Технологии социальной работы с мододёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ технологий социальной работы, используемых в работе с молодёжью. Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить специфику проблем молодёжи как особой социально-демографической группы;
2) Обозначить мероприятия в области законодательного обеспечения государственной политики в отношении молодёжи;
3) Выявить социальные технологии, используемые в работе с молодёжью;
4) Рассмотреть стратегическую программу становления молодёжной политики в Красноярском крае.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Молодёжь как особая социально-демографическая группа
и её проблемы………………………………………………………………………6
2 Законодательная база обеспечения государственной
молодёжной политики……………………………………………………………..8
3 Технологии социальной работы с молодёжью………………………………...12
3.1 Модели социальной работы с молодёжью……………………………...12
3.2 Структура социальных служб системы органов
по делам молодёжи…………………………………………………………..14
3.3 Сравнительный анализ организации деятельности
социальных служб для молодёжи с зарубежными аналогами………….17
4 Стратегическая программа становления
молодёжной политики в Красноярском крае……………………………………21
4.1 Основные концептуальные положения
стратегической программы………………………………………………….21
4.2 Стратегические направления программы………………………………28
4.3 Механизм реализации стратегической программы……………………32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

технологии социальнойработы с молодёжью.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В рамках программы предлагается разработать следующие материалы:  
план действий по совершенствованию практики работы с молодежью;  
стартовые инновационные проекты по развитию практики работы с молодежью в крае; ежегодные открытые доклады губернатора края региональному сообществу «Стратегия развития молодежной политики края: очередные шаги».

Для запуска стратегической программы предполагается провести зонирование районов края, по итогам зонирования разработать пакет  различных карт (гуманитарных, этно-культурных, производственных, хозяйственных и т.д.) территории края, которые обеспечат адресность в разворачивании конкретных дел рамках плана действий по совершенствованию практики воспитания и в рамках стартовых инновационных проектов по развитию молодежной политики.

Реализация стратегической программы будет обеспечиваться новыми институциональными формами экспертного сопровождения:  
профессионально-общественный аудит; открытые общественные слушания;  
публичные дебаты.

Для непосредственного  управления реализацией стратегической программы создается дирекция программы, которая состоит из постоянного «ядра» и временных участников, привлекаемых на отдельные типы работ. Ведущим механизмом подготовки и принятия решений является коллективная деятельность. Это предполагает максимальное включение непосредственных исполнителей программы в процессы анализа хода ее реализации, постановки, коррекции целей, прогнозирования ожидаемых результатов, оценки эффективности каждого шага.

Основными принципами реализации стратегической программы являются принцип открытости, принцип уровневого построения и принцип ее поэтапной реализации.

Принцип открытости включает в себя: возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс ее реализации всем заинтересованным субъектам региональной жизни, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.

Принцип уровневого построения стратегической программы предполагает выделение различных уровней ее реализации: уровень органов государственной власти края; уровень органов местного самоуправления; уровень различных местных сообществ, включая профессиональные, социальные организации и движения, территориальное общественное самоуправление, хозяйственно-экономических субъектов, представителей корпораций, общественные организации. Каждый уровень имеет свой круг задач, полномочий и ответственности.

Принцип поэтапной  реализации стратегической программы предполагает этапность ее выполнения, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации.

Здесь можно выделить такие этапы:

Первый этап. В ходе первого этапа предполагается создать организационные условия, включая создание институциональных форм для реализации основных положений стратегической программы на последующих этапах. На данном этапе предстоит провести в широком ряду обсуждение основных ее положений и осуществить запуск ряда стартовых проектов. Провести инвентаризацию имеющейся законодательной базы, выявить ее дефициты и определить перечень необходимых законодательных и иных документов, обеспечивающих реализацию программы. На этом этапе предполагается приступить к разработке законодательной базы и на каждом последующем этапе продолжить эту линию деятельности. Создать институциональные формы реализации программы: дирекцию стратегической программы, экспертные группы. Начать обсуждение проблем и перспектив развития молодежной политики в Красноярском крае в СМИ, через общественные слушания, профессионально-общественный аудит. Основными результатами данного этапа являются: создание организационных институциональных условий для реализации программы: минимально-необходимой законодательной базы, рабочих групп для реализации стартовых проектов; формирование профессионально-общественной коалиции, заинтересованной в развитии молодежной политики края и обеспечение их включенности в реализацию программы.

