Технологии социальной работы с мододёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ технологий социальной работы, используемых в работе с молодёжью. Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить специфику проблем молодёжи как особой социально-демографической группы;
2) Обозначить мероприятия в области законодательного обеспечения государственной политики в отношении молодёжи;
3) Выявить социальные технологии, используемые в работе с молодёжью;
4) Рассмотреть стратегическую программу становления молодёжной политики в Красноярском крае.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Молодёжь как особая социально-демографическая группа
и её проблемы………………………………………………………………………6
2 Законодательная база обеспечения государственной
молодёжной политики……………………………………………………………..8
3 Технологии социальной работы с молодёжью………………………………...12
3.1 Модели социальной работы с молодёжью……………………………...12
3.2 Структура социальных служб системы органов
по делам молодёжи…………………………………………………………..14
3.3 Сравнительный анализ организации деятельности
социальных служб для молодёжи с зарубежными аналогами………….17
4 Стратегическая программа становления
молодёжной политики в Красноярском крае……………………………………21
4.1 Основные концептуальные положения
стратегической программы………………………………………………….21
4.2 Стратегические направления программы………………………………28
4.3 Механизм реализации стратегической программы……………………32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

технологии социальнойработы с молодёжью.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Восьмое. Основной порок российской нравственной ситуации – идеологизация сознания. Если в массовое сознание систематически и целенаправленно вводится набор каких-то обязательно простых и доступных идей, то со временем возникает над-индивидуальная, устойчивая и легко воспроизводимая система стереотипов – идеология, устроенная так, чтобы, во-первых представить определенное частное видение как основу устройства самого бытия; во-вторых, чтобы успешно подавлять все другие точки зрения . Идеология отрезает сознание от вопросов об устройстве бытия, от мышления, позволяющего человеку ответственно осуществлять изменения в исторически соразмерном масштабе. Идеология мимикрирует под бытие и мышление, сильнейшим образом детерминирует и опрощает нашу духовную жизнь. За счет идеологии происходит слияние личного и коллективного, становится невозможным индивидуальное, самостоятельное мышление; идеология делает излишним обращение человека к самому себе – она принципиально, в изначальных посылах, отрицает сомнение и рефлексию. Идеология делает невозможным восприятие иного бытия, иного мышления, иной культуры. В идеологии несущественны основания исходного содержание мысли, единственно значимым является сам механизм внедрения в массовое сознание определенного содержания. Особенности нашей современной жизни таковы, что все еще чрезвычайно сильны, годами навязываемые нам идеологемы советского периода. Эти идеологемы до сих пор для очень большого числа представителей структур, работающих с молодежью, загородили сознание от реальности бытия и от практики изначального мышления, превратили отношение «личность – личность», как единственную область нравственного в жизни человека, в крайне редуцированную форму. В молодежной политике это привело к подмене нравственной интенции на внедрение идеологических штампов

Девятое. В начале третьего тысячелетия возникает устойчивый интерес к антропологии. Значимость антропологии состоит в том, что она позволяет решать молодежные проблемы исходя из возможности построения определенного образа человека.

В настоящее время  остро ставится вопрос о новом  содержании работы с молодежью, однако в массовой практике по-прежнему очень  часто используется административно-идеологической тип организации молодежной политики. Да, исключительно важно осуществить передачу новому поколению ценности уважения к старшим, любви к труду, здорового образа жизни, патриотизма, других моральных норм. Но прогрессивной части общественности давно понятно, что в современной ситуации возрождение административно-идеологического типа взаимодействия с молодежью невозможно в принципе. Другим достаточно распространенным опытом является хорошо отработанный на Западе социализационный тип молодежной политики. Основа этой политики состоит в такой организации социальной работы различными ведомствами, включая образование, которая бы обеспечивала достижение стандартов социальной компетентности молодежью Основное ограничение для массового применения такого типа молодежной политики в условиях переходного периода состоит в отсутствии стабильной социальной системы. Ставка на социализационный тип молодежной политики в условиях до конца неопределившегося российского общества, несмотря на уже имеющийся позитивный опыт – может привести к изоляции появляющейся подростковой субкультуры, к росту асоциальных проявлений и формированию контркультуры.

