Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая hf,jnf Dfketdf N .doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Такое поведение чаще всего свойственно подросткам с истерическим чертами характера – истерической психопатией или истерическими чертами характера. При этом главная цель подобного поведения подростка – привлечь к себе внимание любым способом, стараясь вернуть прежнюю любовь родителей. В пьянстве тоже элемент нарочитости, подросток и не стремится скрыть его от родителей, а намеренно выставляет напоказ, бравируя выпивками и получая от этого удовлетворение – " вот я им отомстил, так им и надо", особенно если родители негативно относятся к пьянству.

    Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.      В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.

     В подростковом возрасте они  обычно избирают себе "кумира" – киногероя, актера, популярного певца или музыканта – и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Когда они в качестве кумира избирают "положительного" героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания является "отрицательный" герой – вот тогда родителям следует заранее быть готовым ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать "отрицательного" героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках.

     И самые большие неприятности  ждут родителей, когда подросток  избирает объектом для подражания  реального человека – взрослого  или сверстника, злоупотребляющего алкоголем, а особенно лиц с криминальным прошлым. Открыв рот, подростки с упоением слушают о "подвигах" асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают, чтобы заинтересовать и привлечь подростков.

     Собственной нравственной позиции  у подростков еще нет. Их  этические понятия формируются  под влиянием родителей, а если  родители этого не делают, - то  под влиянием любого человека, которого подросток просто "уважает". Они могут на словах говорить, что пьянство и воровство – это плохо, но чем плохо они не знают.

     В отличие от взрослых, они  еще не умеют использовать  чужой негативный опыт. Они не  осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Со слов родителей они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, они вряд ли сумеют. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений.

     Не зная, что такое криминал  и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.

     Даже кратковременное пребывание  в такой группе заметно сказывается  на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик перестает подчиняться родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать родителей в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж.

     Подростку уже скучно в школе  и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее, там "настоящая, взрослая" жизнь, свои тайны и секреты – это вторая задача отрицательного лидера – добиться, чтобы подростки не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. Поэтому подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не сумеют соврать убедительно, а в дальнейшем уже начинают обманывать их, опять-таки по подсказке "лидера", и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.

    Реакция группирования со сверстниками. Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера.

     Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений.

     Но если "лидер" имеет криминальные  наклонности или опыт, то такая  подростковая группа может превратиться  в "банду", тщательно охраняющую  свою территорию от подростков  из других домов или таких  же групп, в "борьбе" с  которыми проходит вся их жизнь.

     "Лидер" становится для них  непререкаемым авторитетом, обычно  он бесстрашен, всегда готов вступить  с любым в драку и отстоять  свое право управлять группой  с позиции силы.

    Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.

     Чем больше подростка контролируют  и подавляют, тем больше он  хочет избавиться от влияния  взрослых. Наперекор им он начинает  поступать "по-своему", демонстрирует, что он уже "самостоятельный".

     С таким поведением наверняка  сталкивались многие родители, объясняя  его упрямством и неподчинением  их авторитету. На самом деле  это вполне закономерная реакция  для этого возраста и со  временем она проходит.

     Крайние формы она приобретает  именно при неправильном поведении  родителей – если они гиперопекают  или проявляют деспотизм и  требования беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок  еще мог подчиняться такому  давлению родителей, потому что была сильной зависимость от них, то в подростковом возрасте возможны крайние формы – побеги из дома и бродяжничество.

     Но у некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных родителей,  особенно в неполных семьях, когда мать подавляет сына или дочь, эта зависимость остается на всю жизнь. Даже будучи в браке и имея собственных детей, такие мужчины и женщины, как говорится, "держатся за материнскую юбку", нуждаются в ее опеке, бегают к матери за советом по любому пустяковому поводу, беспрекословно подчиняются ей и шагу не могут ступить без ее одобрения.

     А в других случаях подростки,  наоборот, чем больше родители  проявляют свой деспотизм, тем  неправильнее ведут себя подростки. 

    Побеги из дома. Есть много причин побегов детей из дома, например, когда с ними плохо обращаются в семье, унижают или бьют, когда родители – алкоголики.

     Многие девочки убегают после  сексуального насилия со стороны  отчима или пьяного отца, когда  мать не смогла или не захотела  защитить их от этого. 

     Побег может быть вызван реакцией оппозиции. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели.

    Дромомания. Это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

     Истинная дромомания встречается  сравнительно редко, в основном  при психических заболеваниях  – шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания – это импульсивное влечение и обусловлено самим психическим заболеванием.

    Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.

     У некоторых подростков увлечения  связаны со стремлением быть  в центре внимания. Они участвуют  в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников.

     В большинстве случаев в этом  нет никакой патологии, со временем  эти увлечения проходят или  сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают.

     Патологией являются чрезмерно  выраженные увлечения, когда из-за  них подросток забрасывает школьные  занятия и все свое свободное  время отдает хобби. Бывает, что  ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями.

     Чрезмерным бывает и увлечение  силовыми или боевыми видами спорта для защиты и нападения – самбо, карате, дзюдо и другие. Причем опасно в этом случае не само по себе занятие такими видами спорта, а те цели, ради которых подростки овладевают приемами самозащиты и нападения. Став значительно крепче и сильнее своих сверстников и зная многие приемы, они начинают задирать не только ровесников, но и взрослых прохожих, намеренно провоцируя драку, чтобы "продемонстрировать" свою силу и бесстрашие.

    Реакции компенсации  и гиперкомпенсации. Это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Или они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

     При реакциях гиперкомпенсации  поведение может иметь карикатурный  характер, вследствие чего могут  ухудшиться отношения с окружающими  и возникнуть дезадаптация. Примером  реакции гиперкомпенсации может  служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков.

     Иногда реакция гиперкомпенсации  проявляется лишь в мечтах  и фантазиях подростка. Например, застенчивая или внешне непривлекательная девочка в своих фантазиях видит себя роковой красавицей, в которую влюблены все ее одноклассники и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом, подобно Шварцнеггеру, и этим как бы компенсирует свое собственное чувство неполноценности. Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания. он может компенсироваться в играх с младшими детьми, становясь их лидером, требуя от них безоговорочного подчинения. Ребенок, страдающий заиканием, может представлять себя великолепным и красноречивым оратором и т.д.

     Реакции компенсации и гиперкомпенсации  чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало  внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.

    Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относятся различные группы онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе.

     Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. "Доступность" девочек – членов группы может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу. Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения.

    Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением.

    Некоторые из таких девочек  подверглись изнасилованию в  подростковой группе, но сами  они это не считают изнасилованием, рассказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом "ребята стали приставать и заставили", но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят своего первого сексуального партнера, так как давно это было.

Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования