Уровень жизни населения: понятие, основные показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Содержание

1. Понятие и показатели уровня жизни …………………………………………стр. 3
1. 1. Понятие и сущность уровня жизни………………………………………...стр. 3
1.2. Показатели уровня жизни……………………………………………………стр. 7
2. Индикаторы уровня жизни…………………………………………………….стр. 9
Заключение………………………………………………………………………..стр. 21
Список литературы……………………………………………………………….стр. 23

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и социология труда.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

Впервые в научный оборот категория «человеческое развитие»  была введена Программой развития Организации  Объединенных Наций (ПРО-ОН) в Докладе  о развитии человека за 1990 г. (Human Development Peport, UNDP). Под «человеческим развитием» понимается приумножение не только дохода людей, но и их здоровья, образования, сохранение окружающей среды, обеспечение свободы действий и слова, участие в политической деятельности и государственном управлении, беспрепятственный выбор места жительства, равенство граждан перед законом, защита от дискриминации по признакам национальной принадлежности, пола, возраста и пр.

В докладе был предложен  интегральный измеритель - индекс человеческого  развития (ИЧР), включающий оценки продолжительности  жизни, образовательного уровня взрослого  населения и его доходов. В  последующих ежегодных докладах ПРООН было введено новое название индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и уточнен механизм его  исчисления.

Следует признать, что концепция  развития человеческого потенциала значительно шире, чем указанный  индекс. Однако в отсутствие какого-либо показателя/блока показателей (он пока не выработан, поскольку многие жизненно важные аспекты развития человеческого  потенциала не поддаются количественному  определению). ИРЧП тем не менее является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом.

Особенности ИРЧП как социального  индикатора интегрального назначения состоят в следующем:

- во-первых, он упрощает  восприятие чрезвычайно сложных  процессов, не искажая и не  фальсифицируя их;

- во-вторых, ИРЧП не дает  количественного представления  по целому ряду параметров  и не затрагивает такие свойства, которые характеризуют качественные  стороны жизнедеятельности общества. В их числе - политическая свобода,  отношения между поколениями  и степень их равенства, экологические  условия развития, морально-этические  характеристики общественных отношений  и т.п.;

- в-третьих, ИРЧП нельзя  абсолютизировать. Он не предназначен  для измерения благосостояния  и не является измерителем  счастья. Он лишь показывает, в  каком направлении осуществляется  развитие и насколько далеко  ушла страна с точки зрения  накопления и развития человеческого  потенциала.

ИРЧП и другие показатели «человеческого развития» приводятся в ежегодных докладах о развитии человека, издаваемых ПРООН, но их временная  оценка, как правило, дается с отставанием  на два-три года от текущего периода.

В итоге ИРЧП представляет собой средство измерения имеющихся  возможностей и может быть использован  для наблюдения за развитием основных социальных процессов в трех измерениях: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный ВВП  на душу населения.

Для обоснования целесообразности включения в ИРЧП трех перечисленных  составляющих остановимся на их краткой  характеристике.

1. Ожидаемая продолжительность  жизни.

Данный показатель представляет собой обобщенную характеристику уровня смертности во всех возрастах и дает ответ на вопрос, сколько лет в  среднем прожил бы человек, родившийся в данном году, если бы на протяжении его жизни уровень смертности в каждом году оставался таким, как  сейчас. Улучшение здоровья населения  рассматривается как важный фактор физического развития, повышения  работоспособности населения и  соответственно - расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр.

2. Уровень образования.

Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общества - и обусловливает рост общественной производительности труда. Существует прямая зависимость между уровнем образования и уровнем ВВП: увеличение общественных и личных затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - духовное богатство общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса.

3. Реальный ВВП на душу  населения.

Благосостояние, или доходы населения, измеряется показателем  ВВП на душу населения, а не показателем  национального богатства. Хотя последний  характеризует накопленные результаты экономической деятельности на определенный отрезок времени, он исчисляется  не во всех странах, и механизм его  расчета пока не отработан. Поэтому  в настоящее время в качестве компонента ИРЧП используется показатель ВВП, характеризующий лишь текущую  экономическую деятельность.

ИРЧП колеблется в пределах от 0 до 1 и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН, как среднеарифметическое трех его компонентов:

- индекса ожидаемой продолжительности  жизни, которым обозначается продолжительность  предстоящей жизни при рождении; устанавливается в минимальных  и максимальных значениях в  интервалах от 25 до 85 лет;

- индекса уровня образования,  который рассчитывается на 2/3 про-изводно от уровня грамотности взрослого населения (от 0 до 100%) и на 1/3 - от совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учреждений в соответствующей возрастной группе (тоже в пределах от 0 до 100%);

- индекса реального ВВП  на душу населения (по паритету  покупательной силы (ППС) в долларах  США), который зависит от реального  душевого ВВП и колеблется  в пределах от 100 до 40000 долл. ППС.  ППС - соотношение между двумя  или несколькими валютами по  их покупательной способности  к определенному набору товаров  и услуг. 

Значение ИРЧП является критерием  классификации 175 стран мирового сообщества:

- 0,800 и выше - страны с  высоким уровнем развития человеческого  потенциала;

- 0,500-0,799 - страны со средним  уровнем развития;

- менее 0,500 - страны с  низким уровнем развития.

