Учение Макса Вебера об “идеальных типах”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Социология Макса Вебера……………………………………………………………………4
1.1. Понимающая социология и теория социального действия………………………………4
1.2. Социология политической власти………………………………………………………….8
1.3. Социология религии…………………………………………………………...…………..10
2. Учение об идеальных типах легитивной власти……………………………...……………12
Заключение……………………………………………………………………….……………..17
Библиографический список………………………………………………………...………….18

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Попытку объяснения развития современного капитализма Вебер дает в своей социологии протестантской религии, в частности, в знаменитой работе «Протестанстская этика и дух капитализма». М. Вебер усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистического хозяйствования и образа жизни. Воплощение этого духа - капиталистическое предпринимательство, основной мотив - экономический рационализм, форма рационализации этого мотива - профессиональная деятельность. В протестантских конфессиях - в противоположность католицизму - упор делается не на догматических занятиях, а на моральной практике, состоящей в неуклонном следовании человека своему божественному предназначению, реализующемуся в мирском служении, в последовательном и целенаправленном исполнении мирского долга. Совокупность такого рода предписаний Вебер называл «мирским аскетизмом». Протестантская идея мирского служения и мирской аскетизм обнаруживают сходство с максимами капиталистической повседневности (с духом капитализма), что позволило Веберу увидеть связь между реформацией и возникновением капитализма: протестантизм (его этический кодекс) стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни (в конечном счете это ведет вообще к отмиранию собственно религиозного компонента) в протестантских конфессиях явились, по Веберу, частью грандиозного процесса рационализации, «расколдовывания» мира, начатого древнееврейскими пророками и эллинскими учеными и идущего к кульминации в современном капитализме, в его хозяйстве и культуре. Расколдовывание мира означает освобождение человека от магических суеверий, от власти чуждых и непонятных человеку сил, автономизацию и суверенизацию индивида, его уверенность в доступности мира рациональному научному познанию. Расколдовывание означает не то, что мир познан и понятен, но что он может быть познан и понят до последних его границ. В такого рода прогрессирующей рационализации - смысл современного социокультурного развития (смысл эпохи модерна). В ряде работ по хозяйственной этике мировых религий М. Вебер развил и уточнил идеи, сформулированные в трудах о протестантизме, объяснив специфику экономического и социального развития разных регионов и государств мира спецификой хозяйственной этики господствующих в этих регионах религий (индуизм, иудаизм, конфуцианство).

Вебер не претендовал на то, что воздействие протестантской этики исчерпывающе объясняет возникновение современного капитализма. Нужно принимать во внимание воздействие гигантского количества факторов. Вместе с тем социология религии Вебера, в частности его идея о воздействий этики протестантизма на формирование духа капиталистического хозяйствования есть классический образец анализа того, как культурные содержания воздействуют на направление социально-экономического развития.

Если в экономической социологии Вебера исходным социальным отношением является отношение обмена, то в социологии власти речь идет об отношениях, в которых индивид или группа осуществляет свою волю по отношению к другому индивиду или другой группе так, что партнер вынужден подчиниться этой воле. Отношения между обладателем власти, его «управляющим штабом» (аппаратом управления) и подчиняющимися людьми базируется не только на поведенческих ориентациях. Они предполагают наличие веры в легитимность власти. Вебер выделяет три идеальных типа легитимной власти:

1) рациональный, основанный на вере  в законность существующего порядка  и законное право властвующих  на отдачу приказаний;

2) традиционный, основанный на вере  в святость традиций и право  властвовать тех, кто получил  власть в силу этой традиции;

3) харизматический, основанный  на вере в сверхъестественную  святость, героизм или какое-то  иное высшее достоинство властителя  и созданной или обретенной  им власти.

Эти типы именуются, соответственно, легальным, традиционным и харизматическим типами власти (господства). Вебер анализирует каждый из этих типов с точки зрения организации управляющего аппарата и его взаимоотношений с носителями власти и подданными, подбора и механизма рекрутации аппарата, отношений власти и права, власти и экономики. В этом контексте формируется, в частности, знаменитая веберовская теория бюрократии.

Анализ форм власти доводится до исследовния демократии, которая у Вебера выступает в двух типах: «плебисцитарная вождистская демократия» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой - сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке системы рационального представительства интересов, механизма коллегиальности и разделения властей.

Труды Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Хотя Вебер не оставил школы в формальном смысле слова, однако до настоящего времени социология продолжает использовать его теоретическое и методологическое наследие.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь сторонником марксистского подхода к решению проблем общества, он тем не менее никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и - при осторожном, свободном от догматизма, применении - останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».

Во всех исследованиях Вебер  проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной  европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера - связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу, - в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.

Идеи Макса Вебера сегодня весьма модны для современной социологической мысли Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки об обществе и законах его развития.

 

 

Библиографический список

1. /  http://sbiblio.com/biblio/archive/aron_rasvitie/08.aspx  /

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. “Социология”: учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Добренькова. - М.: Гардарики, 1998. – 244 с. / http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/sociology/2915-volkov-ju.g.-mostovaja-i.v.-sociologija.html /

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. “Социология”: учебник – М.: ИНФРА-М, 2001.- 624 с. / http://www.twirpx.com/file/602990 /




Информация о работе Учение Макса Вебера об “идеальных типах”