Теория среднего уровня Мертона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Современная социология ведет свою историю от учений О. Конта и Г. Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма. Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Titulnik_-_kopia (1).doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГу)

Факультет *

Кафедра *

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине 

«Социология»

на тему

"Теория среднего уровня Мертона"

 

 

 

 

Выполнил:

Ст. гр. ТДИк-213

Бабаев Д.А.

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Владимир 2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная социология ведет свою историю от учений О. Конта и Г. Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма. Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

За решение этой задачи взялись многие социологи того времени: Р. Бейлз, Р. Мак-Айвер, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелсер, Э. Шилз.

Самым ярким социологом был Мертон, он и внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма.

Вклад Р. Мертона в социологическую науку можно представить как единство его теоретических построений, методологических принципов научного познания и результатов прикладных исследований, охватывающих различные аспекты социальной реальности. Как теоретик он известен, прежде всего, разработкой собственного варианта структурно-функционального анализа, часто определяемого как функциональный структурализм (в противовес парсоновскому функциональному императивизму).

Основным мертоновским достижением в области методологии является разработка определенных методологических инструментов, связанных с познанием различных аспектов социальной реальности.

Это, во-первых, теории среднего уровня, позволяющие изучать социальные явления на основе эмпирических и теоретических обобщений. С их помощью Мертон анализирует такие проблемы как взаимоотношения индивидов в группах (теория референтных групп), противоречивость требований к исполнению индивидами своих ролей (тория ролевого конфликта), двойственность и неоднозначность межличностных отношений (теория социологической амбивалентности), противоречие между целями индивидов и средствами их достижения (теории аномии и девиантного поведения), влияние бюрократической структуры на формирование личности (теория бюрократии) и другие. Все эти научные разработки оказали значительное влияние на развитие соответствующих направлений и отраслей социологии.

Во-вторых, Р. Мертон обогатил понятийный аппарат социологической науки, введя множество новых терминов и уточнив уже имеющиеся, что придало новый импульс развитию теории структурного функционализма. Общеизвестны такие введенные Р. Мертоном понятия как «латентная функция», «дисфункция», «функциональные альтернативы» и многие другие. Среди менее известных терминов можно отметить «самоисполняющееся пророчество», «институциональный альтруизм», «чистый баланс совокупности последствий», «структурное напряжение», «непреднамеренные последствия социального действия» и т.д.

В-третьих, заслуга Р. Мертона заключается в усовершенствовании структурно-функционального анализа не только как теории, но и, прежде всего, как метода, способствуя, в известной степени, «снятию» критики по ряду параметров в его адрес.

Заслуживает значительного внимания прикладной аспект творчества Р. Мертона. В этом смысле особое место занимает его социологический анализ профессий. В отечественной литературе как я считаю, этот аспект научного наследия освящен явно недостаточно. На примере социологического исследования профессий раскрываются такие важные проблемы современного общества как этические принципы работы профессионалов, амбивалентность отношений между профессионалами и клиентами, проблема институционального альтруизма, влияния структурных требований и общественного мнения на поведение профессионалов, роль и функции профессиональных ассоциаций и ряд других.

К числу теорий среднего уровня социолог относил, например, теории  социальной структуры, аномии, бюрократии, науки и др. В принципе Мертон не исключал, что в перспективе на базе теорий среднего уровня можно создать и всеобъемлющую теорию. Но для этого необходима «консолидация специальных» теорий на основе выработки взаимно согласованных понятий, а самое главное - использования общих подход исследования. Такие подходы он также предложил в своей стратегии функционального анализа. 

Рассмотрение теоретического, методологического и прикладного аспектов мертоновской концепции, я считаю, является важным условием для наиболее полного и глубокого понимания его вклада в социологическую науку. Это подтверждается также некоторыми особенностями возникновения и развития американской социологической мысли.

 

 

1. Жизненный путь и творчество

Роберт Кинг Мертон родился в 1910 г. в Филадельфии в семье рабочего. В 1931 г. окончил университет в Темпле, штат Филадельфия. Преподавательскую деятельность начал в Гарвардском университете. Там же получил стипендию для написания докторской диссертации, которую защитил в 1936 г. Тема его работы - «Наука, техника и общество в Англии XVII века» (диссертация была опубликована отдельной книгой в 1938 г.). После трех лет обучения в Гарвардском университете (где его учителями были П. Сорокин и Т. Парсонс) и двух - в университете Тулана (штат Нью-Орлеан) Мертон стал профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке. Здесь он работал в течение 38 лет, с 1941-го по 1979 г., после чего ушел на пенсию.

Работая в Колумбийском университете, Р. Мертон вместе с П. Лазарсфельдом основал и был содиректором Бюро прикладных исследований. В конце 1930-х - 1940-х гг. он принимал активное участие в проведении конкретных исследований в области изучения СМИ, межличностных отношений, социологии науки, социологии девиантного поведения, социологии медицины. Так, в Гарвардском университете после защиты докторской диссертации он разрабатывал теорию отклоняющегося поведения (на основе проведенных конкретно-социологических исследований и полученных на их базе материалов). Это позволило ему выявить типы социальной адаптации (о чем далее будет сказано подробнее).

Участие во многих эмпирических исследованиях вместе с его другом Лазарсфельдом сыграло, затем крупную роль в осмыслении необходимости соединить теоретические и эмпирические исследования. И если роль Лазарсфельда состояла в том, чтобы вовлечь Мертона в осуществление конкретных проектов на базе глубокого теоретического осмысления каждого из них, то последний свою задачу видел в том, чтобы стимулировать друга и коллегу к разработке методов конкретно-социологического исследования как средства построения социологических теорий.

Учитывая значительные заслуги Мертона перед американской и мировой социологией, общее собрание Американской социологической ассоциации избрало его президентом этого научного сообщества на 1957 г. В 1968 г. он стал членом Национальной академии наук. С 1971-го по 1979 г. был председателем Консультативного совета по образованию Фонда Дж. С. Гугенхейма. Награжден почетными степенями 21 крупнейшего университета США и Европы. В настоящее время Мертон живет и работает в Нью-Йорке, принимая посильное, но достаточно активное участие в академической жизни.

Его работы касаются области общей теории социологии, социологии науки, социологии отклоняющегося поведения, социологии профессий и др. Основные среди них: коллективный фундаментальный труд под редакцией Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1949), в котором рассматривается проблема взаимосвязи между общей социологической теорией и эмпирическими исследованиями, намечаются контуры теорий среднего уровня, разрабатываются понятия явных и латентных функций и дисфункций; «На плечах гигантов» (1965), где излагаются достижения предшествующей социологической мысли; «Теоретическая социология» (1967), посвященная трактовке социологических теорий разных уровней обобщения; «Социальная теория и функциональный анализ» (1969), интерпретирующая особенности структурно-функциональной парадигмы в социологии, а также многие другие работы в области изучения массового сознания, СМИ, девиантного поведения, социальной дезорганизации, бюрократии.

Следует специально сказать о трудах Мертона в области социологии науки. Две работы должны быть названы в первую очередь - «Наука, техника и общество Англии XVII в.» (1938) и «Социология науки» (1973). Мертон рассматривает науку как особый социальный институт, представляющий собой систему ценностно-нормативных регуляторов. Он говорит о четырех основополагающих институциональных характеристиках науки: «общности», «универсализме», «бескорыстности» и «организованном скептицизме». Кроме того, американский социолог рассматривает связь между научными открытиями и ценностями пуританской религиозной морали (применительно к Англии), находясь в этом вопросе под сильным влиянием веберовских идей о зависимости европейского капитализма от норм и ценностей протестантского вероучения. По-моему мнению работы Мертона в области социологии науки являются одними из самых глубоких в этой отрасли социологического знания.

Фрагменты из некоторых его работ переведены на русский язык и опубликованы в книгах «Социология преступности» (1966), «Структур-но-функциональный анализ в социологии» (1968), в журнале «Социологические исследования», в сборнике текстов «Американская социологическая мысль» (1996) и др. Однако, как сегодня становится ясным, для развития профессионального социологического образования этого явно недостаточно. Требуются переводы многих других работ Мертона, являющегося живым классиком мировой социологической науки.

 

 

 

 

 

 

2.Социология: цели и задачи

В своих формулировках, Мертон наиболее точно отражает суть предмета: задачей социолога является «ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения»; цель социологии заключается в значительной мере в выяснении того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, что предметом социологии является, по Мертону, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии различных ее аспектов: генетического (как она возникла) и функционального (как она влияет на поведение людей), статического (как она функционирует) и динамического (как она изменяется). Определяющей чертой социологии является сфокусированность на социальной структуре.

