Анализ социальной сферы региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:14, реферат

Краткое описание

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Социальная сфера национальной экономики и ее компоненты . . . . 4
1.1. Понятие социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Компоненты социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Социальная политика государства : ее цели и задачи, содержание и основные направления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Глава 3. Анализ социальной сферы во Владимирской области . . . . . . . . . . . .14
3.1. Анализ социальной инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.2. Анализ уровня жизни населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.3. Анализ социальных выплат населению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Предложения и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ЭР.docx

— 72.61 Кб (Скачать файл)

д) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей и др.);

е) личностный и семейный уровни.

Социальная политика государства  на этих уровнях реализуется в  различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в  жизнь социальной политики.[12]

При коллективных (массовых) формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные  государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату  и т.д.

При индивидуальной форме  государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия  инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.д[11].

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы. [5, с.184]

1. Экономические.

2. Административно-распорядительные.

3. Правовые или законодательные.

4. Идеологические.

Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические  льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.

Административно-распорядительные методы - это меры разрешительного и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.

Правовые или законодательные  методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости и т. п.

Идеологические методы - это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

В настоящее время, в условиях переходного периода, социальная политика государства строится на основе важнейших  принципов:

- социальной справедливости;

-равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

- гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета и т.д.

Соответствующие органы и  службы исполнительной власти всех уровней  занимаются разработкой и выполнением  целевых социальных программ. Сегодня  наиболее известны и значимы в РФ следующие программы: [5, с.184]

1. «Продовольствие».

2. «Жилище».

3. «Совершенствование оказания  скорой и неотложной медицинской  помощи населению».

4. «Безопасное материнство».

5. «Дети России».

6. «Развитие медицинской  промышленности и улучшение обеспечения  лекарственными средствами и  медицинской техникой».

7. «Социальная поддержка  инвалидов».

8.«Развитие государственной  санитарно-эпидемиологической службы».

9. «Взаимопрофилактика».

10. «АнтиСПИД».

11. «Развитие образования».

12. «Сохранение и развитие  культуры и искусства».

13. «Развитие экономики  малочисленных народов Севера».

14. «Развитие особо охраняемого  эколого-курортного региона РФ -- Кавказских Минеральных Вод».

15. «Улучшение ритуального  обслуживания населения».

Эта группа федеральных программ различной социальной направленности дополняется более конкретными  подпрограммами, имеющими отраслевой и региональный (субъектов) разрезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 3. Анализ социальной сферы во Владимирской области.

                        3.1. Анализ социальной инфраструктуры

Табл. 1 Число общеобразовательных  учреждений (без вечерних (сменных)общеобразовательных учреждений)[6]

 

2009/10

2010/11

 

Обще-

в том числе

Обще-

в том числе

 

образо-

образо-

 

ватель-

ватель-

 

ные 

ные 

 

учреж-

учреж-

 

дения

государ-

негосу-дарст-венные

дения

государ-

негосу-дарст-венные

   

ственные 

 

ственные 

   

и муници-

 

и муници-

   

пальные

 

пальные

Российская Федерация

51657

50977

680

49469

48804

665

Центральный 

12298

12003

295

11659

11367

292

федеральный округ

Белгородская область

656

652

4

620

616

4

Брянская область

757

754

3

712

709

3

Владимирская область

493

483

10

458

448

10

Воронежская область

930

927

3

918

916

2

Ивановская область

327

318

9

314

306

8

Калужская область

413

403

10

401

390

11

Костромская область

411

408

3

382

380

2

Курская область

782

781

1

684

683

1

Липецкая область

430

423

7

362

355

7

Московская область

1579

1509

70

1542

1466

76

Рязанская область

682

677

5

600

595

5

Смоленская область

547

545

2

518

516

2

Тамбовская область

266

266

-

213

213

-

Тверская область

633

624

9

602

593

9

Ярославская область

470

464

6

458

452

6

г. Москва

1744

1598

146

1727

1588

139


Табл.2 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (на конец года, тыс. посещений в смену)[6]

 

2005

2009

2011

Владимирская область

44,6

45,6

45,4

Воронежская область

49,2

50,2

56,3

Ивановская область

22,9

23

29,3

Калужская область

25,9

26

26

Курская область

26,7

28,2

27,2

Липецкая область

36,1

36,7

37,6

Московская область

175,8

165,5

156,2

Смоленская область

25,7

25,7

25,8

Тамбовская область

27,6

27,9

27,3

Тверская область

28,6

27,6

28,3

Ярославская область

33,7

34,3

34,7


 

Табл.3 Общедоступные библиотеки[6]

Библиотечный фонд на 1000 чел.населения (на конец года;экземпляров)

 

Численность пользователей, тыс.человек

 

2009

2010

Место,

2009

2010

занима-

емое в

Россий-

ской

Феде-

рации

2010

Российская Федерация

6582

6457

 

56446

55971

Центральный

7225

6932

2

14407

14225

федеральный округ

Белгородская область

6972

6972

39

794

736

Брянская область

7470

7474

31

613

617

Владимирская область

7069

6984

38

594

580

Воронежская область

7064

6832

43

891

884

Ивановская область

8448

8332

20

485

475

Калужская область

7919

7770

27

443

439

Костромская область

11802

11983

3

291

286

Курская область

10326

10491

7

604

593

Липецкая область

7640

7510

29

563

562

Московская область

3909

3659

76

1824

1791

Орловская область

6706

6837

42

333

328

Рязанская область

6165

6049

56

523

507

Смоленская область

9912

9660

11

597

595

Тамбовская область

9222

9116

13

608

579

Тверская область

9167

9025

14

617

595

Тульская область

6345

6143

55

615

595

Ярославская область

7493

7502

30

495

480


 

3.2. Анализ уровня  жизни населения

Табл.4  Среднедушевые  денежные доходы населения[7]

 

2005

2009

2011

Место, занима-

емое в Россий-

ской Федера-

ции 

2010

Российская Федерация

8112

17009

18881

 

Центральный

11084

22628

24525

1

федеральный округ

Белгородская область

5276

14160

16839

24

Брянская область

4777

11435

13298

60

Владимирская область

4141

10970

12424

69

Воронежская область

5489

12376

13580

56

Ивановская область

3486

9362

10980

75

Калужская область

5383

13555

15342

35

Костромская область

4934

10464

12656

68

Курская область

5197

12659

14694

42

Липецкая область

5642

14723

15804

31

Московская область

7592

20834

22324

15

Орловская область

4802

10676

13017

62

Рязанская область

4798

12075

13663

53

Смоленская область

5571

12965

14770

41

Тамбовская область

5325

12092

13592

55

Тверская область

5637

12234

13925

52

Тульская область

5028

13393

15358

34

Ярославская область

6264

13165

14548

45

г. Москва

24958

43099

43876

2


 

Табл. 5 Средний размер назначенных  пенсий[7]

 

2005

2009

2011

Место, 

занима-емое в Россий-

ской Феде-

рации 

2010

Российская Федерация

2538,2

6177,4

7593,9

 

Центральный

2536,7

6146,7

7616

4

федеральный округ

Владимирская область

2535,6

6048,3

7514,7

29

Воронежская область

2392,5

5730,9

7087,2

59

Ивановская область

2496,3

5912,8

7353,4

41

Калужская область

2518,1

6077,4

7563,9

28

Костромская область

2453,6

5852,6

7249,2

47

Липецкая область

2391

5776

7109

57

Московская область

2669,6

6496

8092,8

19

Орловская область

2468,2

5938,4

7343,2

42

Рязанская область

2416

5830,4

7174,4

52

Смоленская область

2432

5846,1

7219,8

51

Тамбовская область

2320,9

5567,2

6817,6

74


 

Табл. 6 Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума[6]

 

2005

2009

2011

Российская Федерация

17,74)

13

12,6

Владимирская область

29,2

19,1

18,3

Воронежская область

23,2

19,3

19,1

Ивановская область

41,3

22,7

20,5

Липецкая область

15,2

9,7

10

Московская область

17,9

10,1

10,3

Тульская область

17,2

12,2

11

Ярославская область

17,4

16

12,8

г. Москва

13,2

9,9

10

Информация о работе Анализ социальной сферы региона