Теоретические подходы к процессу социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Существуют разные теоретические подходы к процессу социализации и, прежде всего, они связаны с различиями между детской и взрослой социализацией.
• Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации. (Кто сильней - тот и прав)
Взрослые могут оценивать нормы (ложь во спасение), дети способны только усваивать ее (есть сказочный мальчик, который всегда говорит правду).
Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существуют оттенки серого (Взрослые приспосабливаются к требованиям разных ролей, устанавливают приоритеты, не всегда соглашаются с родителями). Социализация детей строится на полном повиновении взрослым и выполнении правил.

Вложенные файлы: 1 файл

тория развития личности.docx

— 18.94 Кб (Скачать файл)

Существуют разные теоретические  подходы к процессу социализации и, прежде всего, они связаны с  различиями между детской и взрослой социализацией. Н. Смелзер выделяет следующие подходы.

 

 Социализация – непрерывный  процесс. 

 

 Г. Брим-младший (1966) Социализация происходит в течение всей жизни. Различия между социализацией детей и взрослых:

 

 ·         Социализация взрослых выражается  главным образом в изменении  их внешнего поведения, в то  время как социализация детей  корректирует базовые ценностные  ориентации. (Кто сильней - тот  и прав)

Взрослые могут оценивать  нормы (ложь во спасение), дети способны только усваивать ее (есть сказочный  мальчик, который всегда говорит  правду).

Социализация взрослых часто  предполагает понимание того, что  между черным и белым существуют оттенки серого (Взрослые приспосабливаются  к требованиям разных ролей, устанавливают  приоритеты, не всегда соглашаются  с родителями). Социализация детей  строится на полном повиновении взрослым и выполнении правил.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками (в ходе социализации взрослые становятся солдатами, спец. в области международных отношений),  социализация детей формирует главным  образом  мотивацию их поведения: быть внимательным, вежливым.

 

 Описание различий  между социализацией детей и  взрослых, сделанное Г. Бримом, специалистами считается в основном правильным. Однако способы обучения и адаптации взрослых при социализации являются предметом споров. Дальше мы рассмотрим некоторые теории развития и изменений взрослых.

 

 Социализация – как  ответ на кризис 

 

 Некоторые исследователи  утверждают, что особенности процесса  социализации во взрослом возрасте  объясняется тем, что переживания  и кризисы в жизни взрослых  и детей различны. Такой подход  назван адаптивным: жизнь взрослых  рассматривается как  ряд ожидаемых  и неожиданных кризисов, которые  необходимо осмыслить и преодолеть. Например, ожидаемым кризисом можно  считать потерю физической подвижности  с возрастом; неожиданным кризисом  может стать смерть одного  из супругов.

Дж. Клаузен отметил ряд критических моментов  в жизни взрослого человека. Взрослые должны выбирать профессию и выдерживать связанный с эти стресс. Они вынуждены балансировать между требованиями, предъявляемыми им на работе и в семье. Им также приходится преодолевать так называемый «кризис сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет смысл, работа становится скучной, а семья напоминает «опустевшее гнездо». Кризис проявляется по разному: люди чувствуют глубокую тревогу от сознания наступающей старости, испытывают страх смерти или отчаянно стремятся снова почувствовать себя молодым. Нарушение супружеской верности, развод, радикальные перемены работы. Внезапное желание научиться прыгать с парашютом – все это может быть симптомами кризиса,  настигающего человека в середине его жизненного пути.

 

 Социализация – как  постоянный рост.

 

             Сторонники адаптивного подхода  обычно считают, что взрослым  приходится преодолевать один  за другим ряд отдельных кризисов. Разрешение одного кризиса не  всегда помогает выдержать следующий. В отличие от этих теорий развивающий подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающего подхода считают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Э. Эриксон первый предложил теорию развития личности в течение всей ее жизни. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий: первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослого человека. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной к другой происходит в результате преодоления этого кризиса.

Я-концепции

 

 Теория «зеркального  Я» Чарлза Кули.

