Безработица в России: проблемы и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день одной из важнейших проблем современной России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое экономическое и социальное явление жизни. Безработица способствует не только бедности значительных слоев населения, но и духовной, моральной, нравственной деградации людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Важнейшее направление изучения безработицы – ее социальный аспект. Для этого необходимо учитывать ее социальные стороны (влияние на уровень жизни населения, на уровень квалификации безработных и т.п.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….1
1. Понятие, сущность, виды безработицы……………………………………….4
2.Виды безработицы………………………………………………………………6
3.Служба занятости, её задачи и функции………………………………………8
4. Проблемы соискателей на рынке труда………………………………….…..10
5. Социальные последствия безработицы и политика занятости…………….15
6. Специфические черты российского рынка труда…………………………...18
7.Пути снижения безработицы в России……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………...…27

Вложенные файлы: 1 файл

Воронежский государственный архитектурно.docx

— 61.99 Кб (Скачать файл)

Ученые обнаружили несомненную  связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что  до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием  работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и  их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится  с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве  и даже жить на пособие по социальному  обеспечению.

Мало известно о “пороге  терпимости”, когда члены семьи  безработного еще сохраняют способность  заботиться друг о друге. Есть основания  считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных  к своему бедственному положению  как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в  боязни идти вразрез с общепринятыми  нормами поведения, опасением поставить  под угрозу свои шансы снова найти  работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с  поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые  существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных  службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных  рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в  процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих  местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто  имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая  на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей  надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются  специальные курсы в помощь безработным.

Однако для многих курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные  последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия  безработицы для жителей городских  и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается  потребность в психиатрических  больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем  потребностей в услугах до сих  пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях  поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные  власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить  оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение  новых компаний. А это сокращает  экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны  с ухудшением материального положения.

6. Специфические черты российского рынка труда

Наиболее существенная отличительная особенность российского  рынка труда - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной  продаже рабочей силы на наиболее выгодных для большинства работников условиях. Это и необходимость  регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального  рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов  государственного регулирования и  социальной поддержки в сфере  занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е гг. стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз. [10]

В то же время  в районах Крайнего Севера все  еще ощущается нехватка рабочей  силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос  на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.

Численность экономически активного  населения в 2006 году составила, по оценке, 74.1 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны Согласно официальным данным, по состоянию на февраль 2007 года численность экономически активного населения достигла 74,58 млн человек — это на 400 тыс. человек больше, чем в 2006 году. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения. [13]

При этом значительный объем  экономически активного населения (1,5 млн. человек) составляют нелегальные  иммигранты, усугубляющие криминализацию экономической деятельности. Это происходит постольку, поскольку одним из следствий социально - экономических      и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах.

Несмотря на рост масштабов  безработицы вследствие как  действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.

В настоящее время существует спрос главным образом на кадры  рабочих специальностей. В конце  декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы. Проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.

Еще один существенный фактор - наряду  с ростом рынка образовательных  услуг в 90-е гг., большинство предприятий  практически свернули  внутрифирменную  подготовку и повышение квалификации рабочих. Общий уровень  квалификации и профподготовки кадров был значительно  снижен как из-за старения производственных технологий, так и  из-за длительных и порой  необратимых остановок  производства, а между тем, с 1999 г. спрос на квалифицированную рабочую  силу резко возрос.

Сегодня в России  достаточно острой является проблема сельской безработицы, отмечается ее рост. Также можно констатировать  наличие существенного неформального сектора экономики, в который вовлечено до 12 млн. человек, то есть  примерно 20% всех занятых.[13]

 

7.Пути снижения безработицы в России

При разработке федеральной  и региональной программой обеспечения  занятости населения необходимо учитывать определенную специфику  России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить  безработицу невозможно, но можно  и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и  нравственные последствия неполного  обеспечения трудоспособного населения  работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2,5% валового национального продукта.

Занятость надо рассматривать  в числе важнейших социальных явлений, а происходящие в ней  процессы - в числе фундаментальных, т.к. эти проблемы касаются самой  материальной основы всех явлений и  процессов общественной жизни - производства.

Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. Из этого следует, что в ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место. И намечая меры социальной политики в сфере занятости в первую очередь следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения ее продуктивности, эффективности. Но как раз с этой стороны проблемы занятости почти не решаются. Как показывают данные научных исследований мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития.

Попытки добиться устойчивой минимизации безработицы, оперируя только методами так называемой "активной политики занятости" (общественные работы и другие формы временной  занятости, переподготовка кадров и  т.п.) по сути своей не могут обеспечить сколько-нибудь устойчивого результата. Очевидно, что принципиальное решение проблемы возможно только на путях, обеспечивающих положительную динамику рабочих мест. Только на этой базе можно создать условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы, да и решения более широких экономических задач.

Заметим, что при внешней  схожести российская безработица принципиально  отличается от аналогичного явления  в странах Запада. Наше хозяйство, при всех его несовершенствах, свободно от главного фактора, порождающего на Западе ограничения занятости - от исчерпанности  емкости рынка. Оценка емкости нашего рынка товаров и услуг свидетельствует о серьезных резервах. Поскольку насыщенность рынка товаров и услуг в России еще далека от нормативной, сохраняется объективная возможность наращивания объемов производства, а следовательно - наращивания рабочих мест - а следовательно, и возрастания спроса на труд (емкости рынка труда). Значит, возможно расширение объемов занятости, которое позволит устойчиво минимизировать безработицу.

Реализация перспектив развития занятости, основанная на идее вторичности  рынка труда и зависимости  его от рынка товаров и услуг  предполагает и проведение соответствующей  экономической политики, важнейшими направлениями которой видятся  следующие:

1. Повышение уровня оплаты  труда как фактор роста спроса  на товары и услуги и соответствующее  повышение возможностей роста  производства и импорта.

2. Антимонопольные меры  как фактор создания конкурентной  рыночной среды и формирования  доступных цен на товары и  услуги.

3. Налоговая реформа и  доступность кредита как фактор  нормализации инвестиционного климата.

4. Контроль над соотношением  импорта и внутреннего производства  как фактор максимизации создания  рабочих мест при расширении  емкости рынка. 

5. Ориентация маркетингового  исследования рынка товаров и  услуг на учет уровня потребления  в сопоставлении с рациональными  нормами как метод научно-обоснованного  определения степени действительного  насыщения рынка товарами и  услугами.

6 .Защита от рэкета  как фактор создания цивилизованного  рынка.

7. Разработка методики  определения влияния расширения  емкости рынка товаров и услуг  в регионах на динамику рабочих  мест и изменение емкости рынка  труда и соответствующих рекомендаций  по маркетингу рынка труда  и направлениям подготовки и  переподготовки кадров в регионах.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих  трудовую активность, но зачастую неспособных  к профессиональному труду, в  органы социальной опеки для последующей  трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

 

Заключение

Важнейшим показателем –  индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают  спад производства и структурные  преобразования в экономике. Показательно, что в нашей стране безработица  измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может  снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность  безработицы, то в России нищенские  пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким  образом, низкий уровень безработицы  в большей мере связан с действующей  системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых  рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной  рабочей силы на рынок труда.

Информация о работе Безработица в России: проблемы и тенденции