История становления Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:31, реферат

Краткое описание

Основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе, является создание условий для свободного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества, закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства.
Главным содержанием идеологии белорусского государства должна стать идея торжества человека-труженика, человека-творца, непосредственного созидателя материальных и духовных ценностей.
Главная цель белорусского государства – осознание белорусским народом себя народом-творцом, народом-созидателем, обретение им уверенности в свои творческие силы и возможности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы становления белорусской государственности в X-XX вв…………………………………………………………………………..4
2. Формирование белорусской национальной идеи в контексте становления белорусской государственности…………………………15
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Основы идеологии белорусского государства.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Основные этапы становления белорусской государственности в X-XX вв…………………………………………………………………………..4
  2. Формирование белорусской национальной идеи в контексте становления белорусской государственности…………………………15

Заключение……………………………………………………………………...20

Список использованных источников………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

общество идея государственность

В связи с  распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии  марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство  без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Идеология для  государства — то же самое, что  иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство не казалось сильным и грозным. Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества.

Идеология —  это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях  развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим.

 

 

1. Основные этапы  становления белорусской государственности в X - XX вв.

 

О своем месте  в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей  национальной общности, форм своей  государственной и экономической  жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли, и будут составлять основу построения народом своего государства.

 Систематизированную  сумму выработанных народом идей  и представлений об истории  становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод, что идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности - это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине XIX века. Ее формированию тогда препятствовали многие факторы, которые проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистического движения, которое добивалось возрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года (а это означало включение белорусских земель в состав польского государства).

Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм, экспансионистские претензии  польской политической элиты также  не способствовали созданию международных  условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственности белорусского народа.

После распада  Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности  приобрел новое значение. В последнее  десятилетие в центре острейших  дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности.

Все восточные  славяне сначала составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства - Киевской Руси. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и русского, и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научной литературе схеме восточнославянские племенные союзы после их политического объединения в рамках Древнерусского государства в течение XI-XII веков слились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV века распалась на три отдельных народности - белорусскую, великорусскую и украинскую. У большинства современных исследователей не вызывает сомнений факт широкого распространения в Киевской Руси представления о том, что все славяне на территории Восточной Европы составляли единый народ, что в отчетливой форме зафиксировано в "Повести временных лет" - древнейшем летописном своде по истории восточных славян. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историю и идеологию белорусской государственности.

Имеет ли историческое и юридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей  и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий - от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

Известно, что  российские историки считали ВКЛ  русско-литовским государством, однако, в процессе развития этого государства  все более отчетливо проявлялась  его белорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

Что касается вхождения  белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

Оказавшись  в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

Именно в  этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, проходивших на протяжении всего XIX и начала XX столетия в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже в конце XIX - начале XX столетия в ходе формирования представлений о белорусской государственности определились два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти два подхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока - представителей национально-демократического течения и сторонников западнорусcизма.

Представители национально-демократического течения в целом выступали с национально-белорусских позиций, отстаивали возможность самоопределения Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федеративного Российского государства. И только значительно позднее они в той или иной мере считали возможным становление самостоятельной государственности белорусов. Сторонники западнорусcизма, напротив, рассматривали Беларусь как составную часть России. И хотя западнорусcы признали этнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически и политически самостоятельно развиваться. Белорусов же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа.

Названные два  подхода к пониманию истории  Беларуси и ее народа оказывали свое воздействие на формирование идеологии  белорусской государственности  на протяжении всего XX столетия. Они  и сейчас влияют на ход реальных современных политических процессов в Республике Беларусь, а также и на формирование идеологии белорусского государства.

С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в  период Октябрьской революции и  гражданской войны на первое место  в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характере будущего белорусского национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо - по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже "в марионеточной форме".

В силу неблагоприятных для БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированности ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идеей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск - столицу БССР "единым центром политического и культурного возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.

Информация о работе История становления Белорусского государства