 

 Ч. Кули анализировал  процесс постепенного осознания  личностью отличия своего Я  от других. Но процесс этот  не может осуществляться без  множества взаимодействий людей  с окружающим миром. Каждый  человек стоит свое «Я» основываясь  на воспринятых им реакциях  других людей, с которыми он  взаимодействует. 

 

 Кули определил три  стадии в построении «зеркального  Я»:

 

1.   Наше субъективное  представление о том, что видят  в нас другие.

 

2.   Наше субъективное  представление о том, как они  оценивают увиденное. 

 

3.   Наша ответная  реакция на оценку нас другими. 

 

 Каждый человек - через  свою реакцию на окружающий  мир - играет активную роль  в том, как складывается его  существование. В процессе социального  взаимодействия индивид научается  смотреть глазами других людей  на себя как на объект. Можно  сделать вывод, что образ социального  Я – это восприятие реакции  других людей на наше поведение  или внешность. Как отражение  в зеркале дает образ физического  я, так восприятие реакции других  людей на мое поведение или  внешность дает образ социального  Я. Например, Если артистические усилия ребенка критикуются, он вскоре будет думать что талант отсутствует. Поддерживаемый артистический талант ребенка способствует вере в свои спососбности. Когда ребенок подрастет и другие начнут высказывать свои мнения, возмоны отличия от мнения родителей. В результате изменяется восприятие человеком своих способностей. Таким образом, социальное зеркало постоянно действует: мы все время можем видеть в нем свое изменяющееся отражение.

 

 Концепция «обобщенного  другого» Дж. Мида.

 

 Профессор Чикагского университета Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развил концепцию «обобщенного другого», в известной степени дополняюшщую и развивающую концепцию зеркального Я. «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». Так, после нелепого случая мы со смущением представляем как выглядели в глазах остальных, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы: «Принятие роли» это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. «Исполнение роли» это действие связанные с действительным ролевым поведением.

 

 Мид различал три стадии в процессе которых дети учатся играть взрослые роли.

 

1.  Имитация или копирование  поведения взрослого без осознания  сути этого поведния;

 

2. Ролевые игры - понимание  поведения, как проигрывание определенной  роли;

 

3. Коллективные игры –  способность отвечать на ожидания  группы.

 

 Сторонники символического  интеракционизма также считают, что наше осознание себя как личности формируется на основе социального взаимодействия. Предметы становятся значимыми для нас только тогда, когда мы придаем им значение. В этом смысле можно утверждать, что индивидуальное социально формируемо. Происхождение Я целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, следовательно, способность к самосознанию, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов.

 

             Психоаналитическая традиция 

 

             Движущей силой этого направления  являются работы Зигмунда Фрейда. По мнению Фрейда, инстинктивные  потребности организмов являются  принципиально антиобщественными.  Однако, поскольку все в чем нуждается, к чему стремиться человек лежит во внешнем, социальном мире, он должен адаптироваться к обществу.

 

             Теория Фрейда позволяет анализировать  бессознательные механизмы поведения  личности и даже коллективное поведение: групповые агрессии, фобии, другие психопатические проявления, возникающие в условиях социальной нестабильности.

 

             Психоаналитическая  традиция сводит  развитие к формированию внутренних  психологических структур личности. Начало формирования личности  связывается или с включением  в действие основных жизненных  биологических потребностей, с возникновением  конфликта между стремлением  к их удовлетворению и социально-культурными  ценностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением первых  жизненных неудач в удовлетворении  важных потребностей, которые ведут  к появлению комплексов (неофрейдизм).

Фрейд выделяет три уровня функционирования личности:

 

 «Оно» - бессознательное,  стремление к получению удовольствия, присутствует с момента рождения. «Я» - основывается на принципе  реальности, развивается в процессе  возрастающих усилий ребенка,  направленных на удовлетворение  его потребностей через взаимодействие  с окружающими людьми. «Сверх - Я» - это система ценностей, моральные суждения.


Информация о работе Теоретические подходы к процессу социализации личности