5. - С. 46 .

 

Не социализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием устоявшегося антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и с нарушениями взаимоотношений со сверстниками. Оно проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют протестующее поведение, жестокость и агрессивность, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. В большинстве случаев подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, деструктивные действия.

 

Социализированное расстройство поведения отличается от несоциализированного тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у коммуникабельных детей и подростков. Зачастую они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения предпочитают не поддерживать, не считают их авторитетными.

 

В данном случае поведенческие расстройства наблюдаются одновременно с эмоциональными. Сочетаются устойчивое агрессивное асоциальное или вызывающее поведение с симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях вышеописанные расстройства сочетаются с прогрессирующей депрессией, проявляющейся в сильной тревожности, потере интересов, утратой удовольствия от активных, эмоциональных игр и занятий, в самобичевании и безнадежности. В других - нарушения поведения сопровождаются стрессами, боязливостью, страхами, навязчивостью или переживаниями из-за своего здоровья Адлер А. Практика и теория индивидуальной психология // Психология. - М.: Директ-Медиа, 2008, - 256-258 с.

 

Под делинквентным поведением понимаеются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над младшими и более слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Основной причиной специалисты считают недостатки в воспитании Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара.: Бахрах-М, 2006, - 153 с.

 

Аддиктивное поведение. Под этим понятием подразумевается ранняя алкоголизация и наркотизация. Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Самые распространенные мотивы употребления: быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению желания пережить подъем, забвение, а потом и физической зависимости. Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков можно считать ранним признаком алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.: М.: Трикста, 2005 - 126 с.

 

Девиации сексуального поведения. Для подростков характерно недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация, поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным или же с замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими.

 

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивному подчинению.

 

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2002 - 68 с.

 

Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

 

· уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

 

· тяжелых переживаний жизненных трудностей;

 

· затяжных неврозов;

 

· дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

 

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения  Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 - 213 с.

 

Итак, теперь мы имеем представление о том, что такое девиантное поведение, какие виды и формы его проявления существуют и какие на эту тему существуют теории, объясняющие причины формирования отклоняющегося поведения среди детей и подростков. Девиантное поведение представляет собой систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Само девиантное поведение и его истоки рассматривались в таких теориях, как теория социального напряжения Р. Мертона; субкультурная теория А. Коэна; теория конфликта и девиантность К. Маркса; теория стигматизации или наклеивания ярлыков Дж. Мида и теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Среди видов же поведенческих нарушений можно выделить следующие: гиперкенетическое нарушение поведения, расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом, несоциализированное и социализированное расстройство поведения, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, девиации сексуального поведения, психогенное патологическое формирование личности.

 

На следующем этапе работы мы бы хотели выяснить, как технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением применяются в социальной работе.

 

1.2 Технология социальной  работы с детьми и подростками  с девиантным поведением

 

Итак, мы определили, что такое девиантное поведение, и каким образом оно проявляется у человека в подростковый период развития. Мы выяснили, что для эффективной социализации и социальной адаптации личности требуется целенаправленная деятельность не только ближайшего окружения подростков (семьи и школы), но так же и специалистов по социальной работе и социальных педагогов, а в некоторых случаях и психологов. Необходимость вмешательства приведенных выше специалистов определена характеристикой категорий детей и подростков, о которых мы говорили в предыдущем пункте, это личности:

 

С гиперкинетическим расстройством поведения;

 

· С поведенческими и эмоциональными расстройствами;

 

· С аддиктивным поведением;

 

· С агрессивным поведением;

 

· С делинквентным поведением;

 

· С социализированным и не социализированным расстройством поведения.

 

Остальные, описанные нами отклонения в поведении, требуют медицинского вмешательства, т.е. вмешательства таких специалистов, как психотерапевты, психоаналитики, неврологи, наркологи и т.п. А так же, подобное поведение, если имеет под собой криминогенную основу, требует присоединения к работе местных органов милиции.

 

Однако, несмотря на то, что выбранная нами для исследования категория подростков с девиантным поведением, не основывается на столь глубоких, патологических изменениях личности, она тоже требует тщательной диагностики и эффективной работы с множеством тонкостей.

 

В общем смысле под социальной работой с подростками понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной личности так и группе людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2006. - 102 с. Такую работу можно разделить на три большие группы: профилактика, коррекция и реабилитация.

 

Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.

 

Необходимо отметить, что организация работы с подростками с девиантным поведением - это задача межведомственная, включающая в себя как вопросы воспитания, так и социальной работы. Эта задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций.

Информация о работе Формы и методы социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения