Уровень жизни населения: понятие, основные показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Содержание

1. Понятие и показатели уровня жизни …………………………………………стр. 3
1. 1. Понятие и сущность уровня жизни………………………………………...стр. 3
1.2. Показатели уровня жизни……………………………………………………стр. 7
2. Индикаторы уровня жизни…………………………………………………….стр. 9
Заключение………………………………………………………………………..стр. 21
Список литературы……………………………………………………………….стр. 23

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и социология труда.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

3. Исследование Баланса  денежных доходов и расходов  населения (доходы и их структура,  расходы и их структура, превышение  расходов над доходами, и наоборот).

Некоторые ученые предлагают дополнить указанную систему  оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».

Важнейшим показателем, характеризующим  уровень и качество жизни населения, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в  двух аспектах -- как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность, удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии. Следует обратить внимание на тот факт, что одинаковый уровень жизни может быть достигнут, при разных вариантах личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории.

2. Индикаторы уровня  жизни населения

Обобщающие индикаторы уровня жизни представляют собой определенного  вида сверстку оценок более частных  свойств и критериев этого  понятия, которые, в свою очередь, могут  быть различными комбинациями либо отчетных статистических показателей, либо соответствующих  экспертных оценок. Интегральные индикаторы уровня жизни населения позволяют  проводить сравнительный анализ во времени и пространстве основных компонентов этой категории, а также  выявить другие «узкие» места  в социально-экономическом развитии страны или региона с точки  зрения обеспечения условий, необходимых для гармоничного развития общества и отдельного индивида.

В международной практике уже в 60-х годах проводились  обширные исследования в области  определения обобщающих социальных индикаторов, предпринимались попытки  построения единых систем. Однако ввиду  отсутствия однозначной трактовки  понятия «уровень жизни» данные системы  не могли быть оптимальными и служить  эффективным инструментарием прогнозирования  и управления.

В конце 60-х - начале 70-х годов  разработка единой системы социальных индикаторов была предпринята Международной  организацией труда (МОТ). Концептуальным подходом к ее созданию явилась выработка  определенных стандартов основных потребностей по двум направлениям:

- минимальные потребности  семей в отношении личного  потребления (достаточное питание,  жилище, одежда, предметы домашнего  обихода и мебель);

- основные услуги, предоставляемые  обществом (питьевая вода, водопровод, канализация, общественный транспорт,  медицинское обслуживание, образование).

Ориентация только на основные потребности без учета субъективных характеристик качества жизни со стороны населения, а также попытка  разделить экономические и социальные показатели были признаны главными недостатками указанного подхода.

В 70-е годы система социальных показателей разрабатывалась как  по линии Организации Объединенных Наций (ООН), так и по линии Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В обоих случаях ставилась  цель: опираясь на принятые в мировой  практике социальные приоритеты, создать  такую систему универсальных  индикаторов, которая должна учитывать  объективные условия жизни и  одновременно отражать субъективное восприятие их членами общества. Приоритеты социальной политики были разбиты на девять направлений (блоков) развития, каждый из которых  регулируется специальным механизмом и отслеживается посредством  соответствующих показателей.

В общем виде система социальных приоритетов, разработанная ОЭСР, имеет  вид:

1) здоровье;

2) развитие личности путем  обучения;

3) занятость и качество  трудовой жизни;

4) свободное время и  досуг;

5) экономическое положение  личности;

6) благоприятная окружающая  среда;

7) социальное окружение;

8) обеспечение безопасности  и правосудия;

9) участие в общественной жизни.

Кроме того, в качестве приоритетных направлений социального контроля применительно к потребностям международной  системы социальных показателей  используются дополнительные блоки: «Социальные  последствия вооружения» и «Социальные  последствия экономической отсталости».

Методологические подходы  построения социальных систем ООН и  ОЭСР были положены в основу создания официальной американской системы  «Социальные показатели», которая  долгое время считалась образцом для развитых стран мирового сообщества.

Методическим новшеством данной системы было введение понятия  «конечный результат» (output discriptive indicator). В качестве информации предлагалось использовать не все ряды «свободных» статистических данных, а лишь те, которые отражают связи с важнейшими прошлыми или наиболее вероятными будущими событиями. Именно на пересечении ориентиров возникает возможность оценить явление, выработать по отношению к нему обоснованное суждение.

Система «Социальные показатели»  состоит из 167 показателей, подразделенных на 7 блоков: «Здоровье»; «Общественная  безопасность»; «Образование»; «Труд»; «Доход»; «Жилище»; «Досуг-рекреация».

Все они условно могут  быть охарактеризованы как:

- описательные показатели  конечного результата;

- показатели социальных  условий изменения человеческого  бытия;

- аналитические показатели  выбора ценностей.

В процессе сбора информации, фиксируемой в системе социальных показателей, важную роль играют социологические  процедуры. Так, в блоке «Образование»  уровень информированности школьников определяется по итогам общенациональных школьных тестов. Широко практикуются выборочные опросы для сбора информации по показателям удовлетворенности в блоках «Труд» и «Жилище». Сочетание статистических и социологических подходов способствует практическому ориентированию информации и взаимному сопоставлению блоков.

Впоследствии данная система  была дополнена новыми разделами: «Семья», «Социальная безопасность и благосостояние», «Социальная мобильность и благосостояние». Кроме того, «Показатели-1976» и  «Показатели- 1982» уже содержали  международные сравнения по основным блокам системы. Отобранные данные рассматриваются  как главные показатели стабильности социальных параметров общества, как  основа прогнозирования динамики относительно установленных критериев. Главные  показатели социальной конъюнктуры  в каждом фрагменте информации отражают качество целостного объекта (отношение  к минимально допустимому уровню). Движение к нормативным пределам рассматривается как сигнал неблагополучия.

Характеризуя специфику  системы «Социальные показатели», необходимо отметить, что она выдержана  в духе структурно-функциональной методологии. Она не вскрывает социально-экономических  причин, определяющих качественное неравенство  в распределении благ. Отсутствие в системе блока культуры подрывает  ее информативную ценность и снижает  прогностический потенциал.

На основе созданных ООН, ОЭСР, а также американских систем социальных показателей для международных  сопоставлений в 70-80-х годах началась дальнейшая разработка подобных систем на национальных уровнях.

Например, в Японии социальные индикаторы разрабатываются Институтом экономических исследований и публикуются, как правило, в «Белых книгах по вопросам жизни народа». Впервые система  социальных индикаторов появилась  в «Белой книге» за 1969 г. Она состояла из 15 индикаторов, сгруппированных  в два показателя уровня жизни  и состояния жизненной среды. Показатель уровня жизни рассчитывался  как итог семи отдельных индикаторов (питание, здоровье, образование, использование  свободного времени, жилищные условия, безопасность, социальное обеспечение), каждый из которых объединял, в свою очередь, несколько компонентов.

Министерство труда Японии разработало «комплексный показатель благосостояния рабочих» с целью  получения количественных оценок в  тех сферах социальной жизни, где  невозможно применение денежных показателей. Он включил четыре группы социальных индикаторов:

1) положение в сфере  найма рабочей силы (развитие  способностей, возможности найма,  стабилизация занятости);

2) условия труда (безопасность, санитария, отношения между трудом  и капиталом, обеспечение медицинской  помощи);

3) доходы - имущество;

4) личная жизнь (жилищные  условия, проезд на место работы, здоровье, безопасность, досуг). Их особенностью  было выделение в каждой сфере  количественных и качественных  параметров.

Для оценки уровня жизни  населения в России в 1996 г. разработаны  Методологические положения по статистике Российской Федерации. Система оценки уровня жизни в России, а также  в Беларуси, согласно Методологическим положениям, включает:

1) показатели распределения  и дифференциации по уровню  доходов населения (ряд распределения  населения по размеру среднедушевого  денежного дохода, кривая Лоренца,  коэффициент концентрации Лоренца,  или индекс Джини, коэффициент  Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации);

2) показатели, характеризующие  уровень и распределение низких  доходов (величина прожиточного  минимума, численность населения  с доходами ниже прожиточного  минимума, дефицит дохода, индекс  глубины бедности, индекс остроты  бедности);

3) баланс денежных доходов  и расходов населения (доходы  и их структура, расходы и  их структура, превышение расходов  над доходами или доходов над  расходами).

Однако вышеприведенная  система оценки уровня жизни, по мнению некоторых российских ученых, является неполной, так как в ней отсутствуют  важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие общий экономический рост и подходы к межрегиональным сравнениям. Поэтому следует дополнить принятую статистическую систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».

В 1997 г. Статистический комитет  СНГ на основе рекомендаций Статистической комиссии ООН для целей анализа социального положения населения стран Содружества, а также для межотраслевых сопоставлений разработал модельный набор социальных индикаторов уровня жизни стран Содружества, который предполагается внедрить в статистическую практику национальных статистических служб и Статкомитета СНГ.

Исходя из задачи сравнительного экономико-статистического анализа  уровня жизни населения стран, показатели модельного набора сопровождаются согласованной  методологией их исчисления.

Модельный набор представляет собой систему из пяти разделов, включающих 27 показателей, среди которых:

1) интегральные индикаторы  уровня жизни (макроэкономические  демографические показатели, показатели  экономической активности, пенсионного  обеспечения населения);

2) показатели материальной  обеспеченности населения (доходы  домашних хозяйств, неравенство  в распределении доходов между  отдельными группами населения);

3) личное потребление  (уровень и структура);

4) жилищные условия населения;

5) показатели социальной  напряженности.

В отличие от минимального набора социальных данных Статкомиссии ООН в систему не включен показатель валового внутреннего продукта на душу населения, поскольку в его структуре содержатся элементы, прямо не связанные с уровнем жизни (расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д.).

Предлагаемый модельный  набор далеко не исчерпывает всех показателей уровня жизни населения. Главным критерием при отборе характеристик уровня жизни было наличие показателей в национальной статистической практике стран Содружества.

Вступление человечества в XXI век, век новых высоких технологий, идеалов и общечеловеческих ценностей, потребовало изменений в развитии стран мирового сообщества с темпов экономического роста на устойчивое развитие человека.

Основой происходящих в мире эволюционных изменений служит принцип, согласно которому экономика существует для развития людей, а не люди для  развития экономики. Общественный прогресс невозможен, если не реализованы три  ключевые цели жизни человека: прожить  долгую и здоровую жизнь; приобрести, расширить и обновить знания; получить доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень  жизни. Главным фактором воспроизводства  становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического  развития и других характеристик  качества жизни населения, на поддержание  которых ежегодно в мире расходуется 15-20 трлн долл.

В период 90-х годов международными организациями были выработаны основные концептуальные подходы, увязывающие  устойчивое развитие с концепцией развития человеческого потенциала. Суть их в том, что устойчивое развитие не осуществимо без человеческого  фактора, расширения возможностей человека, его участия в жизни общества, тендерного равенства, снижения остроты  проблемы бедности.

Традиционные макроэкономические показатели (ВВП, накопленное национальное богатство, среднедушевой доход  и др.) не позволяют ответить на вопрос о степени воздействия увеличения доли «интеллектуального капитала»  в общественном богатстве на социально-экономические  процессы. Роль же последнего в формировании общественного богатства очевидна. По оценкам экспертов Всемирного банка, на долю человеческого капитала в структуре национального богатства  приходится около 2/3 от его итоговой оценки.

Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, основные показатели