Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:04, реферат

Краткое описание

Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей. В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования.
В данной работе рассматривается понятие социального партнерства, теоретические основы социального партнерства, а также формы, и система социального партнерства в РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие социального партнерства …………………………………………...4
2. Стороны, система и формы социального партнерства ………………….......5
3. Основные принципы социального партнерства ……………………………..8
4. Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях………...9
Заключение………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы……………………………...………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Кафедра “ Социально-гуманитарные дисциплины.  
 
 
 
 
 

Реферат

  по дисциплине  “правоведение ”

на  тему:

“Социальное партнерство в сфере труда ”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  

  Введение………………………………………………………………………….…..3

  1. Понятие социального партнерства …………………………………………...4
  2. Стороны, система и формы социального партнерства ………………….......5
  3. Основные принципы социального партнерства ……………………………..8
  4. Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях………...9

    Заключение………………………………………………………………………...11

    Список используемой литературы……………………………...………………..12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Введение 

   Стабильность  экономического и социального положения  граждан, способность их обеспечивать условия своего собственного воспроизведения  в расширенном масштабе характеризуется такой категорией, как "социальная стойкость". Социальная стойкость общества обеспечивается с помощью механизма социального регулирования, которое включает в себя совокупность приемов, способов, методов и организационных форм отношений.

     Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей. В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства. Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.

   В данной работе рассматривается понятие  социального партнерства, теоретические  основы социального партнерства, а также формы, и система социального партнерства в РФ 
 

   1 Понятие социального партнерства 

   В самом общем виде социальное партнерство  в сфере труда понимается как  система взаимодействия основных агентов  рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

   Сегодня социальное партнерство выступает  как способ согласования интересов  различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа». Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

   Сейчас  уже никто не оспаривает, что система  социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и  поддержания оптимального баланса  интересов работодателей и работников. В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей. Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ). Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство в лице соответствующих органов.

   Государство занимает особое место в системе социального партнерства:

   1) именно государство принимает  законы и иные нормативные  правовые акты, определяющие правила  и процедуры форм социального  партнерства. Государство определяет  правовое положение социальных  партнеров - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;

   2) государство может выступать  в качестве посредника при  разрешении конфликтов между  социальными партнерами;

   3) государство выступает в качестве  социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня. 

   2 Стороны, система и формы социального партнерства 

   Коллективные  договоры и социально-партнерские  соглашения в России появились в  самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству». В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров. В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры.

   Значение  этого Закона РФ в том, что он: - впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях; - установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений; - расширил коллективно-договорное и социально-партнерско-договорное регулирование условий труда и социально-экономических вопросов труда и быта трудящихся; - дал легальные понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений, их социальные гарантии; - установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров; - по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать -- заключать или нет Коллективный договор; - предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров; - установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

   Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудового права  коллективные переговоры и социально-партнерские  отношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социально-экономических условий он также урегулировал коллективный договор.

   Организации имеют право самостоятельно по коллективному  договору устанавливать для своих  работников дополнительные отпуска, сокращенный  рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников тех организаций, которые обслуживают трудовой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или специальном соглашении. Коллектив организации независимо от ее организационно-правовой формы решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О коллективных договорах и соглашениях».

   С точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами: «интересы государства, общества», так как они тоже заинтересованы в стабильном экономическом и социальном развитии. Согласованные интересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству. Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным. Так в соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы государственной власти.

   Стороны трудовых отношений (ст. 20 ТК РФ) одновременно выступают и как стороны (участники) социального партнерства. Однако в  социальном партнерстве работники и работодатели осуществляют свои права и исполняют обязанности по обеспечению согласования взаимных интересов, как правило, не напрямую, а опосредованно через своих представителей (гл. 4 ТК РФ). Закон различает представителей как работников, так и работодателей и запрещает какому-либо одному представителю одновременно представлять интересы обеих сторон социального партнерства

   Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ):- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда; - региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Р.Ф.; - отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях); - территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.); - уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

   Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК РФ):

   - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

   - взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда,  обеспечения гарантий трудовых  прав работников и совершенствования  трудового законодательства;

   - участие работников, их представителей в управлении организацией. Таким образом, законодатель производственную демократию отнес к одной из форм социального партнерства, поскольку счел ее действенной, лишь если есть соглашение с работодателем о ней, что, думается, не бесспорно;

   участие представителей работников и работодателей  в судебном разрешении трудовых споров.

   Соглашения  не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством. В этой связи можно сделать  вывод: соглашения - это элемент централизованного регулирования трудовых отношений в отличие от коллективных договоров, которые, как известно, представляют собой локальные нормативные акты. Соглашения представляют, таким образом, промежуточное звено между законодательством и локальными нормативными актами предприятий 

   3 Основные принципы  социального партнерства 

   Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового  кодекса РФ, являются:

   - равноправие сторон (обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений);

   - уважение и учет интересов  сторон ;

   - заинтересованность сторон в  участии в договорных отношениях;

   - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.;

Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда