Вклад Э. Дюркгейма в предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 07:37, реферат

Краткое описание

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со следующими, сформулированными им принципами:
1) Общество - часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. 2) Общество первично по отношению к составляющим его людям. 3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) – французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной  науки, основоположник профессиональной социологии. 
1. Вклад Э. Дюркгейма в предмет социологии. 
 
 
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со следующими, сформулированными им принципами: 
1) Общество - часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. 2) Общество первично по отношению к составляющим его людям. 3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола. 
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, т.е иметь свои специфические методы. 
Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип – механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимно дополнять друг друга, по аналогии с взаимозависимостью и взаимно пополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим. 
В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Он выделил следующие типы самоубийств: 
1) Эгоистическое самоубийство. В его основе лежит повышенный индивидуализм, потеря человеком устойчивых связей с обществом. 
2) Альтруистическое самоубийство - возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем.  
3) Атомическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностное системы в обществе. 
Эта его работа, в отличие от всех остальных, была на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В этой книге Дюркгейм предложил термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия – это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. 
В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу. 
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем. 


Информация о работе Вклад Э. Дюркгейма в предмет социологии