Учение М.Вебера об идеальных типах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Великий немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) родился в Эрфурте.Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразованной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Предмет и методы «понимающей социологии»…………………………6
2.1Новый взгляд на роль естественных и социальных наук..................6
2.2Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания….8
2.3Концепция идеального типа…………………………………………..14
3. Заключение……………………………………………………………….…18
4. Список использованной литературы……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                                   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

                                                  Кафедра: « СКС»  

 

 

 

 

 

                       

 

                                        Курсовая работа

                  по дисциплине: «Социология СК сферы »

 

     тема:  «Учение М. Вебера об идеальных типах»

               

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Работу выполнил: Купцова  М.С.

                                                                          студент гр.  СКРСз-501

                                                                         Номер зачетной книжки № 14

 

                                                                          Проверил:

 

 

 

 

 

                       

 

      

 

                                                    Тольятти  2012 г.

                      

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Предмет и методы «понимающей социологии»…………………………6

2.1Новый взгляд на роль естественных и социальных наук..................6

2.2Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания….8

2.3Концепция идеального типа…………………………………………..14

     3.  Заключение……………………………………………………………….…18

     4.  Список использованной литературы……………………………………19

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                              2

                                       

                                             1. Введение

 

Великий немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) родился  в Эрфурте.Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и  купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразованной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами.

В 1882 г. Вебер  поступает на факультет права  в один из лучших немецких университетов  того времени - Гейдельбергский. Наряду с юриспруденцией изучает философию, историю, экономику, теологию, т.е. те дисциплины, в рамках которых он впоследствии будет заниматься научным творчеством. На третьем семестре, Вебер был призван на военную службу. Он проводил ее в течение года в Страсбурге сначала солдатом, а затем офицером. В 1884 г. он возобновляет учебу - сначала в Берлинском, а затем в Геттингенском университетах.

В 1886 г. Вебер  сдает первые университетские экзамены по юриспруденции. Вслед за этим он начинает активно заниматься политикой, вступив в Общество социальной политики, куда входили представители университетской интеллигенции, интересовавшиеся соответствующими вопросами жизни общества. В 1890—1892 гг. по просьбе Общества Вебер проводит эмпирическое социологическое исследование — опрос о положении крест и сельскохозяйственных рабочих в Восточной Пруссии. Он показывает, что крупные землевладельцы ради сокращения расходов на заработную плату не стеснялись ввозить в свои поместья русских и поляков, принуждая, таким образом, к миграции на западные земли и в индустриальные города коренных немцев.

Главной задачей  было выяснение тенденций развития немецкой нации и того, как процессы в восточных землях способствуют (препятствуют) этому.

В 1889 г. он защищает в Берлине диссертацию, посвященную истории торговых обществ в Средние века. Это была его первая диссертация. Через два года он пишет и защищает диссертацию на тему «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права». В 1893 г. он женился на Марианне Шнитгер, а в 1894 г. стал профессором кафедры политической экономии Фрайбургского университета. В этом же году вышла его книга по мат риалам исследования 1890—1892

 

 

                                                                                           3

гг. под названием  «Тенденции к изменению положения  сельскохозяйственных рабочих Восточной  Германии». В 1896 году Он принимает руководство  кафедрой в Гейдельбергском университете.

В 1904 году в  созданном им журнале Вебер публикует  первую часть «Протестантской этики и духа капитализма», в следующем году — вторую часть этой работы. Внимание немецкого социолога привлекает русская революция 1905 года. В 1906 г. в свет выходит серия его статей, посвященных России (о буржуазной демократии, мнимом конституционализме и др.). После получения наследства, В 1908 г. Вебер организует Немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным наукам. В 1909 г. начинает писать свою главную социологическую книгу «Хозяйство и общество», которая будет издана после смерти ученого его женой. В 1910 г. участвует в конгрессе Немецкого общества социологов и выступает на нем с четкой антирасистской позицией. Вебер избирается в состав руководящего комитета общества.

В годы войны ученый пишет  и публикует очень значимые работы, касающиеся всей социологии религии. Это «Хозяйственная этика мировых религий» (1915), несколько глав «Социологии религии» (1916). Все социологические исследования религии у Вебера были объединены в трехтомник, в котором рассматривались протестантизм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, индуизм.

В 1918 г. Вебер едет в  Вену читать лекции на летних курсах университета, в которых излагает свое понимание  социологии политики и религии. Зимой  того же года он получает приглашение  сделать два доклада в Мюнхенском университете «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». В 1919 г. он принимает кафедру общественно-экономических наук в этом университете и руководит ею до середины

1920 г. В Мюнхене социолог  продолжает работать над книгой «Хозяйство и общество».

В июне 1920 г. Вебер умирает.

Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи  и исследователи, определяет как  понимающую. 

Возможности социологического понимания ограничиваются действиями и поведением индивидов.

Речь идет о том, что  специфическим объектом «понимающей  социологии» Вебер провозглашает  не внутреннее состояние или внешнее  отношение человека как таковое, взятое само по себе, а 

 

                                                                                           4

его действие. Действие — это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем  или иным объектам, отношение, которое  характеризуется тем, что оно  предполагает наличие определенного  субъективного смысла.

Понимание в  социологии М. Вебера тесно связано с категорией идеального типа, выступающей в качестве базовой для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый.

Давайте разберемся, что же собой представляет « идеальный  тип»? в чем суть этого учения? 

Задача данной работы -  рассмотреть основные социологические понятия, категории понимающей социологии.

Цель- определить значение понятия "идеальный тип" в методике Вебера.

 

 

 

 

 

              

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           5

       2. Предмет и методы «понимающей социологии».

 

      2.1 новый взгляд на роль естественных и социальных наук.

 

Макс Вебер одним  из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии  детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества,  лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?

По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному  трактуют причинность. Причинность  в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или, что одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей». Так, ученый видел в определенном религиозном воззрении (протестантской этике) один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью» считать это единственным социальным фактором. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Ее цель - установить степень того, что при событии Х имеется определенная степень вероятности наступления события У. Как видно, понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, чем знания в естественных науках.

Принципиальное же отличие  социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности первых дать понимание социальным явлениям, так или иначе имеющих отношение к мысли, к рациональности. «Социологическое объяснение, - писал он, - ставит своей целью именно рациональное толкование». Естественные науки просто не

 

 

                                                                                           6

имеют дела с  пониманием поведения физических тел, ибо в их движении мысль отсутствует.

Вместе с  тем, социальные науки, имея свою специфику, обладают общими качествами, характерными для наук вообще. Так, социология является научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально, по крайней мере, значительную часть времени и это позволяет осуществлять типизацию их поведения, систематизацию собственно социальных фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           7

 2.2 Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания

 

В термин «понимание»  Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура  изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень).

Как видно, Вебер  был сторонником социального  номинализма. Номинализм – теоретическая  и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Как считает  социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом  социологии. Однако не каждый поведенческий  акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1. субъективеая  мотивация индивида, который вкладывает  в свой акт определенный смысл;

2. ориентация  на поведение других людей.

 

Вебер отмечает: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Из определения  следует, что действие, о котором  человек не задумывается, социальным действием не является. Так, к социальному  действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом

 

 

                                                                                           8

Информация о работе Учение М.Вебера об идеальных типах