Сегодня в условиях стремительно меняющегося российского общества оказываются неэффективными ни административно-идеологическая, ни социализационная технологии работы с молодежью. Появляется необходимость в следующем «шаге» развития этой системы, который может быть осмыслен и построен в рамках специальной программы. Представляется, что в условиях тяжелой экономической ситуации, вакууме мировоззрения, стремительно формирующемся разрыве между поколениями – системных результатов в молодежной политике можно достичь только проектируя прецеденты эффективно работающего на высоконравственных основах, здорового социума в виде различных общностей из представителей разных профессиональных групп населения. Только включаясь в такого рода общности, у молодежи происходит подлинное самоопределение по отношению к истинным задачам, которые сегодня может и должен решать человек в обществе. Таким образом, постановка вопроса о молодежной политике в современной российской действительности должна прежде всего происходить из необходимости разработки и апробации технологий самоопределения и построения общностей вокруг самоопределяющейся личности. В основе такого рода технологии работы с молодежью не ставится задача воспроизводства какой-либо конкретной идеологии, как в случае административно-идеологической технологии; не ставится задача социализации, то есть введения в существующие социальные ниши, – а ставится задача позиционного самоопределения молодых людей посредством создания «культурно-образовательных инициативных сред». (Впервые аналогичная идея дружественных сред взросления была использована авторским коллективом под руководством д.п.н. Ю.В.Громыко в программе «Столичное образование»). Культурно-образовательная инициативная среда – это пространство становления жизненных установок молодежного сообщества, возникающих за счет проживаниия обще-значимых событий в деятельностно выстроенных ситуациях порождения и реализации нового. Можно выделить специальные области, конституирующие культурно-образовательную инициативную среду. Это психо-моторная область; академическая область; обще-интеллектуальная область; лингвистическая область; социальная область; духовная область. Каждая из этих областей рассматривается как место, где происходит разновозрастное взаимодействие, где происходит оформление успешной личной деятельности. Успех в какой-либо из указанных областей должен использоваться во всех других областях. Молодые люди осуществляют пробы в этих областях до тех пор, пока «не найдет себя, пока не найдет свое».

Такой тип технологии является инновационным, поддерживается прогрессивными международных организациями  и существует в виде инфраструктурно-сетевых  проектов, обеспечивающих формирование культурно-образовательной иницативной среды. Ее состав включает в себя ряд различных организаций: дружественных для подростка клиник; адвокатских контор и милицейских отделений; консультантов по профориентации и карьере; молодежных проектных агентств, фондов, бирж; особых зон безопасности, в которых специальные коллективы педагогов, психологов, медиков, юристов могут помочь ребенку. В состав культурно-образовательной инициативной среды также входит сеть молодежных дискуссионных клубов – форумов, в которых подросток может обсуждать волнующие его вопросы, на которые зачастую в обществе нет однозначных ответов.

Для построения подобных культурно-образовательных инициативных сред необходима специальная работа по соорганизации между всеми  секторами социальной сферы: милицией, социальной защитой, образованием, службами семьи и молодежи, здравоохранением, департаментом по предпринимательству и т.д.. В результате этой работы должно быть сформировано интегративная управляющая структура по социальной политике в этой области, объединяющее приоритеты, функции, потребности различных ведомств.

4.2 Стратегические направления программы

Стратегическое направление  «Сетевые формы становления ценности здорового образа жизни». Содержанием данного стратегического направления является создание вокруг и на основе образования инфраструктуры здоровья, пространства здоровья как результата совокупных усилий различных ведомств, общественных структур, всех заинтересованных жителей края. Основная идея: здоровье – это предмет средовой и сетевой. Это означает, что должны быть созданы сети, обеспечивающие поддержание и развитие здоровья. Должна быть спроектирована разновозрастная культурно-образовательная среда взаимодействия для подростков, находясь в которой он мог бы получить консультацию, связанную с проблемами в здоровье, здесь же должна быть создана возможность получить правовую консультацию, должны работать службы семьи, психологические консультации. Здоровье является также предметом работы детско-взрослой общности, которая контролирует качество пищи, воды, воздуха, почвы, качество информационной среды. Здесь же производится постоянная оценка нужд и потребностей детей и подростков в обеспечении здоровья.

Для реализации данного  стратегического направления необходимо будет создать несколько типов  пилотных проектов по становлению зон здоровья. Возможные типы проектов: питание; физическая активность; стрессы; венерические заболевания; эффективные режимы жизнедеятельности. Необходимо создать молодежные дискуссионные клубы, обсуждающие проблемы здорового образа жизни.

Главный результат этого  стратегического направления – формирование культуры жизни, выделение и освоение позитивных образцов здоровья, привитие убеждения, что быть здоровым – экономически выгодно и социально престижно. Стратегическое направление «Сетевые формы становления ценности использования свободного времени для личностного развития». Содержанием данного стратегического направления является создание культурно-образовательных сред взаимодействия в системе дополнительного образования, обеспечивающих понимание и принятие ценности свободного времени для личностного развития. Существующий уровень дополнительного образования в крае имеет три отличительные особенности, позволяющие считать его основным механизмом в реализации этого стратегического направления.

Во-первых, дополнительное образование края в течение двух последних лет начало выступать  как универсальная социальная технология организации насыщенного досуга детей и подростков, их включения  в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон.

