Анализ проблемы раннего материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ феномена раннего материнства и социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери. Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами. Задачи:
- изучение психологической и научно – методической литературы по теме исследования;
- изучение исторического и социально – культурного контекста раннего материнства;
- изучение медико – социальных и психологических составляющих раннего материнства;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - анализ проблемы раннего материнства.docx

— 81.05 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблема подросткового  материнства в последние десятилетия  становится более актуальной в связи  с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию  количества незапланированных беременностей  и родов, и, следовательно, к увеличению количества юных матерей.

По данным Международной  Федерации планирования семьи ежегодно в мире рожают более 15 млн девочек подростков, 5 млн вынуждены прибегнуть к прерыванию беременности. Несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Психологическая практика в настоящее время сталкивается с недостаточной разработанностью теоретического, методического и организационного обеспечения растущего социального запроса на психологическую помощь матери – подростку в формировании адекватных адаптационных механизмов в новой социальной роли [15,29]. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.

Также наблюдается снижение возраста "взросления". Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек [10]. В рамках либерального дискурса это явление оценивается как положительное - стирается двойной стандарт поведения и в этой сфере отношений. Но раннее начало сексуальной жизни подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее актуальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершеннолетних матерей [10,46].

Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.

До последнего времени  матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию социально  незащищенных, никогда не выступали  в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью  поддержки и реабилитации со стороны  государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает особую актуальность в конце ХХ века не случаен. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать. Между тем, с конца 60-х до середины 90-х годов наблюдался значительный рост количества беременностей и родов среди несовершеннолетних во всем мире.

Социальная роль матери для  несовершеннолетних воспринимается общественностью  скорее как девиация, экстремальная  ситуация, вызванная акселерацией и  сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, повседневными практиками, потому что когда дело доходит  до свершившегося факта рождения ребенка несовершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.

Чтобы предотвратить появление  раннего материнства, работу с юными  беременными необходимо начинать задолго  до того, как они станут мамами. И  эту деятельность можно разделить  на 2 части. Первая часть - это разъяснительная  работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая - выявление и работа с юными  беременными, а именно: психологическая  и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных  социальных ситуаций, связанных с  беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными и т.д.

Таким образом, комплексная  деятельность по оказанию различных  видов помощи несовершеннолетним матерям  и их детям поможет решить проблему социальной адаптации этой категории  населения к современным условиям. Результаты исследования показывают, что без поддержки государственных  и общественных структур молодые  мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для полноценной жизни.

 В ходе выполнения  курсового исследования была  определена цель, объект и предмет  исследования, определены задачи  и выдвинута гипотеза исследования.                                                                                                  

 Цель курсовой работы: анализ феномена раннего материнства и социальной поддержки несовершеннолетних матерей.

Объект исследования: несовершеннолетние матери.

Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.

Задачи:

- изучение психологической  и научно – методической литературы  по теме исследования;                 

- изучение исторического  и социально – культурного контекста раннего материнства;

- изучение медико – социальных и психологических составляющих раннего материнства;

- изучение существующих  направлений в организации социальной работы по профилактике раннего брака и материнства.

- выявление анализа проблемы раннего материнства.

Для  достижения  целей  и   проверки задач  исследования была  выдвинута гипотеза исследования.

Гипотеза исследования: предполагаем, что профилактика раннего материнства является приоритетной, реальной и возможной при активном участии самих подростков, их родителей, государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен

 

1.1. Раннее материнство и отцовство

 

Вступление в половые  отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим  обстоятельствам: скука, алкогольное  опьянение, материальная выгода, желание  привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как  средство доказать свою взрослость, насилие.

Чаще всего эти половые  связи приводят к таким последствиям:    

- ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;       
          - браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми;       

- воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;     
          - гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;  
          - трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;     
          - ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.

        Наблюдатели  полагают, что традиционный уклад  и бедность вынуждают девушек-подростков  выходить замуж в раннем возрасте. Замужняя школьница, обремененная  семейными проблемами, становится  привычным явлением для нашего  общества, где в последние годы  все большее распространение  приобрело раннее вступление  в брак. Если в свое время  раннее вступление в брак было  характерной особенностью для  сельской местности, то сегодня  подобные случаи можно встретить  и в городе.  
         Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство. И лишь когда в семье рождается ребенок, и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родители приходят в ЗАГС. Обратная сторона раннего замужества – это частые разводы.

Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность, что становится самой распространенной причиной смерти девушек до 19 лет. Ранние браки, особенно для девочек, могут  быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15 – 16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и впоследствии всего этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его. 
По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав – права на образование, которое необходимо для полноценного вступления во взрослую жизнь.

