Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет - работа социального работника с семьей.
Цель курсовой работы - изучить семью и семейные отношения со всех сторон. Определить виды и способы социальной работы с семьями.
Задачи:
1. Проанализировать типы семей, выделить среди них актуальные для социальной работы.
2. Перечислить основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности.
3. Описать проблемы современных семей.
4. Перечислить направления социальной работы с семьей и раскрыть их содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3с.
ГЛАВА 1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»…………………………………………………….

5с.
1.1. Семья: понятие, типы, функции………………………………………
5с.
1.2. Проблемы семьи в современном обществе…………………………..
15с.
ГЛАВА 2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ……………………………………………………..

17с.
2.1. Сущность и содержание социальной защиты семьи………………...
19с.
2.2. Технологии социальной работы с семьей…………………………….
23с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
32с.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на тему социальная работа с семьей.docx

— 72.56 Кб (Скачать файл)

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой16.

 

 

 

2.1. Сущность и содержание  социальной защиты семьи

Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др17.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

- Денежные выплаты семье на  детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы  семьям с детьми, родителям и  детям.

- Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое  и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические  конференции и конгрессы.

- Федеральные, региональные целевые  и социальные программы типа  «Планирование семьи» и «Дети  России» и другие18.

 Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог – педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

  1. сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
  2. предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  3. содействие в открытии предприятий семейного типа;
  4. профессиональная ориентация детей и подростков;
  5. выплата пособий по временной не занятости;
  6. консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
  7. оказание помощи в кадровом обеспечении;

8.социально – психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства19.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

  • многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые,семьи несовершеннолетних родителей;
  • малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;
  • семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, и жестким обращением с детьми;
  • семьи, имеющие в составе лиц, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы20.

Их основными задачами являются:

1.Выявление причин и факторов  социального неблагополучия конкретных  семей и их потребности в  социальной помощи.

2.Определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических  и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3.Поддержка семей в решении  проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4.Социальный патронаж семей, нуждающихся  в социальной помощи, реабилитации  и поддержке.

5.Анализ уровня социального  обслуживания семей, прогнозирование  их потребности в социальной  помощи и подготовки предложений  по развитию сферы социальных  услуг.

6.Привлечение различных государственных  и неправительственных организаций  к решению вопросов социального  обслуживания семей. В системе  учреждений социального обслуживания  семей и детей активно развивается  специализированная психолого-педагогическая  помощь.

Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

  • повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
  • помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
  • повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
  • помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
  • психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально – экономическим условиям жизни;
  • регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье21.

 

2.2  Технологии социальной  работы семьей

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление детей из семьи, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

 

1. Экстренная помощь при наличии  внутрисемейной жестокости

Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей)22. В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков и педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) свидетельствуют о его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими психическими, физическими или иными способностями - например, общаться с друзьями или соседями, запрещать жене заниматься внедомашними делами, приобретению образования, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни23.

Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, а так же умышленное использование отравляющих или психотропных веществ и т.д.

Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям - это прикосновения к их половым органам, принуждения к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции.

Для лиц, переживших насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения - одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит в силу непонимания, малолетства и др. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения не остается. Поэтому следует знать прямые или косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, лишняя сексуальная осведомленность, проблемы с едой, беспокойный сон. Кроме того страх ребенка перед каким-то членом семьи и отказ оставаться с ним на едине.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило это немедленное удаление ребенка из семьи.

К технологиям, используемым в случае семейной жестокости, относится также организация социальных приютов, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими24.

2. Работа с «трудными» детьми

Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечение его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты - например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий25.

 

3. Работа с семьей алкоголика

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с зависящим лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, так как после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьей