Теории социальных групп Р.Мертона и Ч.Кули

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь стягивает нас в запутанный клубок взаимосвязей с другими людьми. Наши человеческие качества выявляются в результате таких взаимоотношений в ходе социального взаимодействия. Более того, человеческие качества должны подтверждаться социальным взаимодействием, причем постоянно. Взаимосвязью называют отношения между двумя людьми, продолжающиеся достаточно долго для того, чтобы связать этих людей относительно стабильными целями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Социальные группы……………………………………………………….
4
2 Теория социальных групп Р.Мертона……………………………………
5
3 Теория социальных групп Ч.Кули……………………………………….
13
Заключение……………………………………………………………………
18
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

teoriya_socialnyh_grupp_mertona_i_kuli.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                                                             

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

             Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и  социологии

 

Контрольная работа

по курсу «Социология и политология»

на тему: «Теории социальных групп Р.Мертона и Ч.Кули»

 

 

 

 

                                                                    

Выполнил: студент группы 64-17

Хузин Эрик Артурович

Проверил: доцент кафедры

гуманитарного образования и социологии:

                                                                     Сабирзянова Фарида Рашитовна

                                                                    

                                               

                                           Альметьевск 2015                    

СОДЕРЖАНИЕ                                                                        

Введение………………………………………………………………………

3

1 Социальные группы……………………………………………………….

4

2 Теория социальных групп  Р.Мертона……………………………………

5

3 Теория социальных групп  Ч.Кули……………………………………….

13

Заключение……………………………………………………………………

18

Список используемой литературы………………………………………....

19


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Жизнь стягивает нас в запутанный клубок взаимосвязей с другими людьми. Наши человеческие качества выявляются в результате таких взаимоотношений в ходе социального взаимодействия. Более того, человеческие качества должны подтверждаться социальным взаимодействием, причем постоянно. Взаимосвязью называют отношения между двумя людьми, продолжающиеся достаточно долго для того, чтобы связать этих людей относительно стабильными целями.

Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи – это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Благодаря связи с другими людьми, представляющими для нас какое-то значение, мы достигаем ощущения надежности, любви, признания, товарищества и личной значимости. Инструментальные связи – это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели. Иногда эти связи могут предполагать сотрудничество с врагами. Чаще мы просто сотрудничаем с другими людьми для достижения некой цели, не придавая этим взаимосвязям дополнительного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социальные группы

 

“Человек в группе не является самим собой: он - одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клеточка вашего тела отличается от вас”.

(Д.Стейнбек, американский  писатель)

Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности.

К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.

Что же называют малыми социальными группами? Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:

1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной  социальной системе;

2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);

3) единство целостных  ориентаций и целей;

4) наличие совместной  деятельности;

5) наличие структуры;

6) наличие общих норм  и мнений.

 

 

2 Теория социальных групп  Р.Мертона.

 

“Референтных групп всегда, в принципе, бесчисленное множество: любая из тех групп, в которой индивид является членом, а таких сравнительно немного, точно так же, как и группы, в которых он членом не является, а таких, конечно, целый легион, может стать точкой отсчета при формировании своих установок, оценок и поведения”.

Р. Мертон

Существует большое количество определений для понятия группы. Например, Мертон определяет группу как «...совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей».

Мертон создал теорию референтных групп. В теории он пытается объяснить, почему индивиды выбирают именно эти системы реферирования, именно эти социально-культурные миры, а не другие; почему идентифицируют себя именно с этими группами и индивидами, а не другими.

Материалом для построения теории послужило исследование, проведенное во время второй мировой войны американскими учеными, - "Американский солдат". Солдат опрашивали на самые разные темы. Исследователи искали и вводили новые понятия, чтобы объяснить возникающие в ответах противоречия, неожиданные сбои и прочее.

То понятие, с которым затем работал Мертон, - понятие «относительной депривации», - возникло лишь в самом конце исследования. Точного определения этого понятия так и не было дано. Поработав со всеми определениями, Мертон описал его как понятие "для того чтобы с его помощью учесть ощущение неудовлетворенности, в частности, в тех случаях, когда объективная ситуация, на первый взгляд, по-видимому, не должна вызывать подобного ощущения". Для формирования этого понятия использовалось сравнение солдатами своей собственной ситуации с ситуацией других. Например, солдаты из воинской части, находящейся в Европе, чувствуют себя депривированными (ущемленными, несправедливо обиженными) по сравнению с солдатами, которые находятся еще дома, в США, но это ощущение должно кардинально измениться при сравнении ими себя с солдатами, находящимися в районе боев, куда они сами пока еще не попали.

Очевидно, что сравнения совершаются с применением статусных характеристик. Женатые солдаты, призванные в армию, сравнивают себя с другими женатыми мужчинами такого же возраста, которые не были призваны, получив отсрочку. Рядовые, прослужившие уже определенный срок, сравнивают себя с другими, прослужившими столько же или меньше и уже получившими разные чины.

Для того чтобы понять направление и динамику сравнений, которые человек совершает постоянно, желательно расструктурировать эту окружающую действительность в соответствии с указанными статусными характеристиками.

Для восприятия "других", естественно, необходимо определенное знание, которое респондент получает по ряду каналов: через знакомых, через прессу и другие СМИ и т.д. Но упорядочивает свои представления он в соответствии с общепринятыми стандартами, которыми снабжает его группа. Еще со времен Дж.Мида, а на него ссылается Мертон, принято считать, что "индивид накапливает опыт не сам по себе, не прямо, а только косвенно, складывая его из отдельных точек зрения других членов той же самой группы или извлекая его из обобщенной точки зрения социальной группы, к которой он принадлежит как таковой". Таким образом, группа, членом которой он является, обеспечивает индивиду значимую систему координат для самооценки.

Но сравнивающий индивид не замкнут в пространстве собственной группы, он движется среди множества групп. Итак, респондент берет знание о положении других, а также стандарты для оценок как в ин-группах (которые ему близки), так и в аут-группах (которые ему чужды), как в тех группах, членом которых он является, так и в тех, в которых он не состоит.

Соприкосновение человека со всеми этими группами в современном обществе происходит постоянно, в особенности в периоды, когда усиливается движение и перемещение больших масс людей: войны, революции, кризисы. В ходе этих движений и соприкосновений может происходить переориентация индивида с одних систем стандартов на другие, что приводит к реконцептуализации им своего положения, изменению представлений о себе самом и своих отношений с окружающим миром.

Индивид начинает сравнение своего положения с положением "других", находящихся в других группах (или в других стратах этой же группы). Если это сравнение вызывает в нем неудовлетворенность и ощущение депривации, то в нем начинается формирование установки на переход в число этих "других". Вначале это происходит, может быть, не вполне осознанно, но все равно условие исполняется, и сила, притягивающая индивида к его референтной группе, начинает действовать.

Однако Мертон не считает свою работу теоретика законченной, и он начинает углубленную кодификацию введенных понятий. Ссылаясь на исследования, проведенные в это время эмпириками, Мертон констатирует, что по своему функциональному назначению все эти группы распадаются на два основных типа:

 а) "нормативные группы" - те, что представляют и поддерживают  стандарты поведения и оценок  для данного индивида, и -  б) "сравнительные" - те, которые обеспечивают систему  координат для сравнения и  оценки себя самого и других. Может существовать еще тип  групп в) это группы, члены которых  просто являются условиями и  средствами для действий данного  индивида, имеют для него инструментальное  значение.

Далее возникает необходимость определить само понятие группы и членства в ней.

Каковы признаки членства или не-членства индивида в данной группе? Могут использоваться три критерия: во-первых, частота взаимодействия его с членами группы; во-вторых, стандартизованные ожидания по отношению к формам взаимодействия, которые морально обязательны для членов данной группы (но не обязательны для других); в третьих, отнесение к данной группе индивида "другими", как членами, так и не-членами этой группы. При оперировании этими тремя критериями выявляется весьма важное обстоятельство: «границы между группами не обязательно должны быть фиксированными, они динамично изменяются в соответствии с конкретными ситуационными контекстами». В неформальных же группах, когда определение членства не уточнено, индивиды могут по разным обстоятельствам и в разное время оказываться то членами, то не-членами группы.

Но и само понятие членства тоже подвижно. Существуют степени членства: номинальный член (практически прекративший социальное взаимодействие в группе, но еще относимый в нее "другими"); периферийный член группы (редуцировавший свое взаимодействие с другими в данной группе и тем самым социальный контроль с их стороны). Кроме того, существуют ведь еще и потенциальные члены, которые формально в данную группу еще не входят, и потому тоже слабо подчиняются ее контролю. В результате в процессе исследования выяснилось, что одни и те же индивиды в одном случае описываются как входящие в одни группы, а в других - в другие. В динамичной системе референтных групп возникают все новые групповые образования - группы переструктурируются.

Если мы хотим понять, хотя бы основные принципы групповой динамики, нужно разобраться также и с различными категориями не-членства для тех или иных групп: ибо различия между не-членами групп имеют особую релевантность для теории референтных групп. Например, потенциальные члены, формально не являясь членами данной группы, ощутимо влияют на ее структуру, в отличие от других не-членов, не являющихся для нее потенциальными. Такая характеристика, как "завершенность группы", измеряется удельным весом потенциальных членов. Чем выше удельный вес последних, тем завершеннее группа и, следовательно, тем большим влиянием она пользуется.

Для группы в целом важны в первую очередь две характеристики ее не-членов: имеют ли они право вхождения в данную группу и желают ли они войти в нее. По первой характеристике выделяются две категории: имеющие право входа и не имеющие его; по второй - три категории: желающие войти, индифферентные и активно не желающие входить (антагонистические не-члены).

Мертоновский мир референтных групп - это взбаламученное море, в котором границы между группами постоянно меняются, члены и не-члены бродят между группами, входя и выходя из них. Они задерживаются на периферии той или иной группы, вступают между собой в отношения, формируя подгруппы во внутреннем ее пространстве, которые "разрыхляют" группу, мешая ее внутренней сплоченности.

В единый класс – "группы" - попадают самые разнообразные типы и виды групп. Поэтому дальнейшая задача – это классификации групп, а для проведения классификации необходимо указать критерии. Наиболее адекватный критерий - это свойства групп, и Роберт Мертон проводит тщательную кодификацию таких свойств, наработанных к тому моменту социологической теорией и практикой.

Получился весьма длинный список таких групповых свойств:

1) это четкость или  расплывчатость социальных определений  члена данной группы;

2) степень включенности  в группу. Здесь существует очень  большой диапазон - от тоталитарности  до сегментальности группы, когда  член включен в нее лишь  небольшой частью своей личности  и деятельности;

3) фактическая продолжительность  членства в группе;

4) ожидаемая продолжительность  членства;

5-6) фактический и ожидаемый  период существования группы;

7-8) это относительный  и абсолютный размер группы  и ее составных частей;

9) открытый или закрытый  характер группы;

10) ее завершенность;

11) степень социальной  дифференциации - количество статусов  и ролей функционально разделившихся  в групповой организации;

12) объем и глубина стратификации - количество различно ранжируемых  страт, величина их и дистанции  между ними;

Информация о работе Теории социальных групп Р.Мертона и Ч.Кули