Технология профилактики с дезадаптивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:21, реферат

Краткое описание

Процесс социальной адаптации подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качества личности корректируются и формируются. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения подростка.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими

Содержание

1. Введение. 2
2. Теоретические аспекты дезадаптированных детей и подростков. 4
3. Опыт социальной профилактики. Частный случай. 7
4. Заключение (моё отношение). 12
5. Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Гребенникова.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТНЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Омский государственный  университет

им. Ф. М. Достоевского»

 

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

 

Крысанова Анастасия Владимировна

 

Технология профилактики с дезадаптивными подростками.

 

 

 

 

                                                              Проверила: Гребенникова Н.Б.

 

 

 

г. Омск

2013 г.

Содержание:

  1. Введение.                                                                                                                     2 
  2. Теоретические  аспекты дезадаптированных детей и подростков.                       4
  3. Опыт социальной профилактики. Частный случай.                                                7
  4. Заключение (моё отношение).                                                                                   12
  5. Список литературы                                                                                                     13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

        Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной ситуации.  Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей. Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями [1].

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением  девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.  

   Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблем дезадаптивных детей и подростков, но, наоборот, обостряет его. За последние годы социально-экономические причины обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной  нестабильности  общества.

        Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков. Ее признаками являются  нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

        Процесс социальной адаптации подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качества личности корректируются и формируются. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения подростка.

       Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теоретические  аспекты дезадаптированных детей и подростков.

        

          Социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, а так же результат этого процесса.

          Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации социальной, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения [1].

Адаптация включает в себя следующие подвиды:

-  биологический (телесный),

-  психологический (внутренний мир),

-   социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

В общем виде чаще всего  выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда  индивид или группа осознают, как они должны вести себя  в новой для них социальной  среде, но еще не готовы признать  и принять систему ценностей  новой среды и стремятся придерживаться  прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда  индивид, группа и новая среда  проявляют взаимную терпимость  к системам ценностей и образцам  поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание  и принятие индивидом основных  элементов системы ценностей  новой среды при одновременном  признании некоторых ценностей  индивида, группы новой социальной  средой;

4) ассимиляция, т.е. полное  совпадение систем ценностей  индивида, группы и среды.

           Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества.

         Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенции индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, т.е. преобразовываются в социальные по характеру стороны развития.

Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степеней свободы». В результате этого происходит прорыв адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы: биологическая и социальная. В результате психического напряжения происходит приближение барьера психического реагирования к индивидуальной критической величине. Длительное напряжение барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в психоневрологических состояниях: повышенная чувствительность к обычным раздражителям, тревожность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и т.д. Эти легкие нарушения не нарушают целостности поведения человека, носят временный характер. Однако если давление на барьер психической адаптации усиливается и все резервные возможности исчерпаны, то происходит надрыв барьера. Что ведет к серьезным нарушениям в психике человека. Симптомы расстройства адаптации не обязательно начинаются сразу и не исчезают немедленно после прекращения стресса.

Реакции адаптации  могут протекать:

  1. с депрессивным настроением;
  2. с тревожным настроением;
  3. со смешанными эмоциональными чертами;
  4. с нарушением поведения;
  5. с нарушением работы или учебы;
  6. с аутизмом (без наличия депрессии и тревоги);
  7. с физическими жалобами;

        Таким образом, рассмотрев основные точки зрения на адаптацию, существующие в различных научных направлениях, можно сказать, что на сегодняшний день нет однозначного взгляда на процесс адаптации, хотя достаточно много одних и тех же составляющих присутствует в различных направлениях и взглядах авторов, изучающих адаптационные процессы. С моей точки зрения социальная адаптация - это процесс приспособления личности (индивида) к окружающей среде. А также взаимоотношения между людьми и коллективом [2],[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Опыт социальной профилактики. Частный случай.

         В частном  случае была применена профилактика (тренинги, семинары, курс общения  с психологом, мастер-классы, круглый стол) с помощью которой ребёнок смог адаптироваться в классе, найти общий язык со сверстниками, а также изменить некие качества в характере (застенчивость, скромность, замкнутость).

