Анализ проблемы раннего материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ феномена раннего материнства и социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери. Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами. Задачи:
- изучение психологической и научно – методической литературы по теме исследования;
- изучение исторического и социально – культурного контекста раннего материнства;
- изучение медико – социальных и психологических составляющих раннего материнства;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - анализ проблемы раннего материнства.docx

— 81.05 Кб (Скачать файл)

 Изучение состояния  проблемы указывает на то, что  у подростков отсутствует понимание  того, какие средства относятся  к основным способам, позволяющим  не допустить наступление беременности. Основными способами предотвращения беременности подростки назвали презервативы (66 % девочек и 57 % мальчиков), другие противозачаточные средства (42 % девочек и 28 % мальчиков). Кроме того, подростки называют и такие средства, как таблетки (45 % девочек и 14 % мальчиков), колпачки (6 % девочек и 3 % мальчиков) и спирали (15 % девочек и 6 % мальчиков).

Как один из способов предотвращения беременности респонденты называют отказ от сексуальных отношений (6 % девочек и 10 % мальчиков).  А 19 % опрошенных считают, что способами предотвращения беременности являются прерванный половой акт, медицинские препараты и средства,  продаваемые в аптеках. Однако 29 % подростков убеждены, что средствами предотвращения беременности могут быть аборт (27 % девочек и 14 % мальчиков), в том числе мини-аборт методом вакуум – аспирации (12 % девочек), искусственные роды (2 % опрошенных).

Важным является тот факт, что лишь 42 % опрошенных рассматривают случаи ранней беременности и деторождение скорее как отрицательное явление, нежели положительное (48 % девочек и 35 % мальчиков). Отрицательно к ранней беременности и деторождению относятся 24 % девочек и 42 % мальчиков. Как положительное явление данный факт рассматривают лишь 2 % респондентов. У 11 % респондентов (18 % девочек и 3 % мальчиков) отношение к случаям ранней беременности скорее положительное, чем отрицательное. Часть подростков (12 % девочек и 14 % мальчиков) не определили для себя, как они относятся к случаям ранней беременности и деторождению.

Полученные данные позволяют  говорить о несформированности у подростков установки на рождение ребенка в браке, об отсутствии осознания подростками тех проблем, которые могут возникнуть в сложившейся ситуации.

Опрошенные девочки (55 %) и  мальчики (82 %) полагают, что наиболее серьезной проблемой, с которой  могут столкнуться женщины, родившие ребенка до 18 лет, является материальное затруднение. Кроме того, 60 % девочек и 67 % мальчиков убеждены, что молодым матерям будет трудно продолжать образование, и, как следствие, приобрести хорошую профессию (30 % девочек и 17 % мальчиков), сделать хорошую карьеру (24 % девочек и 25 % мальчиков), устроиться на работу (9 % девочек и 17 % мальчиков). Женщинам, родившим ребенка до 18 лет, будет трудно стать хорошими матерями – так считают 24 % респондентов. У них могут возникнуть проблемы со здоровьем (21 % девочек и 7 % мальчиков). А 6 % подростков говорят о том, что у таких матерей не будет возникать особых проблем. Еще 6 % опрошенных указали, что молодые матери могут столкнуться с такими трудностями, как сложности взаимодействия с социумом, трудности в поиске мужа, отсутствие необходимой свободы и нелюбовь к нежеланному ребенку.

Девочки (87 %) и мальчики (71%) убеждены, что ответственность за беременность и мальчик и девочка, 6 % девочек и 17 % мальчиков считают, что груз ответственности за нежелательную  беременность кладется на плечи мальчика, а 9 % девочек и 14 % мальчиков –  на плечи девочки.

По мнению подростков, аборт  допустим, если нет других вариантов  решения данной проблемы; если беременность запрещена врачами и может  оказать значительное негативное влияние  на здоровье женщины. Среди возможных обстоятельств для прерывания беременности указывались такие, как страх юной матери на реакцию своих родителей, беременность от нежелательного партнера и если беременность оказалась случайностью, а также если мать не знает точно, кто является отцом ребенка. Одной из причин может быть отсутствие материальной обеспеченности. Однако наиболее значимой причиной для прерывания беременности, которую указывают подростки, является наличие ранней или нежелательной беременности.

Репродуктивное здоровье тесно связано с ИППП и СПИДом. Для подростков знания в этой области  весьма актуальны. Интересна собственная оценка подростками вероятности заражения ИППП и ВИЧ – инфекцией при их образе жизни. Большое число респондентов (49 %), как девочек (45 %), так и мальчиков (53 %), убеждены, что они не могут заразиться ИППП при их образе жизни. Лишь небольшую вероятность заражения допускают 36 % девочек и 39 % мальчиков. И только 6 % девочек и 3 % мальчиков допустили, что они скорее могут заразиться, нежели наоборот. Утвердительный ответ дали лишь 2 % подростков.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что современные подростки  не обладают необходимым уровнем  знаний в данной области.

Однако в гипотетической ситуации заражения 77 % опрошенных обратились бы за помощью к врачу, 12 % девочек  и 21 % мальчиков – к родителям. Друзьям доверяют 11 % опрошенных, причем в большей степени девочки (18 %), нежели мальчики (3 %). Самостоятельно попытались бы вылечиться 3 % девочек.

В процессе формирования ценностного  отношения подростков к репродуктивному  здоровью особое место принадлежит  осознанию вредного воздействия  алкоголя, табака, наркотиков на организм. Как свидетельствуют факты, в  подростковой среде широко распространены вредные привычки, причем среди представителей как мужского пола, так и женского. На  сегодняшний день спиртные напитки с разной периодичностью употребляют 69 % девочек и 67 % мальчиков. Наркотические и токсические вещества не являются запретными для 21 % девочек и 17 % мальчиков. Курящие мальчики составляют 50 % мужской части респондентов, девочки – 39 %.

В настоящее время вредные  привычки у молодежи начинают формироваться  достаточно рано. В возрасте до 10 лет 9 % респондентов попробовали алкоголь и 6 % табак. С каждым годом их число увеличивается на 2 – 3 % и достигает своего пика к 14 – 15 годам. Важно отметить тот факт, что с 14 лет и старше молодые люди начинают пробовать токсические и наркотические вещества.

В своей деятельности по формированию отношения подростков к здоровью как ценности специалистам образования необходимо учитывать тот факт, что лишь 28 % девочек и 37 % мальчиков назвали себя практически здоровыми; 47 % девочек и 58 % мальчиков указали на то, что у них бывают временные расстройства здоровья. У 16 % респондентов есть хронические заболевания, что составляет значительную часть от общего числа опрошенных.

 

 

 

2.3. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения

 

Беременность у девочек-подростков (13 – 17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям подростков. Репродуктивная сфера включает два компонента: поведение половое и материнское. Потребности, обеспечивающие реализацию репродуктивного поведения, называются «витальными для вида»: индивид без их удовлетворения может существовать, а вид – нет. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе. Особенностью «биологического проекта» репродуктивной сферы является несвязанность обоих её блоков в субъективной представленности. Поэтому и логика развития этих форм поведения в онтогенезе самостоятельна.

Опредмечивание мотивационных основ отношения к ребенку обеспечивается реакцией на ключевые «младенческие» признаки, в результате чего младенец приобретает самостоятельную ценность. При разделенности в субъективной представленности материнской и половой сфер отношение к ребенку не подвергается влиянию со стороны полового поведения.

С возникновением сознания и общества положение меняется. Во – первых, социально – культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во – вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа родившегося ребенка с причиной его появления переводит целостное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от полового поведения. С этой точки зрения объясняются различия в отношении общества к законно – незаконнорожденным детям, оправдание абортов при беременностях вследствие изнасилования даже ярыми противниками абортов. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.

Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная факторами  как нежелательности, так и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так  как он связан с незавершенной  сепарацией от родителей и незрелостью  эмоционально-волевой сферы и  ценностно – смысловых ориентаций личности.

Можно выделить два аспекта  проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы.

1. Незавершенность расхождения  мотивационных основ полового  и родительского поведения, которое  должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания  формирование мотивационных основ  материнского поведения в основном  заканчивается. Это происходит  в процессе взаимодействия с  собственной матерью в пренатальном и раннем постнатальном периоде онтогенеза, в рамках игровой деятельности и т.д. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.

2. Беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение в развитии не только материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается и случаями «благополучных» исходов ранней беременности:

- когда родители роженицы соглашаются взять ребенка

- когда роженица состоит  в браке.

Во всех подобных случаях  наблюдаются осложнения в психологическом  состоянии юной матери и в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15 – 16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на обязательную помощь старших, причем свои действия рассматриваются, скорее, как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Кроме того, выражен конфликт между актуальным процессом становления собственных ценностно-смысловых ориентаций, характерным для этого возраста, и необходимостью осознать завершенность прошедшего жизненного этапа, перехода в новое качество.

Подобные особенности  развития материнского поведения и  динамики эмоционального состояния  во время беременности отмечены у  будущих матерей, личность которых  имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и  т.п., то есть психологически «еще не ставших  взрослыми» к моменту беременности.

 

 

 

Выводы

 

Половая жизнь подростков связана с риском наступления  нежелательной беременности, возможных  абортов и необходимостью контрацепции. Частота подростковой беременности в большинстве развитых и развивающихся  стран увеличивается. В большинстве  случаев при этом рождаются внебрачные дети. Нередко ко времени рождения ребенка девушки в возрасте 15 – 18 лет уже состоят в браке, созданном вынужденно из-за  беременности. Такие браки быстро распадаются вслед за рождением ребенка.

 По психологическим  условиям, способствующим наступлению  беременности, выделяются факторы  риска:

-сексуальное экспериментирование с ровесниками до осведомления о возможных нежелательных последствиях и их предупреждение;

-общение со старшими  партнерами и вступление в  половую связь под давлением;

-проблемы и конфликты  в родительской семье и желание от них освободиться.

Подростковая беременность возникает при недостаточном  родительском надзоре, отсутствии взаимопонимания  в семье, дисгармонии в ней, неполной семье. Реакция подростков на беременность характеризуется как потрясение и растерянность, а в семье – как кризисная ситуация. Возникают социальные, бытовые и экономические трудности, возможность продолжить учебу ограничиваются.

Решаются вопросы в  семье, с медицинским персоналом, конкретно с подростком, что делать: прервать данную беременность, рожать вне брака или вступить в брак (добровольно или принудительно). Однозначных ответов не бывает. Важно, чтобы подросток при свершившемся факте беременности не оказался одиноким, отвергнутым в семье и школе. Решение сохранить беременность часто определяется надеждой на брак. Юные матери часто остаются в родительской семье, оказываясь в роли старшей сестры своего ребенка. При квартирных, экономических трудностях такие дети нередко передаются в дома ребенка, усыновляются бездетными семьями. Нередко юные матери, даже лишенные родительской поддержки, воспитывают ребенка самостоятельно.

У юных родителей имеется  множество факторов риска, которые  зависят от многих обстоятельств: физического  и психического  статуса молодых родителей, социально – экономических условий, профессионального и образовательного уровня, личностной зрелости, особенностей течения беременности и родов. С юным возрастом матери связаны многие болезни психического и органического характера, высокая частота врожденной патологии.  

Исследовав уровень информированности  подростков в области репродуктивного  здоровья, установили, что в настоящее  время существует объективная необходимость  формироваия  ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью. Однако успешным данный процесс может быть лишь при взаимодействии специалистов разного профиля (учителей, медицинских работников, журналистов и других) при ведущей роли школы и непосредственной деятельности социального педагога.

Информация о работе Анализ проблемы раннего материнства