Второй этап. В ходе этого этапа предполагается продолжить работу по формированию законодательной базы, внедрить конкурсную систему отбора инновационных проектов. Подвести промежуточные итоги реализации стратегической программы. Перейти на тип профессионального развития представителей всех сфер, связанных с разработкой и освоением нового содержания молодежной политики. На первом и втором этапах реализации программы профессиональное работников, работающих с молодежью является ключевой, так как обеспечить выполнение выделенных задач возможно лишь при наличии соответствующей современным требованиям подготовленных кадров. Основными результатами данного этапа реализации стратегической программы является: создание авангардных зон по созданию новой практики работы с молодежью; создание непрерывной системы профессионального развития работников края для новой практики работы с молодежью;  
создание сетевых форм взаимодействия для проектов, обеспечивающих становление новой практики работы с молодежью в крае;

Третий этап. В рамках данного этапа на основе действующих образцов новой практики работы с молодежью осуществляется разработка соответствующих норм, методик, технологий управления молодежной политикой, осуществляется постепенный переход на новую практику работы с молодежью уже в масштабах всего края. Создаются институциональные каналы распространения новой практики работы с молодежью в масштабах всего края.

Для развития молодежной политики в крае предполагается для  каждого из обозначенных стратегических направлений программы  создание пакета стартовых проектов, разрабатываемых на конкурсной основе различными творческими коллективами края.

Основным требованием  к создаваемым пакетам будет  требование учета городских и  сельских особенностей в развитии практики работы с молодежью края. На основе действующих образцов новой практики работы с молодежью осуществляется разработка соответствующих норм, методик, технологий управления организации молодежной политики, осуществляется постепенный переход на новую практику работы с молодежью уже в масштабах всего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На базе всего изученного материала можно сформулировать такие основные направления деятельности специалистов социальной сферы в отношении молодёжи:

  1. Содействие молодым гражданам в получении профессиональной ориентации и образования;
  2. Содействие в сфере труда и трудоустройства;
  3. Консультирование и социальное посредничество в вопросах жилищной сферы; бытовых и правовых вопросах;
  4. Психолого-профилактические мероприятия для предупреждения негативных факторов, влияющих на процесс социальной адаптации;
  5. Коррекционная работа по устранению негативных последствий процесса дезадаптации;
  6. Медико-социальное консультирование и санитарно-просветительская работа с молодёжью;
  7. Проведение реабилитационных мероприятий;
  8. Психолого-педагогическая и экстренная психологическая помощь;
  9. Организация досуговой и творческой деятельности.

Воспитание молодёжи и профилактику негативных проявлений в молодёжной среде возможно реализовать, только если комплексно подходить к  проблемам молодёжи. Задача специалиста  по социальной работе – объединить все институты, которые тем или иным образом могут поспособствовать разрешению проблем современной молодёжи.

Эффективность и результативность используемых технологий социальной работы с молодёжью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодёжи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной организации. В нашем крае ведётся активная работа на базе Закона Красноярского края «О государственной молодёжной политике Красноярского края».

 

Список использованных источников

1.     Алексеева, Л.С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье [текст] / Л.С. Алексеева и др. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. - 1999.

2.      Баркер, Р. Практика социальной работы [текст] / Р. Баркер. Сокр. пер. с англ. - М.: Институт социальной работы. - 1994.

3.   Гуслякова, Л.Г. Основы теории социальной работы. [текст] / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. - М.: Институт социальной работы. -  1997.

4.     Дементьева, И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи [текст] / И.Ф. Дементьева. - М., 1991.

  1. Дорохова, М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации. Ч – 2 [текст] / М.В. Дорохова. - М.: Голос. - 1999.
  2. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи  [текст] / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М. - 2004.
  3. Иващенко, Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности [текст] / Г.М. Иващенко. – М.: НИИ семьи. – 1997.
  4. Иващенко, Г.М. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров [текст] / Г.М. Иващенко. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. – 1999.
  5. Ильинский, И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы [текст] / И.М. Ильи<span class="dash041e_0431

Информация о работе Технологии социальной работы с мододёжью