Согласно новой методике расчетов, представленной в Докладе  о развитии человека за 2004 г., ИРЧП в  Беларуси вырос с 0,776 в 1995 г. до 0,804 в 2002 г. Рост ИРЧП произошел в основном из-за положительных тенденций в  области образования, индекс образования  составил 0,95. В результате в 2002 г. Беларусь по ИРЧП находилась на 53-м месте в  группе стран мирового сообщества с  высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Для международных сопоставлений  с 1997 г. используются также индексы  нищеты населения для развивающихся  стран (ИНН-1) и для стран ОЭСР (ИНН-2).

Эти индексы предназначены  для оценки нищеты не только по доходам, но и по тем же многочисленным аспектам, на основе которых рассчитывается ИРЧП: долгая и здоровая жизнь (измеряется вероятностью того, что новорожденный  не доживет до 40 лет); знания (уровень  неграмотности взрослого населения); достойный уровень жизни (измеряется долей населения, не имеющей доступа  к источникам доброкачественной  воды, и долей детей в возрасте до пяти лет с отставанием в  весе).

В рейтинге ИНН-1 участвует 88 развивающихся стран. Лидируют Уругвай, Коста-Рика и Чили, а на последнем  месте находится Нигер (данные 2001 г.).

ИНН-2 позволяет измерить уровень обездоленности по тем же аспектам, что и ИНН-1, но при этом учитывается также социальная изоляция, измеряемая уровнем застойной безработицы (безработица в течение 12 или более  месяцев).

В рейтинге ИНН-2 участвуют 17 стран ОЭСР. В 2001 г. первые места занимали Швеция, Норвегия и Нидерланды, последнее - США.

Изучение зарубежного  и отечественного опыта позволяет  сделать вывод о том, что при  разработке обобщающих индикаторов  уровня жизни следует использовать индикаторы, выражаемые в следующих  показателях:

- продолжительность жизни  человека (ожидаемая при рождении  и фактическая);

- рост реальных доходов  населения;

- состояние здоровья;

- образовательный уровень;

- уровень занятости трудовых  ресурсов;

- обеспеченность населения  жильем;

- доля населения, проживающего  на территориях, где имеются  отклонения окружающей среды  от нормативов.

Следует отметить, что качество получаемой информации, ее практическую направленность повышает применение статистического  подхода в сочетании с социологическими методами.

Опыт разработки ИРЧП был  положен российскими учеными  в основу расчета интегрального  индекса качества жизни. Они ограничились небольшим числом компонентов, которые  имеют решающее и обобщающее значение для каждой сферы жизни. Так, по всем сферам здоровье имеет решающее значение для качества жизни людей. В трудовой сфере такими решающими показателями можно считать производительность труда и занятость экономически активного населения, в сфере  материального быта - уровень материальной обеспеченности; интеллектуальной и  духовной жизни - уровень образования, семейной жизни - благополучие семей.

Из названных показателей  три входят в ИРЧП: здоровье (измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни), образование (охватом населения  обучением) и производительность труда (ВВП на душу населения). Далее, в  отличие от известных методов  сравнения этих показателей по странам  и регионам, ученые предлагают сопоставлять фактические данные с нормативными потребностями людей, придавая каждому  показателю определенный вес в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными  благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом  деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление  основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения  промышленными товарами (обычно в  расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры  свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Роль культуры и искусства в  жизни белорусского общества многогранна. На первом месте стоит психотерапевтическая функция: приобщение к искусству  способствует снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный  эмоциональный заряд. На втором месте -- рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха; на третьем -- образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффективно действующий экономический механизм развития культуры, создать условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой культуры.

В общем виде система социальных приоритетов, разработанная ОЭСР, имеет  вид:

1) здоровье;

2) развитие личности путем обучения;

3) занятость и качество трудовой  жизни;

4) свободное время и досуг;

5) экономическое положение личности;

6) благоприятная окружающая среда;

7) социальное окружение;

8) обеспечение безопасности и  правосудия;

9) участие в общественной жизни.

Обобщающий индикатор уровня жизни  населения способствует выявлению  границ кратко-, средне- и долгосрочных изменений социальной ситуации, в  рамках которых сохраняется возможность  предотвращения угроз экономической  безопасности, а также контроля за развитием социальной обстановки.

Стержневым направлением социальной политики государства должно стать  повышение уровня и качества жизни  граждан на принципиально иной основе. Стремление к богатству, характерное  для общества массового потребления, должно смениться стремлением к  высокому уровню и качеству жизни, которые  определяются разнообразием благ и  достойными условиями жизни.

Список литературы

Антонова Н.Б. Государственное регулирование  экономики - Мн., 2003.

Вечканов Г.С. Макроэкономика. Уч. пособие - М., 2003.

Ефременко Н.В. Национальная стратегия  как инструмент борьбы с бедностью// Белорусский экономический журнал. 2009 г. №1.

Курс экономической теории: учебник / под ред. Чепурина - Киров, 2003

Макконнелл , Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - М., 2001

Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Уч. пособие/ Под ред. А.М. Лутохиной.- Мн., 2004.

Материал 3-го Всебелорусского народного собрания от 24.02.06 г.

Мировая экономика / Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М, 2001.

Мищенко В.В. Государственное регулирование  экономики. - М., 2003

Носова  С.С. , Талахадзе А.А. Экономика. Базовый курс лекций для вузов - М., 2002

Социально-экономическое  положение домашних хозяйств: Стат. сб. 2008. С. 23-51.

 


Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, основные показатели