       Девушка, 15 лет, полная семья с хорошим достатком. Родители девочку воспитывали строго. Ребёнок рос замкнутым, не общительным. Круг общения был маленьким (в классе она дружила только с одной девочкой). В связи с переездом родителей, девочке пришлось перейти в другую школу, это для неё послужило большим стрессом. В новом классе над ней часто подшучивало, мало кто с ней общался, так как она была из строгой семьи со своими нормами, правилами, привычками и традициями. В новом коллективе дети учились не из таких обеспеченных семей как она, это и сыграла важную роль. Девочка была замкнута и не с кем не желала общаться. Затем уровень успеваемости резко спал с «4» и «5» до «3» и даже «2». Родители ругали и наказывала её не раз, за плохую успеваемость. Как правило, в такой момент подростки нуждаются в заботе  и поддержки со стороны родителей. Но у родителей нашей девочке не было на это времени, так как они были заняты своей карьерой и от своего ребёнка требовали только успехов в учёбе. Ребёнок окончательно впал в депрессию, не желание учится, ходить в школу, после чего учителя заметив это обратились к родителям. Но родители на это никак не отреагировали ссылаясь на то что им некогда заниматься воспитанием ребёнка. Тогда классный руководитель обратился к школьному психологу. Психолог начал заниматься с ребёнком, педагогами и родителями проводить тренинги, лекции, мастер-классы, семинары, круглые столы.  

Основные  направления работы:

  • Работа с родителями
  • Работа с педагогической общественностью (педагоги, социальные педагоги, зам. по воспитательной работе, руководители ОУ)
  • Работа с ребёнком

 

 Формы работы:

  • Лекции
  • Семинары
  • Круглые столы
  • Мастер-классы
  • Тренинги

 

Календарно-тематическое планирование 

Наименование мероприятий

Количество академических  часов

Форма проведения

 

Работа с педагогами

   

1.

«Социальная ситуация в жизни  подростка». Забота о реализации права  ребенка на полноценное и свободное  развитие.

2 часа

(Лекция)

2.

«Возрастные кризисы ребенка». Повышение психологической культуры педагогических субъектов образовательного сообщества.

2 часа

(Семинар)

3.

«Взаимоотношения подростков». Воспитание уважения к личности подростка  и понимание его проблем.

2 часа

(Круглый стол)

4.

Акцентуация характера ребенка  и девиантное поведение.

2 часа

(Лекция)

5.

Эффективное взаимодействие с трудными подростками.

2 часа

(Мастер-класс)

 

Работа с родителями

   

 

1.

«Проблемы детей, проблемы родителей». Проблемы детско-родительских отношений  и благополучие ребенка в семье.

2 часа

(Семинар)

2.

«Семейные конфликты». Социально-психологическая  помощь и поддержка семей.

2 часа

(Семинар)

3.

«Имею право». Повышение  уровня правовой культуры учащихся и  их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

2 часа

(Лекция)

4.

«Отцы и дети». Определение  причин конфликтов, возникающих между  детьми и родителями.

2 часа

(Круглый стол)

5.

«Применение адекватных форм воспитания детей и подростков». Просвещение родителей, как оказание им помощи в создании благоприятной  образовательной среды в семье.

2 часа

(Лекция)

6.

«Подростковый суицид». Расширение знания родителей о причинах, признаках  и характере подросткового суицида.

2 часа

(Семинар)

 

Работа с детьми и подростками.

   

1.

«Ты не одинок». Проблема подросткового  одиночества. Мифы и реальность.

2 часа

(Семинар)

2.

«Правонарушения и ответственность». Повышение правовой культуры подростков

2 часа

(Лекция)

3.

«Взаимоотношения полов». Особенности общения со сверстникам в подростковом возрасте.

2 часа

(Тренинг)

4.

«Вредные привычки и здоровый образ жизни».

2 часа

(Семинар)

5.

Психологические особенности  подросткового периода.

2 часа

(Лекция)

6.

Причины отклоняющегося поведения

2 часа

(Лекция)

7. 

«Застенчивость». Формирование у ребенка уверенности в себе.

2 часа

(Тренинг)

8. 

«Страх публичного выступления». Как побороть страх перед аудиторией.

2 часа

(Тренинг)

9. 

«Наркотическая зависимость». Как сказать «нет».

2 часа

(Тренинг)

10. 

«Выхода нет?» Подростковый суицид, мотивы и причины.

2 часа

(Семинар)

11. 

«Просто аборт». Крик, который  мы не слышим.

2 часа

(Лекция)

12. 

«Кризис личности в отрочестве». Психологические особенности развития ребенка.

2 часа

(Лекция)

Информация о работе Технология профилактики с дезадаптивными подростками