Во-вторых, в дополнительном образовании края имеются действующие  образцы технологий создания образовательно-развивающих  «сред» и инфраструктур на основе процессов самоопределения – модульные программы; форумы; фестивали и т.д.

 В-третьих, дополнительное  образование края имеет в своем  арсенале опыт масштабного применения  программно-проектных форм организации  добровольного образования детей  и подростков.

Главным в этом стратегическом направлении является не «натаскивание» на будущую профессию, а содержание того, что сам ребенок собирается осваивать, к чему он осознанно в процессе самоопределения стремится, по отношению к чему он выдвигает образовательную инициативу, как пытается достраивать ее до образовательного проекта. Дополнительное образование через пробы подростком себя в разных профессиональных мирах, через столкновение с социальной средой инициирует постановку личных целей, формирование проектного замысла как собственной формы вхождения и существования в социуме.

Дополнительное образование  реально может осуществить сдачу  «под ключ» развивающих технологий, обеспечивающих самоопределение подростка, освоение им техник самообразования  и самоорганизации, а также предложить проекты построения фрагментов социальной среды, необходимых для полноценного взросления ребенка: создание молодежных журналов, ателье мод, студий молодежного телевидения, интернет-кафе, библиотек и других элементов социокультурной среды, обеспечивающих социализацию подростков.

Стратегическое направление «Сетевые формы становления ценности осуществления социально значимой деятельности». Содержанием данного стратегического направления является создание культурно-образовательных сред взаимодействия в системе государственно-общественного сотрудничества. Сегодня кроме школы нет другого социального института, который был бы способен, влияя, в том числе и на семью, выполнить задачу формирования граждански, социально активной и дееспособной личности. Поскольку образование всегда оставалось государственно-общественным делом, школа всегда тем или иным образом выполняла функцию организатора и лидера сотрудничества школы с семьей, с обществом по вопросам образования и воспитания. Применительно к сегодняшней реальности такое сотрудничество должно выглядеть как закрепленное в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах социальное партнерство между государством, его местными структурами и двумя негосударственными секторами социума – негосударственной экономикой и гражданским обществом. Выстраивание школой системы социального партнерства – это создание внутри и вокруг школы новой социальной реальности, обучающей и воспитывающей учеников, всех участников образовательного процесса. Это также формирование общественно активной школы и местных социальных сообществ.

Методология выстраивания на базе школы системы государственно-общественного  сотрудничества заключается в проектировании, организации и развитии необходимых  организационно-правовых структур внутри и вовне школы, разработка и освоение процедур их успешного функционирования. Выстраиваемая система изначально должна быть нацелена на обучение личности гражданскому действию и навыкам общественной самоорганизации внутри социальных групп и местных сообществ, на воспитание у нее ценностей, стимулов и стандартов гражданственности, патриотизма, позитивно ориентированной общественной активности, благотворительности и социально ответственной инициативы.

Система такого гражданского обучения и воспитания должна развиваться  вовне школы за счет организационного и функционального включения в нее возможно большей части представителей местного сообщества, структурных подразделений, учреждений и служб органов местного самоуправления, коммерческих организаций, социальных групп и самоорганизованных социальных сообществ (некоммерческих, общественных организаций), оказывая обучающее и воспитательное воздействие на всех участников процесса и создавая не только внутри, но и вокруг школы реальное единое образовательное и воспитательное пространство гражданской инициативы и общественной деятельности. В этой системе реальные проблемы вокруг образования, другие социально-экономические местные проблемы должны стать «наглядными пособиями» и практическим материалом для обучения и развития гражданской, общественной активности учеников, их родителей и педагогов, других вовлекаемых членов местного сообщества. На этом материале надо учиться и учить всех участников реально работать в местном сообществе, активно влиять на него, решать кроме проблем с образованием также и другие местные проблемы. Расширяя круг задач и решаемых социальных проблем в качестве обучающего практического материала из списка реальных проблем местного, окружающего школу сообщества, такая система развивается в систему государственно-общественного социального партнерства. Центром такой организационной системы государственно-общественного управления делами местного сообщества и ее организующим элементом является школа. При этом расширяются возможности школы по привлечению внебюджетных финансовых средств и иных дополнительных ресурсов как на нужды образования, так на развитие организационных структур местного сообщества.

 

4.3 Механизм реализации стратегической программы

Механизм реализации программы включает в себя две  взаимосвязанные линии работ. Первая линия включает в себя тип действий, направленных на совершенствование уже сложившейся практики работы с молодежью, реализация которых осуществляется в плановом подходе. Вторая линия включает в себя тип действий, направленных на развитие практики работы с молодежью, реализация которых осуществляется в проектном подходе. Программа является первым в ряду других формирующихся управленческих документов, организующих становление новой молодежной политики в Красноярском крае.

Информация о работе Технологии социальной работы с мододёжью