Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая hf,jnf Dfketdf N .doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Для них ранняя сексуальная жизнь – обыденное понятие. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.

     Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками, если они им попадаются. У некоторых есть все признаки алкоголизма. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей "профессии", разделяют "клиентов" и сутенеров на "плохих" и "хороших", полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает им немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, они считают, что он хороший, добрый, "не бьет", "заботится".

     Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Чаще всего заключается в отреагировани и аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается. Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

     Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

     Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

    Гиперактивность выражается в плохой адаптивности ребенка. Начало подобных нарушений в поведении фиксируется не позднее 7-ми лет. В более позднем возрасте острое начало гипердинамического поведения у ребенка школьного возраста может быть обусловлено психогенными причинами или психическими расстройствами. Условно считается, что появление проблем с поведением до 10 лет – тип начала в детском возрасте. Если проблемы с поведением до 10 лет отсутствуют, а появляются после 10 лет – тип начала в подростковом возрасте.

    Расстройства поведения в несколько  раз чаще встречаются у мальчиков,  чем у девочек. Не рекомендуется  ставить диагноз нарушенного поведения по однократным или эпизодическим проявлениям. Расстройство должно проявляться не менее 6-ти месяцев.

     Расстройства поведения, ограничивающиеся  семейным окружением, связаны с  нарушением детско-родительских  отношений (неродные мать, отец), включает антисоциальное и агрессивное поведение. Может иметь место воровство из дома денег, имущества и т.д., жестокость против членов семьи, поджог дома. Социальные отношения вне семьи у подростков в пределах нормы. Сюда относятся расстройства поведения, которые выявляют общие критерии нарушения поведения, а также должны присутствовать 3 и более симптомов из перечня проявлений нарушенного поведения, один из которых фиксируется на протяжении 6 месяцев. Нарушения поведения ограничиваются пределами семьи.

     Нарушения «пищевого поведения».    Переедание, ведущее к ожирению, нервная анорексия (сознательное голодание), булимия (переедание с последующим очищением организма искусственно вызванной рвотой или с помощью слабительного) ставят под угрозу здоровье некоторых подростков. Анорексия и булимия обычно встречаются у девушек. Оба расстройства связаны с чрезмерной озабоченностью своим весом, возникающей как реакция на жесткое давление общепринятых норм женской красоты и привлекательности. Высказывалось предположение, что указанные нарушения обусловлены стремлением утвердиться в своей независимости от родителей, а принятие пищи – тот процесс, который подросток в значительной степени контролирует сам.

     Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д.

     В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

     Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь". 

1.5 Профилактика девиантного поведения подростков

     Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.

     Можно выделить два способа осуществления профилактической работы: разъяснительный и упреждающий (реабилитационный).

     Задача разъяснительной профилактики состоит в том, чтобы добиться решительного осуждения общественностью негативных проявлений в молодежной среде. Например, школьникам и родителям широко разъясняются последствия курения, пьянства, употребления бытовых токсических веществ.

     Действенным инструментом профилактики отклоняющегося поведения выступает индивидуальная воспитательная работа. Именно она позволяет осуществить «непосредственный выход» на несовершеннолетнего, поведение которого может быть охарактеризовано как отклоняющееся. Индивидуальная воспитательная работа - основное средство разъяснительной профилактики в условиях семьи, школы, внешкольных учреждений, где осуществляется постоянный контакт со взрослыми. Самое главное здесь не допустить ошибки, так как искажения, допускаемые в индивидуальной воспитательной работе, могут привести трудновоспитуемого подростка к противоправным действиям.

     В концептуальном плане в профилактических технологиях  выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что  отклонения в  поведении  подростков  от  социальных  норм   происходят   потому,   что несовершеннолетние  их  просто   не   знают.   А,   следовательно,   основным направлением работы должно стать  информирование  несовершеннолетних  об  их правах  и  обязанностях,  о  требованиях,  предъявляемых   государством   и обществом  к  выполнению  установленных   для   данной   возрастной   группы социальных норм. Это можно осуществить через систему социального обучения и т.д

     Социально-профилактический  подход   в   качестве   основной   цели рассматривает  выявление,  устранение  и  нейтрализацию  причин  и  условий,

вызывающих  различного  рода  негативные  явления.  Сущностью  этого  подхода является    система    социально-экономических,    общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий,  которые  проводятся государством, обществом,  конкретным  социально-педагогическим  учреждением, социальным педагогом  для  устранения  или  минимизации  причин  девиантного поведения.

