Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей-инвалидов;
- охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6
2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11
3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15
4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Власова.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

Краснодарского края

 

 

 

 

 

          КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

 

                                                          Выполнила: Власова Юлия

                                                                         Владимировна 5 курса, группа С5П

                                                                          заочного  отделения

                                                                          Научный руководитель:

   Мазунина Наталья  Викторовна                         

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

1.Содержание понятий  «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6

2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11

3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15

4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                   51

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                     54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее  время инвалиды, а особенно дети-инвалиды – это одна из наиболее незащищённых категорий населения. Детская инвалидность рассматривается как проблема не только одного человека и семьи, а всего общества в целом.

Ухудшение экологической  обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская  заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. (20, С. 33).

В Российской Федерации  официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается.

Численность населения  России ежегодно сокращается примерно на миллион граждан. Только семь процентов  детей рождается здоровыми, из-за чего увеличивается количество детей-инвалидов. В тоже время число детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет ежегодно снижается и в последний год остается примерно на уровне двадцати четырех процентов от общей численности населения.

Если в 1990 году на учете  в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, то сегодня детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. В настоящее время численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляет шестьсот пятьдесят восемь тысяч человек.

Изучением данной работы занимались многие авторы такие как Айшервуд М.М., Бабенкова Р.Д., Мамайчук И.И., Оботурова И.А., Маллер А.Р., Мастюкова Е.М., Ткачева В.В., Холостова Е.М. и многие другие специалисты. Айшервуд М.М. в своих работах делала акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной. Мамайчук И.И. занималась изучением психологической помощи детям с проблемами в развитии. Агильдеева Е.Ф. в сборнике статей повествует об образе жизни семей с нетипичным ребенком и о положении ее в российском обществе.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является семья, имеющая ребенка-инвалида.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: технология социальной работы с семьей, имеющей  ребенка-инвалида.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить  и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;

- дать характеристику  психолого-педагогическим особенностям  детей-инвалидов;

        - охарактеризовать технологию социальной  работы с семьями, имеющими  детей-инвалидов;

- изучить и проанализировать  опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ социально-педагогической литературы, изучение и анализ опыта работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.

 

  1. Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе

 

Социологи Антонова А.И. и Медков В.М. называют история развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанная изоляция «полноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в обществе, создания для них безбарьерной среды. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности так как это описывает автор Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н.

Детей, о которых будет  говориться в этой работе называют детьми-инвалидами, а значит нетипичными, потому что развиваются и ведет  себя не так как другие. О таких  детях врачи, социальные работники, педагоги часто говорят: аномальный, больной, с отклонениями в развитии, с особыми образовательными потребностями. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. (18, С. 110).

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В законодательства бывшего  СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до шестнадцати лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем». (6, С. 4).

При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности).

А «инвалидность» в детском  возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей  стране идет процесс перехода к более  гуманной и гибкой технологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с ограниченными возможностями». Избегают так же употребление следующих наименований: слепой, глухой, заика. Заменяют такими словосочетаниями как «человек с ослабленным слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация здравоохранения не рекомендует также использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетание «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями».

Определение инвалидности детям производит Медико-педагогическая комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости  от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья  определяется при легком или  умеренном нарушений функций  ребенка;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья  определяется при резко выраженных  нарушениях функций органов и  систем, приводящих к социальной  дезадаптации ребенка при условии  необратимого характера поражения  и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого). (7, С.46).

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует  перечень заболеваний, среди которых  можно выделить следующие основные группы: 1. Нервно-психические заболевания; 2. заболевания внутренних органов; 3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях; 4. онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов; 5. поражение и заболевания органов слуха; 6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; 7. эндокринные заболевания.

Таким образом, можно  убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие  проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и  сам ребенок в нашей стране):

  • социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;
  • при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;
  • выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
  • трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
  • отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
  • сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.);
  • отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

К сожалению, барьеры  о которых упомянуто выше –  это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются  повседневно.

Таким образом, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями.

Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

 

  1. Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов

 

      Семья - ближайшее социальное окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. (11, с.14)

Информация о работе Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида