Шпаргалка по идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 23.54 Кб (Скачать файл)

1)Понятие «политическая идеология» её типы и функции в обществе.

политическая идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Типы полит. Идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает  фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология  закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной  идеологией

 

2)Либерализм  и неолиберализм.

Либерализм — широкое идейное социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными тактическими и стратегическими установками. Данная идеология объединяет сторонников буржуазно-парламентского строя и буржуазных свобод в экономической, политической и других сферах. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Главный принцип  либерализма – свобода человека.

Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение демократии и свободы. Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма».

Неолибералы проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

3)Консерватизм  и неоконсерватизм

 Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны : традиционность, несовершенство человека, порядок, собственность.

В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

4)социализм и его разновидности.

5)конституция РБ правовая основа идеологии белорусского государства

Конституция Республики Беларусь (РБ) – это основной закон государства, который закрепляет государственную власть.  В классическом понимании она появилась в 1991, а в 1994г. в результате референдума произошли некоторые изменения и самое главное состояло в том, что республика превратилась в президентскую по образу французской конституции. Конституция несет под собой и социально-политическую сущность. Она ограничивает власть государства, т.е. ею устанавливается предельное вторжение государства в область прав и свобод человека и гражданина. Лучшей конституцией считается та, когда в ней оптимально учтены интересы всех социальных слоев общества и интересы каждого гражданина. В современных конституциях мира решаются 2 основных вопроса:

 Система государственной власти.

Права свобод и обязанностей граждан.

Специалисты области конституции  стоят на следующих позициях, что  любая конституция выполняет  не только юридические, но и политические и идеологические задачи. Не рассматривая юридическую сторону конституции остановимся на политической стороне и она связана с ориентирами развития государства и общества. Конституция содержит нормы и цели, которые определяют направления развития государства. Бесспорно является и то, что Конституция в силу её свойств является идеологическим документом ибо она является мировоззренческим документом, поскольку способствует распространению и утверждению определенных политических целей. Таким образом, в конституции формулируются следующие ценности, связанные с тем, что государство должно быть правовым, т.е. силу определяет не сила, а право: Демократическим. Социальным. Признающаяся в многообразии форм собственности Признание человека как высшей ценности человек в системе государства.

6)_Места и роль института президентства в политической системе белорусского государства

Учреждение  института президентства в Беларуси

В Республике Беларусь институт президентства  был введен одновременно с принятием  новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х  годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста  президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в  учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе  общества, связанные с ликвидацией  командно-административной системы  и отказом КПСС от руководящей  роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной  борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной  деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным  недостаткам в реализации принимаемых  решений. Президент был нужен  для ускорения исполнения законов  и других государственных решений.

В-третьих, за многие годы Советской  власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что  привело к безответственности, ошибкам  и злоупотреблениям. Появилась необходимость  индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.

. Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века.

10)Избирательная  система РБ.Избирательная система - совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов Согласно данным нормативным правовым актам избирательная система Республики Беларусь -- это мажоритарная система абсолютного большинства. Причем это большинство неодинаково при избрании Президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включенных в списки для голосования. Победа признается за кандидатом, который набрал более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается тот кандидат, который при повторном голосовании набрал больше 50% голосов выборщиков, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло не менее 25% граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25% + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, то назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших больше всего голосов в первом туре. Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется государством. Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11приоритеты внешней политики республики Беларусь.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными  партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных  векторов.

Среди таких приоритетных направлений  – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе, а также государства-участники Содружества Независимых Государств. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Таможенном союза/ЕЭП, СНГ и ОДКБ.

Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов

На качественно новый уровень  выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга

 Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.

Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.

 

9) Местное  управление и самоуправление  Белорусского государства

Местное самоуправление -- право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать и реализовывать значительную часть государственных дел, действуя в рамках закона в интересах местного населения.

Полномочия местных органов  власти зафиксированы и в Конституции  Республики Беларусь, и в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Местное  самоуправление в Беларуси осуществляется в границах административно- территориальных  единиц: сельсовета, посёлка, города, района, области. Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов -- представительные органы государственной власти на территории соответствующей административно-территориальной единицы, создаваемые местным населением для улучшения социального и экономического развития региона.

Стоит отметить, что местные советы не являются органами законодательной власти, но имеют широкий круг полномочий и самостоятельности. Например, городские и районные Советы депутатов не подчиняются областным, а принятые решения могут быть отменены в судебном порядке или Советом Республики.

Функции местных Советов депутатов: утверждение программ экономического и социального развития, жилищного  строительства, благоустройства, дорожного  строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; утверждение  местного бюджета: установление местных  налогов и сборов; управление коммунальной собственностью; контроль за деятельностью  организаций и предприятий различных  форм собственности, располагающихся  на территории Совета; управление находящимися в их ведении учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.

В систему власти на местах помимо органов самоуправления входят органы местного управления (исполнительные комитеты). Согласно ст. 119 Конституции  Президент назначает и освобождает  руководителей местных исполнительных и распорядительных органов (например, Председателя Областного Исполнительного  Комитета). Однако данные лица в порядке, который устанавливается законом, утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

Местное самоуправление непосредственно  связано со становлением институтов гражданского общества (т.е. сферы свободной  самоорганизации граждан для  решения стоящих перед ними задач). Именно местное самоуправление как  низовой уровень власти, непосредственно  создаваемый населением, позволяет  институтам гражданского общества включиться во власть, тем самым, способствуя  сближению власти и населения  с учётом существующих местных условий  и особенностей.


Информация о работе Шпаргалка по идеологии белорусского государства