Когда сегодняшний подросток  что есть силы стремится выскочить замуж (жениться), иногда даже не дожидаясь разрешенного возраста - это для многих родителей, конечно, проблема. Причем зачастую неожиданная. Родители и педагоги начинают задавать вопрос о причинах ранних браков.  
Ранний брак – это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов. Но интересно то, что сегодня зачастую браки, заключенные в 18 – 20 лет, тоже считаются ранними. Так что может быть, именно с точки зрения психологической, а не юридической, не стоит привязываться в этом вопросе к конкретному возрасту.   
         И одна из причин ранних браков именно в том, что основная их причина – стремление сбежать от родителей. В тех семьях, где родители муштруют выросших детей, следят за ними, не уважают их достоинство, да если просто ребенку негде "голову приклонить", нет понимания, нет чувства дома – из таких семей подростки бегут куда угодно. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак (причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что как правило, жена уходит жить к мужу, но если мальчик может уйти жить в семью жены – то и он может жениться, чтобы спастись от родительского диктата). Следующая причина - выросшие дети убегают от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между папой и мамой, когда даже в самом убранном и обустроенном доме постоянно ощущается не уют. 
 При нынешней сексуальной информированности и достаточной свободе есть родители, которые всеми силами регламентируют интимную жизнь детей хотя весь интерес детей к этой жизни определяется банальным любопытством. И оказывается, до сих пор имеется тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. Понятно, что как только любопытство удовлетворено, брак становится не нужным и легко расторгается. Социологи и педагоги говорят: "Ранние браки непрочны...." Но в том и слабость такой статистики, что браки – то разные. И непрочны именно те из них, которые и браками назвать сложно – пожалуй только фиктивными, потому что в таких браках нет изначального серьезного намерения создать семью. 
          Подросткам, которые серьезно готовятся к совместной семейной жизни,  бывает нелегко сохранить прочность своего брака - легко говорить об "ответственности за семью", а кто этому научит. Ведь если в ранние браки убегают дети из откровенно проблемных семей - то понятно, какую "школу" и какие впечатления они получили в доме родителей. И именно по этой модели, даже бессознательно, они могут строить и свои семьи - потому что другой-то модели для них нет.

Еще одной проблемой раннего  брака является так называемая игра в семью: именно потому, что негде  научиться собственной семейной жизни, дети заключают такой брак как бы в шутку. Причем стремятся сделать это как можно раньше – чтобы было время в случае чего начать сначала. 
      Если ранний брак заключается с целью убежать из родительской семьи, поставить эксперимент на себе или на партнере, а то и еще хуже – насолить любимому (или любимой), который(ая) отверг(ла) чувства, - понятно, что из такого брака получится мало чего хорошего, такие браки не долгие. 

 

 

1.2. Положение юных  беременных и девушек - матерей

 

Юная девушка, став матерью, становится перед выбором: воспитывать  ребенка одной или выйти замуж. Рождение ребенка всегда сопровождается серьезными материальными затратами  и возникает вопрос, где взять  эти средства. Наконец, несовершеннолетняя мама, как правило, является учащейся среднего учебного заведения. И снова  проблема: продолжить учебу или идти зарабатывать деньги. Вся статусная  система несовершеннолетней мамы видоизменяется.

Юные беременные и девочки  – матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень  сильным «нравственным» давлением, следствием чего является желание скрыть беременность или прервать ее любыми, в том числе и нелегальными, средствами [2,40]. Особенно серьезные последствия в плане рождения детей. До 15 % новорожденных, брошенные в родильных домах – это дети юных матерей [3,325]. Причины таких отказов «объективны» - в этом возрасте матери имеют крайне низкие доходы, а государственные пособия не компенсируют необходимые затраты на ребенка. Сверхраннее материнство приводит подростков к вынужденной изоляции от среды сверстников в столь ответственный для становления личности период. Многие юные матери бросают дальнейшее обучение, теряют перспективы получения желанных профессий. Часто у юных матерей возникают социально обусловленные психические нарушения, патологические развития личности, ранний алкоголизм и наркомания [19,87].

Ситуация в Республике Беларусь на данный момент: каждая 13 жительница Беларуси начинает половую жизнь  до 14 лет, каждая 5 жительница – к 16 годам. Средний возраст начала половой жизни составляет 14,5 лет, а 6,9 % родов в стране происходит у девушек в возрасте до 16 лет [15,31]. Материнство в юном возрасте таит в себе множество проблем, связанных с социальной и личностной незрелостью юных мам. Девушки-подростки не могут оценить важность, необратимость и ответственность этого события в их жизни. Они более чем кто – либо зависимы от установок собственных родителей и окружающих. Часто, рожая ребенка, юная мать имеет весьма неблагоприятную семейную ситуацию. Женщины младших возрастных групп в основном не замужем. Большинство юных матерей проживают с родителями. После рождения ребенка в семьях отношения часто становятся менее доверительными и более конфликтными. Факторами риска являются возможные нарушения социализации и развитие девиаций материнского поведения у юной женщины.

Информация о работе Анализ проблемы раннего материнства