Толпа и ее разновидности. Конфликт формального и неформального лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Содержание

Толпа и ее разновидности. Особенности поведения человека в толпе. 3
Конфликт формального и неформального лидера 10
Список используемой литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная-СПМР.docx

— 60.10 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Толпа и ее разновидности. Особенности поведения человека в толпе. 3

Конфликт формального  и неформального лидера 10

Список используемой литературы 13

 

 

 

Толпа и ее разновидности. Особенности поведения человека в толпе.

Люди и отдельный человек  даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются  и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое  работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

При объединении малых  групп, состоящих из индивидов, которые  негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко  возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может  быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается  толпа.

Толпой как субъектом  массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

- публика, под которой  понимается большая группа людей,  возникающая на основе общих  интересов, часто без какой-либо  организации, но обязательно при  ситуации, которая затрагивает общие  интересы и допускает рациональное  обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная  общность, действующая крайне эмоционально  и единодушно;

- совокупность индивидов,  составляющих многочисленную аморфную  группу и не имеющих в своем  большинстве прямых контактов  между собой, но связанных каким-либо  общим более или менее постоянным  интересом. Таковыми оказываются  массовые увлечения, массовая  истерия, массовые миграции, массовый  патриотический или лжепатриотический угар.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических  качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.

Определены даже основные этапы формирования толпы.

Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики.

Первоначальное ядро толпы  может сложиться под влиянием рационалистических соображений и  ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает  лавинообразно и стихийно. Толпа  увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно  толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже  собравшимся, готов утратить некоторую  часть своего обычного самообладания  и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная  реакция, побуждающая собравшихся  проявлять схожие эмоции и удовлетворять  новые эмоциональные потребности  через психическое взаимодействие.

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы.

Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов  через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности.

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы:

-Стихийная толпа. Формируется  и проявляется без какого-либо  организующего начала со стороны  конкретного физического лица.

-Ведомая толпа. Формируется  и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или  впоследствии конкретного физического  лица, являющегося в данной толпе  ее лидером. 

-Организованная толпа.  Эту разновидность вводит Г.  Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации  толпы взять характер поведения  в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов:

-Окказиональная толпа.  Образуется на основе любопытства  к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка  и т.п.).

-Конвенциональная толпа.  Образуется на основе интереса  к какому-либо заранее объявленному  массовому развлечению, зрелищу  или по иному социально значимому  конкретному поводу. Готова лишь  временно следовать достаточно  диффузным нормам поведения. 

-Экспрессивная толпа.  Формируется — как и конвенциональная  толпа. В ней совместно выражается  общее отношение к какому-либо  событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

-Экстатическая толпа.  Представляет собой крайнюю форму  экспрессивной толпы. Характеризуется  состоянием общего экстаза на  основе взаимного ритмически  нарастающего заражения (массовые  религиозные ритуалы, карнавалы,  рок-концерты и т.п.).

-Действующая толпа. Формируется  — как и конвенциальная; осуществляет  действия относительно конкретного  объекта. 

Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена  слепой ненавистью к конкретному  объекту (какому-либо религиозному  или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. 

2. Паническая толпа. Стихийно  спасающаяся от реального или  воображаемого источника опасности. 

3. Стяжательская толпа.  Вступает в неупорядоченный непосредственный  конфликт за обладание какими-либо  ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы  граждан или покушающимися на  них (взятие штурмом мест в  отходящем транспорте, ажиотажный  расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

4. Повстанческая толпа.  Формируется на основе общего  справедливого возмущения действиями  властей. Своевременное внесение  в нее организующего начала  способно возвысить стихийное  массовое выступление до сознательного  акта политической борьбы.

В толпе индивид приобретает  ряд специфических психологических  особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном  состоянии. Эти особенности оказывают  самое непосредственное влияние  на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты:

Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Информация о работе Толпа и ее разновидности. Конфликт формального и неформального лидеров