Безработица в России: проблемы и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день одной из важнейших проблем современной России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое экономическое и социальное явление жизни. Безработица способствует не только бедности значительных слоев населения, но и духовной, моральной, нравственной деградации людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Важнейшее направление изучения безработицы – ее социальный аспект. Для этого необходимо учитывать ее социальные стороны (влияние на уровень жизни населения, на уровень квалификации безработных и т.п.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….1
1. Понятие, сущность, виды безработицы……………………………………….4
2.Виды безработицы………………………………………………………………6
3.Служба занятости, её задачи и функции………………………………………8
4. Проблемы соискателей на рынке труда………………………………….…..10
5. Социальные последствия безработицы и политика занятости…………….15
6. Специфические черты российского рынка труда…………………………...18
7.Пути снижения безработицы в России……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………...…27

Вложенные файлы: 1 файл

Воронежский государственный архитектурно.docx

— 61.99 Кб (Скачать файл)

 

 Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно  с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных  программ. Много внимания уделяется  социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные  меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству  подростков, организации профессионального  консультирования различных групп  населения, включая школьников, участию  в решении региональных проблем  рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство  лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ  в областях, краях, республиках, 2390 городских  и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.  

Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных  на базе своих учебных центров, которые  бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками  финансирования учебных центров  являются средства, привлекаемые из республиканских  и местных бюджетов, а также  из государственного фонда занятости.

4. Проблемы соискателей на рынке труда

Ситуация, складывающаяся на российском рынке труда в последние  годы, является особенно напряженной для молодежи и характеризуется тенденциями к ухудшению. В связи с этим следует выделить следующие проблемы, связанные с поиском работы:

  1. Отсутствие опыта и стажа работы выпускников ВУЗов.

Наличие опыта работы и  стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним  из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке  труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа  выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют  не только опыта работы, но и возможности  получения такого опыта.

Решение этой проблемы может  стать система условий, при которых  работодателям было бы выгодно брать  на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для  работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские  комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны  конкретные финансовые расчеты, которые  позволят определить стратегию реализации идеи.

Еще одной возможностью получения  выпускниками вузов необходимого опыта  работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

Кроме того, существует еще  механизм молодежной практики. В настоящее  время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать  на работу человека без опыта для  работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при  которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию  или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы  реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного  рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки  ОБЖ, посредством создания соответствующей  странички в Internet.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы  создания рабочих мест специально для  молодых специалистов - выпускников  вузов. Практическая реализация этой программы  пока маловероятна из-за недостатка бюджетных  средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

  1. Проблема дискриминации женщин при приеме на работу.

Проблема заключается  в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать  на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при  приеме на работу оказывается молодая  замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой  женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

Изменить ситуацию крайне трудно, предлагаются следующие решения  проблемы. Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.

Другим предложением стало - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся  ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые  работы, самозанятость. Последний вариант  предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.

Еще одним решением проблемы может стать в перспективе  предоставление кадровыми агентствами  услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения  использование этих услуг для  работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения  представляется в настоящее время  проблематичным.

Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить  долю женщин в домашней работе и  высвободить время для профессиональной деятельности.

  1. Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда

Проблема заключается  в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности  на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают  вузы. В данном случае речь идет о  том, что рынок труда в настоящее  время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку  экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник  рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с  резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников  навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Другим механизмом адаптации  к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого  могут быть использованы механизмы  получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит  ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя  муниципальной власти в группе.

  1. Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии

Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые  люди, получившие специальность в  вузе, при прохождении военной  службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После  возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить  свою квалификацию. В результате рынок  труда теряет квалифицированных  специалистов, а граждане, отслужившие  в армии - возможность получить достойную  работу. Частично это связано с  тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже  труда.

В качестве возможных путей  решения было предложено разработать  на муниципальном уровне через департамент  занятости населения специальную  программу по адаптации на рынке  труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К  реализации данной программы могли  бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.

Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории  молодых людей получение статуса  безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный  уровень с соответствующими законодательными инициативами.

  1. Инфантилизм молодежи в поиске работы

Молодые люди зачастую не имеют  активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это  связано с нежеланием попадать в  некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников  вузов высокого уровня самоорганизации  с тем, чтобы в поиске работы иметь  возможность соответственно встречать  и преодолевать трудности, связанные  с не комфортностью предлагаемого  труда. Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска. Необходимо проводить специальные курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включению данного механизма на уровне семьи.

  1. Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В настоящее время население  крайне неудовлетворительно информировано  о возможностях поиска работы. При  этом играют роль как уже упоминавшаяся  пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими  работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию. В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.[1]

5. Социальные последствия безработицы и политика занятости

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще  одна животрепещущая проблема.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время  документально подтверждают существование  ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти  полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи  в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или  повод возникновения отрицательных  последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают  соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы  и динамикой функциональных нарушений  или помещением человека в специальные  лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения  и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину  последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах  можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы  на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный  период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий  безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость  психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение  здоровья, вызванное стрессами (в  частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени, наркомания). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между  ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской  смертностью, жестким обращением с  детьми, разводом, конфликтами между  родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У  детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются  отклонения в поведении, нарушении  работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические  симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает  отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Информация о работе Безработица в России: проблемы и тенденции