Белорусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.

Содержание

1.Понятие государства как политического общества.
2.Идеология- атрибутивный признак государства.Ее основные функции.
3.Понятие элементов государственной идеологии.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

3 вопрос по идеологии.docx ,2 вопрос по идеологии.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

В системе  ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности  должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Правовой  основой идеологии белорусского государства является Конституция  Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе  белорусского, является, по сути, главным  идеологическим документом, в котором  прописаны все основные цели государства.

Структура идеологии  белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

1) теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение  основных компонентов и структуры  идеологии белорусского государства;

2) процессуальный ("Вход" в центры принятия  идеологических решений). Цель –  определение качественных характеристик  внутрисистемной среды, формирующейся  вокруг центров принятия идеологических  решений;

3) институциональный  ("Центры принятия идеологических  решений"). Цель – определение  путей повышения эффективности  идеологической деятельности институтов  государственной власти, нахождение  оптимальных механизмов их взаимодействия;

4) инструментальный ("Выход" в среду системы  в виде направлений идеологической  политики государства в конкретных  сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных  механизмов реализации идеологической  политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что  если в соответствии с ожиданиями граждан руководством страны принимаются  соответствующие решения, то в политической, экономической и духовной системах государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверенно двигается  в направлении решения своей  главной идеологической задачи –  повышение экономической мощи государства  и повышения благосостояния граждан.

 

 

                 3.Понятие элементов государственной идеологии.

 

Понятия «идеология» и «политическая идеология» употребляются как взаимозаменяемые. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств.

Политическая  идеология представляет собой систему  идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального  субъекта на власть и ее использование  с целью реализации своих интересов.

Государственная идеология одновременно формируется  с образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем является народ. Государственная идеология – это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления.

Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая и  государственная идеологии являются многоуровневыми феноменами. Сравним  их, выделив теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный  уровни.

 

 

                Политическая идеология          Государственная идеология

 

 

Теоритико-концептуальный уровень

Образуют литературные сочинения  – статьи, монографии, доклады, диссертации  и т.п. – в которых с применением  научного по своей форме аппарата осмысливается действительность и  положение в ней данного социального  субъекта. Это уровень политической философии данной социальной группы, выражающей её основные ценностные ориентации, идеалы и принципы.

Образуют литературные сочинения (учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального-научного аппарата), претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества.


 

 

 

 

 

 

 

 

Программно-политический уровень

Общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программмы, конкретные социальные требования и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах акцентируются  те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне проявляется  поиск путей решения конкретных задач социально-политической жизни. Политическая программа – неприменный  компонент.

Составляют государственные документы (конституция страны, другие законодательные  акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.), в которых  закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Четкие и конкретные предписания  охраняются и обеспечиваются силой  государства. Является как предтеча права.


 

 

 

 

 

          Обыденно-актуализированный уровень

Выступает в качестве психологичесикх  феноменов индивидуального и  группового сознания и проявляет  себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Социально-политические явления оцениваются через сопоставление  происходящих событий и действующих  лиц с фольклорными или хорошо известными литературными сценами  и персонажами.

Образуют средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии –политическая  символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские  лекции и т.п.


 

Существует такая специфика  политической идеологии, как предельно  жесткая функциональная зависимость  составляющей ее содержание системы  идей, ценностей и представлений  от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым модет быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.

Внешнимиформами выражения государственной идеологии выступаюткак единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложно-составные построения социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко организованная по сравнению с частными идеологиямисовокупность идей. Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных подходов к систематизации её содержания.

Общепринятым  подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или  иного государства, является их группирование  по основным сферам жизнедеятельности  общества. Полученный таким образом  ряд можно назвать составляющими  элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать  идеи, ценности, нормы и представления  культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.

Культурно-историческая, или цивилизованная, составляющая государственной  идеологии включает в себя совокупность устаявшихся идей и представлений  относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических особенностей.

Политическую  составляющую государственной идеологии  образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления  и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным  потребностям и интересам нации, а аткже относительно направлений  и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая включает в себя представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений и других общественных формирований. Она охватывает и внешнеполитическую жизнедеятельность народа, а также идеи, касающиеся места и роли народа в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии  включает в себя представления об особенностях огранизации экономической  жизни страны, отношении народа к  различным видам собственности  и формам хозяйствования, понимание места и роли государства в экономических процессах, представления о справедливости в сфере распределения национальных богатств, балансе интересовразличных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни. Эта составляющая содержит также идеи, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Социогуманитарную составляющую государственной идеологии  образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Особое значение придаётся  подходу к человеку как к высшей цели общества и государства,к ответственности  государства за создание условий  для свободного и достойного развития личности и к ответственности  граждан за исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данный элемент включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере  науки, культуры и образования, подходы  к регулированию семейных отношений.

Будучи  феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она  возникает, развивается, обновляется  и распространяется благодаря усилиям  конкретных людей. Поэтому идеология  предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

В совремненном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и кфункционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достоаточной определённостью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.

Механизм реализации государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, её систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материализованных средств её выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и исксства и т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственой идеологии без механизма, обеспечивающего её создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества.

Опыт  ХХ века показал: возможны два варианта механизма реализации государственной  идеологии: централизованный государственный  идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних  признаков централизованности.

Первый  вариант механизма государственной  идеологии был реализован в Советском  Союзе и ряде других не западных стран. Здесь идеологический аппарат  создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы  органов государственной власти и управления, хотя формально и  не обладал собственно властными  полномочиями. Вот лишь некоторые  его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный  Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеологии, под началом которого работало несколько отделов: пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодёжи (ВЛКСМ), армии, огранах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически всё взрослое население страны осваивало содержание официальной идеологии. Под контролем идеологического аппарата, пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Второй  вариант – механизм государственной  идеологии в западных странах  складывался, как правило, без специальных  решений властей и не обособлялся  в виде централизованной системы  лиц и учреждений, деятельность которых  направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная  функция определённых учреждений государства  и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918 – 1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политичесикх институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).

Информация о работе Белорусское государство