Это становится еще более очевидным, когда рассматривается подход Мертона к проблеме, демаркации, особенно к способу разграничения социологии и психологии. С точки зрения Мертона, разница между ними состоит в том, что именно каждая из этих наук рассматривает как проблематичное, а что - как заданное. Для психолога социально-структурный аспект изначально определен как контекст индивидуального поведения, в то время как последнее является проблематичным. Для социолога, наоборот, в центре анализа находится структура социального окружения, а индивидуальные особенности и психологические процессы рассматриваются как данное и анализ их не входит в компетенцию социолога.

Определение социологии как науки, сфокусированной на социальной структуре, позволяет высказать предположение об онтологическом кредо Мертона, о наиболее фундаментальных предпосылках его теории. Очевидно, что он рассматривает общество как реальность, обладающую специфическими особенностями и закономерностями по отношению к свойствам, присущим индивидам, и закономерностям индивидуального поведения. Социальная реальность является сверхиндивидуальной, изначально имея первостепенное значение для индивидов, но, будучи зависимой от них, не является сверхиндивидуальной. Социальная структура включает в себя людей и их действия, при этом, не являясь их простой совокупностью. Это может быть названо интериндивидуальной реальностью, производной от различных отношении между группами индивидов, или же системной реальностью, состоящей из различных социальных совокупностей индивидов, связанных между собой системой взаимоотношении.

Таким образом, можно сделать вывод, что такая онтологическая концепция - разновидность структурного реализма - позволяет избежать и материализации, столь типичной для метафизического холизма, и атомизации социальной реальности, которая имеет место в различных формах теоретического (или метафизического) индивидуализма.

 

3.1  Систематическая теория Мертона 
  
 
     Мертон  никогда не ставил своей целью создание системы; он был противникам попыток разработки собственной системы на пустом месте, противопоставляя этому изучение наследия титанов социологической науки. Многие критики глубоко утверждают, что в работах Мертона отсутствуют систематические взаимосвязи. Эвристический контекст открытия не может сдерживать создание теории. Однако, кажущееся на первый взгляд очевидным отсутствие системы в получении результатов не исключает систематического характера конечных выводов. В работах Мертона существует система социологических взглядов, основанная на его постоянных, иногда систематических, а порой фрагментарных исследованиях. Составными элементами его системы являются нестандартные решения многих, спорных с его точки зрения вопросов.  
     Целостность и единство системы обеспечивается настроением ее создателя, направлением в социологии, созданным Р.Мертоном. Выступая против схоластической, формалистической «высокой теории» Парсонса и его последователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границ между способом и уровнем теоретизирования. 
     В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общая теория»  является «преждевременной», он предпочел  оставаться на среднем уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных сообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснению социальных структур и процессов. В действительности в работах Мертона содержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р. Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном изменении.  
     Мертон  внес значительный вклад в приближении  общей социологической теории к практической социологии через разработку концепции теорий среднего уровня, призванных дать надежный инструмент для объяснения отдельных аспектов жизни общества. Кроме того, он разработал оригинальную концепцию дисфункций, которая убедительно показала ограниченность классического структурного-функционализма. 
     Тем не менее, в начале своей карьеры  Роберт Мертон прославился исследованиями в области социологии науки. В 1936 году он защитил диссертацию по теме «Наука, технология и общество в Англии в XVII столетии». В 1938 году она была издана отдельной книгой. В этих работах была представлена оригинальная теория становления и развития науки как социального института. Согласно Роберту Мертону научная деятельность держится на четырех принципах: 
- материальная  незаинтересованность научных работников; 
- всеобщая  доступность результатов научной  деятельности; 
- универсальность полученных знаний; 
- систематическая  критика. 
     Социологическая концепция научного сообщества Роберта  Мертона является типичной теорий среднего уровня. Впоследствии и в полном согласии с четвертым принципом она подверглась серьезной критике. Наиболее жесткие возражения вызвал первый принцип, говорящий о материальной незаинтересованности научных работников. Критики указывали на то, что ведущие научно-исследовательские институты имеют возможность оплачивать труд известных ученых через гранты. Кроме того, существует система научных наград с денежной составляющей, среди которых всемирную известность получила «Нобелевская премия». Тем не менее, и сегодня концепция научной деятельности Роберта Мертона является идеальной моделью (или в терминологии Макса Вебера – идеальным типом), для научного сообщества в любой стране мира.  
 

Информация о работе Теория среднего уровня Мертона