      Сущность медико-биологического подхода  состоит в  предупреждении

возможных отклонений от социальных норм  целенаправленными  мерами  лечебно-профилактического  характера по  отношению  к  лицам,  страдающим  различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых  качеств,

моральных норм и ценностей способен  воздержаться  от  преступных  действий. Когда же у человека существует патология психического развития  и  здоровья, он,  в  силу  своих  психофизиологических   особенностей,   может   нарушить существующие    морально-правовые    нормы.    Это    состояние     субъекта рассматривается  как  невменяемость.  Очень  важно  вовремя   распознать   у подростка различные патологические нарушения психики.

     Социально-педагогический подход  заключается в восстановлении  и коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением,  особенно  его нравственных и волевых качеств.  Нерешительность,  отсутствие  настойчивости при проведении в жизнь принятого решения,  несформированность  независимости и самостоятельного поведения, безынициативность, упрямство,  невыдержанность – наличие этих черт свидетельствует о том,  что  совершение  противоправного деяния  подростками  обусловлено  слабостью  их  воли.   Любая   сложившаяся конфликтная  ситуация  и  даже  кратковременное  отрицательное   воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями,  которые  они  не  могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

     Воспитание положительных  волевых  качеств  у подростков  следует начинать с формирования  правильного  представления  о  воле.  Этот  процесс

включает  ряд  этапов:  раскрытие  сущности   отдельных   волевых   качеств,

правильная  их иллюстрация примерами; выработка  обобщенных  представлений  о воле, установление соотношения между смелостью и наглостью,  настойчивостью и  упрямством,   самостоятельностью   и   неуважением   к   чужому   мнению; формирование  правильной  самооценки,  поиск  своих  недостатков,  путей  их исправления;  зрелое   самовоспитание,   т.е.   реализация   потребности   в самоусовершенствовании.

     Существует еще  один  подход,  связанный  с  применением  санкций.

Сущностью его является наказание человека, совершившего  правонарушение,  на основании уголовных законов. Однако  весь  мировой опыт  свидетельствует о неэффективности  только  жестких  санкций  со  стороны   общества,   поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное  средство,  главное же – выявление и устранение причин социальных отклонений.

     Упреждающая же (реабилитационная) профилактика имеет иные характеристики. Она направлена не на конкретные проявления отклоняющегося поведения, а на целые направления, комплексы социальных отклонений: мировоззренческие, трудовые, семейно-бытовые. Здесь решаются такие проблемы, как плохая организация досуга, изъяны, связанные с нравственным, политическим, эстетическим воспитанием, проблемы педагогической запущенности учащихся.

     В данном случае, говоря о педагогической запущенности учащихся (педагогическая запущенность - первая стадия возникновения девиации), речь пойдет об упреждающей профилактике. Ведь педагогическая запущенность чаще является предпосылкой для появления других форм отклонения.

     Задача педагогической профилактики решается в рамках школы, причем с двух сторон: нейтрализация внешних отрицательных факторов, влияющих на формирование личности школьника; приостановка развития лени, эгоцентризма, недисциплинированности учащихся. Устранение внутренних причин происходит в процессе перевоспитания несовершеннолетнего. Этот процесс будет эффективней, если будет сочетаться с профилактическими мероприятиями и приобретет коллективный характер, (педагоги привлекут родителей и общественность). Общественные мероприятия должны носить гуманистический характер.

     Следует  различать  различные  виды  реабилитации:   медицинскую, психологическую,   социально-    педагогическую,    социально-экономическую,

профессиональную, бытовую.

Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования