Анализ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:54, доклад

Краткое описание

Анализ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 121965-6), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации (далее – законопроект, проект, проектируемый закон), дает достаточные основания для вывода о том, что этот законопроект обладает множеством существенных недостатков, не позволяющих надлежащим образом обеспечить правовые основы осуществления образовательных и культурных прав граждан в области образования, включая гарантии их реализации, охраны и защиты, и решить имеющиеся сегодня значительные проблемы в указанной области общественных отношений. В настоящем заключении рассмотрены некоторые наиболее существенные недостатки указанного законопроекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ проекта федерального закона.docx

— 26.31 Кб (Скачать файл)

10. В законопроекте не обеспечена одна из важнейших гарантий сохранения единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации и защиты национальных культур, а именно, – не определены обязательные предметы, по которым проводится аттестация обучающихся в образовательных организации общего образования (школах). Это решение отдано, согласно статьям 69 и 70, на произвольное усмотрение федерального органа исполнительной власти.

Отказ от установления в проекте  федерального закона обязательной аттестации по предметам русский язык и русская литература в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, является существенным недостатком всего комплекса норм, регулирующих государственную (итоговую) аттестацию обучающихся и единый государственный экзамен (статьи 69 и 70 законопроекта). В статье 69 «Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования» и статье 70 «Единый государственный экзамен», устанавливающих правовые основы организации и проведения единого государственного экзамена, вообще не определено ни одного конкретного предмета, по которым должна обязательно проводиться государственная (итоговая) аттестация обучающихся в школах. В этом также отражено желание «чиновников от образования» сохранить своё монопольное влияние на содержание и направленность обучения в школах, возможность своими подзаконными актами произвольно и волюнтаристски решать важнейшие для страны вопросы образования, игнорируя социальный запрос общества на повышение культуросообразности российского школьного образования.

Последовательное и категорическое игнорирование в законопроекте  необходимости обеспечить в общеобразовательных  организациях полноценное преподавание обучающимся русской литературы, включая обязательные экзамены по этому  предмету, является принципиальной позицией нынешнего руководства Минобрнауки России (некоторые весьма слабые преференции создаются для изучения литературы этнических меньшинств детьми, к ним относящимися).

Исходя из доли русского населения  в общем объеме населения в  России (абсолютное большинство) и учитывая роль русской культуры в становлении  российской государственности, именно через надлежащее освоение русской  литературы (с элементами литературного  наследия других народов России) и  возможна полноценная реализация пунктов 3 и 4 статьи 3 (основные принципы государственной  политики и правового регулирования  отношений в области образования), части 1 статьи 13 (требования к содержанию образования) и др. положений законопроекта, реализация образования и воспитания в значении, определенном дефинициями пунктов 1 и 2 статьи 2 законопроекта.

Часть 6 статьи 6 проекта, устанавливающая, что граждане Российской Федерации  имеют право на «получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке (включая прохождение в соответствии с настоящим Федеральным законом государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе), изучение родного языка», скорее всего, будет при ее применении толковаться как не имеющая отношения к русскому языку и русской литературе, а как относящаяся только к этническим меньшинствам, и в этом смысле носит декларативный характер. Ряд норм законопроекта, касающихся «пособий по родному языку и родной литературе» (часть 7 статьи 18 и др.), так же ничего не проясняет по этому вопросу.

Между тем, большинство демократических  правовых государств активно защищает свои культурно-цивилизационные основы. Например, в США придается очень высокое значение знанию выпускниками школ американской литературы и, более того, истории американской литературы.

Аналогичные требования применительно  к знанию французской литературы реализуются во Франции. Власти и  других европейских стран, а также  руководство Совета Европы уделяют  серьёзное внимание вопросу обеспечения  культуросообразности образования. Об этом свидетельствует, к примеру, Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1833 (2008) от 17.04.2008 «Расширение изучения европейской литературы».

Полагаем, в проектируемом законе следует закрепить обязательность экзамена по русской литературе в  рамках единого государственного экзамена (итоговая аттестация обучающихся, освоивших  основные общеобразовательные программы среднего общего образования), установив при этом форму сдачи экзамена по литературе в виде сочинения или иного творческого задания, а не в виде тестов.

11. Пункт 1 части 4 статьи 12 законопроекта говорит об объеме частей основной образовательной программы без указания единиц измерения. В части 3 статьи 14 проекта описывается такая единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, но не содержания – «зачетная единица», которая «включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики».

Отсутствие точности и конкретности в определении единиц измерения объемов частей основной образовательной программы способствует снижению качества образования и произвольному применению данной нормы закона федеральными органами исполнительной власти.

Практика применения утверждённых в 2009 году федеральных государственных  стандартов начального общего образования, основного общего образования и  среднего (полного) общего образования, вызвавших значительную критику  со стороны специалистов, подтвердила, что в условиях отсутствия четко  и детально закрепленных непосредственно  в законе об образовании требований и гарантий в отношении стандартов образования существует высокая  вероятность нарушения конституционных  прав граждан в области образования.


Информация о работе Анализ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»