Толпа как разновидность большой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:36, реферат

Краткое описание

Толпа — во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута.

Содержание

Понятие толпы и её виды………………………………………………3
Характеристики толпы…………………………………………………6
Теории психологии толпы…………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: Толпа как разновидность большой  группы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы СОЦб-201

Степнова  Дарья 
 
 
 
 
 

     Содержание 

  1. Понятие толпы  и её виды………………………………………………3
  2. Характеристики толпы…………………………………………………6
  3. Теории психологии толпы…………………………………………….10
  4. Список использованной литературы…………………………………12

 

     Понятие толпы и её виды

     Толпа — во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп толпа делится на несколько видов (таб.1, таб.2):

     Таблица 1.

ТОЛПА
Окказиональная Конвенциональная Экспрессивная Действующая
Решающим  фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая "оказия", случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Подобный тип  сообщества зарождается в связи  с некой информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии (анонсированный концерт, футбольный матч). Эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме неустоявшейся конвенции по поводу жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий. Группа, которая  характеризуется тем, что проявляет  общее, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения  этого отношения превращается в  толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза (подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения — концерты, например, ансамблей "тяжелого рока", массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. д. Толпа, в которой проявляются какое-либо совместное действие, необузданный порыв, проявляемая членами общая активность. Подвиды толпы: а) агрессивная толпа

б) паническая толпа

в) стяжательная толпа

г) повстанческая  толпа

 

Таблица 2.

Действующая толпа
Агрессивная Паническая Стяжательная Повстанческая
Толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников) Толпа, стихийно спасающаяся от реального или  воображаемого источника опасности Толпа, вступающая в непосредственный конфликт за обладание  каким-либо ценностями (деньгами, местами  в отходящем транспорте и т. д.) Толпа, в которой  людей связывает общее возмущение действиями властей; нередко составляет атрибут революционных потрясений
 

     Бесструктурность  толпы  и достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, и при этом общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиональная толпа одновременно может являться и толпой панической (одна из разновидностей толпы действующей) и т. д.

     Толпы также подразделяются на следующие разновидности:

  • Разнородная толпа:  анонимная толпа (например, уличная), неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).
  • Однородная толпа: секты (политические, религиозные и пр.), касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.), классы (буржуазия, крестьянство и т.п.).

     Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр. Поскольку главный фактор, влияющий на характеристики толпы – раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных рас. Например, касательно политических вопросов, латинская толпа обнаруживает стремление к централизации и «цезаризму», тогда как английская или американская толпа предпочитает деятельности государства частную инициативу. Французы больше ориентированы на ценности равенства, англичане – свободы.

     Однородная  толпа по степени организации подразделяется на секты и касты. Секта объединяет индивидов различных профессий, воспитания, социального положения на основе общности верований. Например, религиозных и политических верований. Каста – высшая степень организации, доступная толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, которая и определяет характер воспитания и общественного положения. Что касается класса, то он возникает в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов. К классу могут относиться люди разных профессий и верований. Примеры классов: буржуазный, земледельческий.

     Характеристики  толпы

     В практическом плане наиболее важными  характеристиками толпы являются:

  • Превращаемость.

    Коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями. Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов – принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т.д.).

  • Импульсивность.

    Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они настолько сильны, что их не может подавить даже инстинкт самосохранения. Но влечения толпы и возбудители, действующие на нее, весьма разнородны, поэтому толпе свойственно непостоянство, изменчивость. Внезапно она может переходить от кровожадности к великодушию и наоборот. Руководить толпой из-за ее ветрености трудно, еще труднее, если часть власти находится у самой толпы. Однако существует все же и естественный регулятор желаний массы: обыденные нужды, несколько стабилизирующие этот кипящий котел. Поскольку толпа не может сдерживать свои инстинкты и численность индивидов рождают в них ощущение могущества, для толпы отсутствуют представления о преградах, о чем-то невозможном. Изолированный индивид (за исключением преступника) сам не пойдет грабить магазин, даже если почувствует стремление это сделать. В толпе же достаточно внушить эту мысль, чтобы она реализовалась быстро и неудержимо. Объективные препятствия приводят толпу в ярость. Степень импульсивности толпы, зависит от расы. «Англосаксонская» толпа гораздо умереннее, чем «латинская»; в последней черты женского характера выражаются с полной силой.

  • Внушаемость.

    Толпа чаще всего находится в состоянии  выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. С помощью  психического заражения внушенные  конструкции передаются всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Самое обычное явление принимает для толпы гипертрофированный размер, поскольку она «мыслит» образами, а не понятиями.6 Не различает толпа объективное и субъективное, часто принимая собственные образы за реальность. Поэтому и возникают коллективные галлюцинации, причем на их появление не влияет степень образованности индивида, если он принадлежит к толпе и поддался ее влиянию. Коллективные наблюдения – самые ошибочные из всех и чаще всего представляют не что иное, как иллюзию одного индивида, распространившуюся путем заразы и вызвавшую внушение. Столь же недостоверны показания детей. Они, возможно, не лгут сознательно, но в силу своей впечатлительности часто дают совершенно недостоверную информацию.

  • Максимализм.

    Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия – ненависти. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмами первобытного человека, которые подавляются у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие.

  • Авторитарность и консерватизм.

    Поскольку толпа постоянно впадает в  крайности, она может либо принять  идею целиком и относиться к ней  как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ее не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание, а если оратор будет упорствовать и не принял меры предосторожности, то и угрозу его жизни. Следовательно, авторитарность и нетерпимость легко воспринимаются толпой со стороны вождя. Толпа восстает только против слабой власти. Если же сила власти меняется, как это часто происходит, то толпа переходит от рабства к анархии и наоборот. Однако, поскольку в толпе господствует бессознательное, она по природе консервативна. Перемены, производимые толпой, эфемерны, связаны, скорее, с переименованиями, в действительности же толпа испытывает священный ужас к перемене традиций. Поэтому, техническое развитие в условиях полновластия толпы невозможно.

  • Нравственная спонтанность.

    Толпа безответственна и ветрена, поэтому  если с нравственностью связывать  постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной – она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство, способность толпы к нравственным порывам. Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности.

  • Образность и алогичность «мышления».

    Идеи  становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа  оперирует не с идеями, но с идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная  идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации разнородного. Для толпы характерна логическая ошибка «поспешного обобщения». Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее. Образы, вызванные в «душе толпы», по своей значимости равны для нее реальным событиям. Политики, зная легковерие и склонность к воображению толпы, часто пользовались этим свойством массовой психологии для укрепления собственной власти. В 1894 году согласно статистике, погибло 850 парусных и 203 паровых корабля, гибель «Титаника» – трансатлантического парохода произвела впечатление на толпу куда большую. Следовательно, не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются в толпе.

  • Религиозность.

    Толпа нуждается в религии. Вот формы  в которые отливаются убеждения  толпы. Его характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении  верховного существа, непоколебимая  уверенность в его идеях и  желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к его врагам. Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее – сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные. Если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то он выразился бы в такой же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ. Следовательно, «для толпы надо быть богом или ничем». 

Информация о работе Толпа как разновидность большой группы