Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет - работа социального работника с семьей.
Цель курсовой работы - изучить семью и семейные отношения со всех сторон. Определить виды и способы социальной работы с семьями.
Задачи:
1. Проанализировать типы семей, выделить среди них актуальные для социальной работы.
2. Перечислить основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности.
3. Описать проблемы современных семей.
4. Перечислить направления социальной работы с семьей и раскрыть их содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3с.
ГЛАВА 1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»…………………………………………………….

5с.
1.1. Семья: понятие, типы, функции………………………………………
5с.
1.2. Проблемы семьи в современном обществе…………………………..
15с.
ГЛАВА 2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ……………………………………………………..

17с.
2.1. Сущность и содержание социальной защиты семьи………………...
19с.
2.2. Технологии социальной работы с семьей…………………………….
23с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
32с.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на тему социальная работа с семьей.docx

— 72.56 Кб (Скачать файл)

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц - приверженцев безалкогольного образа жизни или создания такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение «Анонимные алкоголики»26.

4.Работа с конфликтной семьей

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, с заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения - материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения27.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смягчить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные намерения - хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика - популярный на Западе метод «скульптурной группы»: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других28.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение29.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи, остаются актуальными и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе я проанализировала типы семей, выделила среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислила основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно – бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально – статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описала проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально – экономические проблемы, Социально – бытовые проблемы, Социально – психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислила направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришла к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

 

 

 

Список использованной литературы

1.Аверин  А.П. Социальная  защита отдельных категорий населения : учебное пособие.- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 116 с.

2. Агапов Е. П. Семьеведение: Учебное пособие , — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. — 400 с.

3. Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. М., 2002.

4. Антонов А.И.  Социология  семьи .Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

5. Александрова О.В., О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева Психология социальной  работы: Учебное пособие  : Под общ. Ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351с.

6. Басов Н.Ф. Социальная  работа: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К°», 2008. — 364 с.

7. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 -217с.

8. Зайнышев И. Г Социология семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

9. Зритнева Б.И. Социология семьи : учеб. пособие для студентов вузов, — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.—150с.

10.Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ: Логос, 2002. – 640 с

11.Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,1997

12.Павленок П.Д., Руднева  М.Я. Технологии социальной работы  с различными группами населения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2010. — 272 с.

13. Сигида Е.А.  Содержание и методика социальной работы : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 346 с.

14. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2002.

15. Ханжин Е.В., Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева, О. О. Низовцева, С. И. Винокурова Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144с

16. Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.

17. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 400 с.

18.  Холостова Е. И. Словарь справочник по социальной работе. – М., 1997. – 397 с.

19. Холостова Е. И., О.Г. Прохорова, Черняк Е.М – М.Издательство Юрайт,2012. –403с.

20. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. 2-е изд.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.— 212 с.

21.Целуйко В.М.Психология  современной семьи: Кн. для педагогов  и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

22. Циткилов П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2011. — 448 с.

23. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 400 с. («Высшее образование»).

24. Черняк Е. М. Семьеведение: Учебное пособие  —М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 3 2 0 с.

25. Шарин В. И. История социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 368 с.

26. Якушев. А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. — М.: "А-Приор", 2007. - 224 с.

 

 

1 Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 .- 24

 

2 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002 - 36.

 

3Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 1997.- 123

4Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.-27

5 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002.-25

6 Холостова Е. И., О.Г. Прохорова, Черняк Е.М – М.Издательство Юрайт,2012. –16

7 Зритнева Б.И. Социология семьи : учеб. пособие для студентов вузов, — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 32

8 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002-.67

 

9 Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.-154

10 Якушев. А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. — М.: "А-Приор", 2007- 65

11 Якушев. А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. — М.: "А-Приор", 2007-68

12 Агапов Е. П.Семьеведение: Учебное пособие , — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. — 115

 

13 Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2010. — 16

14 Холостова Е. И., О.Г. Прохорова, Черняк Е.М – М.Издательство Юрайт,2012. –357

15 Шарин В. И. История социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «ДашковиК°», 2011. — 252

16 Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. —334

 

17 Аверин  А.П. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб-

ное подобие.- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 30-32

 

18 Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 167

 

19 Циткилов П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2011. — 342

 

20 Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 60

 

21Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006.- 93

22

23 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учеб-Х73 ное пособие. 2-е изд.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.— 87

 

24 Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2002.-132

25 Аверин  А.П. Социальная защита отдельных категорий населения : учебное подобие.- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 48

 

26 Ханжин Е.В., Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева, О. О. Низовцева, С. И. Винокурова Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 86

 

27 Ханжин Е.В., Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева, О. О. Низовцева, С. И. Винокурова Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 91

28 Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. —  64

29 Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 145

 

 

 


Информация о работе Технологии социальной работы с семьей