Анализ и развитие семейной политики в Республике Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность семейной политики РФ…………………………............... 6
1.1. Понятие «брак» и «семейная политика»……………………………………... 6
1.2. Цели, задачи и принципы семейной политики…………………………...… 16
1.3. Проблемы семейной политики и их решения в России……………………. 19
Глава 2. Анализ и развитие семейной политики в РД………………........... 23
2.1. Современное состояние семейной политики в Дагестане………………… 23
2 .2. Социологический анализ по проблемам брака и семейной политики
г. Махачкала……………………………………………………………………….. 27
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………………………………. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

Семейная политика

С позиций государственных  интересов значимыми функциями  семьи являются демографическая, жизнеохранительная, воспитания и социализации детей, а  также воспроизводства трудовых ресурсов. Государство заинтересованно  в простом или расширенном  воспроизводстве населения, в улучшении  состояния здоровья населения и  качества трудовых ресурсов, в эффективной  социализации детей, что позволяет  создать фундамент для его  экономической, политической, военной  безопасности и дальнейшего эволюционного  продвижения. В логике этой константы наиболее широко разрабатываются направления и адекватные им меры государственной семейной политики, связанные с рождением и социализации детей.

С позиций интересов семьи  и семейных ценностей важнейшими постулатами создания и сохранения семьи являются рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Семья также заинтересована в росте благосостояния, укрепления и поддержании здоровья своих  членов, повышения их профессионального  и социального статуса.

1. Основные направления  государственной семейной политики  разработаны исходя из:

o   непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;

o   понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;

o   признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества;

o   учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.4

2. Государственная семейная  политика является составной  частью социальной политики Российской  Федерации и представляет собой  целостную систему принципов,  оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского  и кадрового характера, направленных  на улучшение условий и повышение  качества жизни семьи.

3. Объектом государственной  семейной политики является семья.

4. Субъектами государственной  семейной политики выступают  органы законодательной и исполнительной  власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические  партии, профессиональные союзы,  религиозные конфессии, благотворительные  фонды, зарубежные организации,  юридические и физические лица.

5. Государственная семейная  политика может быть эффективной  лишь в том случае, когда она  является органичным элементом  всей социальной политики, взаимосвязанным  со всеми ее направлениями  на стадиях выработки, принятия  и реализации решений.

6. Содержание государственной  семейной политики находится  в прямой зависимости от социально-экономического  положения в стране.

В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения  семьи, а также создание предпосылок  для улучшения ее жизнедеятельности  в будущем. Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.

Приоритетность мер государственной  семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем  семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при  этом ограниченность финансовых и ресурсных  возможностей государства.

7. Ориентация на приоритет  общечеловеческих ценностей, построение  социального правового государства  на демократических основах, как  это установлено Конституцией  Российской Федерации, определяют  соотнесение государственной семейной  политики с положениями таких  международно-правовых актов, как  Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех  форм дискриминации в отношении  женщин, Конвенция о правах ребенка,  Венская декларация и Программа  действий Всемирной конференции  по правам человека, Пекинская  декларация и Платформа действий  четвертой Всемирной конференции  по положению женщин, а также  с документами Международной  организации труда, Всемирной  организации здравоохранения, Детского  фонда ООН и других международных  организаций.

Семья – объект семейной политики. Основные тенденции  изменения института семьи

Демографическая ситуация в  Российской Федерации в целом  остается неблагоприятной. Происходит сокращение численности населения. Структура семьи характеризуется дальнейшим уменьшением числа детей – возрастает доля бездетных и однодетных семей, снижается доля семей с двумя и более детьми. Количество неполных семей увеличивается вследствие роста числа разводов и внебрачных рождений. Тревожна тенденция к расширению масштабов как социального, так и биологического сиротства. Увеличение числа биологических сирот обусловлено повышением уровня смертности населения, особенно мужчин среднего возраста.

Число разводов приблизилось к числу браков. Неуверенность  в прочности отношений, страх  перед неблагоприятными последствиями  развода приводят к тому, что люди предпочитают сожительство, отказываясь  от официальной регистрации брака, а часто и от рождения детей. Количество незарегистрированных браков неуклонно  растет. 5

Острота и масштабы проблем  семьи и детства по-прежнему создаст  серьезную угрозу будущему страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Значительная часть семей находится  за чертою бедности. Вследствие ослабления института семьи и его воздействия  на воспитание подрастающих поколений  растет численность безнадзорных и  беспризорных, больных наркоманией  детей; увеличивается количество правонарушений среди несовершеннолетних.

На протяжении последнего десятилетия в стране продолжался  процесс развития и оформления государственной  семейной политики: разработка ее методологических основ, создание нормативно-правовой базы, соответствующей современным условиям, постоянное усовершенствование наиболее перспективных механизмов реализации семейной политики на основе взаимодействия государства, общества, бизнеса, религиозных  конфессий, общественных организаций, благотворительных фондов, волонтерских объединений.

 

1.2. Цели, задачи  и принципы семейной политики

Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям  и ресурсной ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций". Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь". Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: 1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. Имеются следующие замечания в связи с цитируемым положением.6

Это аргументируется тем, что позиция совмещения трудовых и семейных обязанностей, а также "рождения и воспитания здоровых детей". Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее функций является не целью семейной политики, а ее средством. Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются: — обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи; — создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.; — содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности; — формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования; — решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев; — предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия. Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

В соответствии с основными  функциями семьи и сферами  ее жизнедеятельности выделяются следующие  направления государственной семейной политики:

1.развитие законодательной  базы государственной семейной  политики;

2.демографическая политика  в отношении семьи;

3.экономическая политика  государства в отношении семьи  в условиях

4.перехода к рыночным  отношениям;

5.социокультурная политика  в отношении семьи;

6.развитие социального  обслуживания семьи;

7.государственная поддержка  семей, находящихся в особых  обстоятельствах;

8.региональная семейная  политика;

9.взаимодействие государства  и неправительственных организаций  — субъектов семейной политики;

10. разработка механизмов  реализации социальной политики  в отношении семьи

11. на среднесрочный период.

Задачи семейной политики:

- укрепление института  семьи, возрождение и сохранение  духовно-нравственных традиций внутрисемейных  отношений;

- стимулирование семейного  благополучия;

- повышение уровня благосостояния  семей, в том числе создание  условий для их самообеспечения;

- обеспечение качественного  и доступного дошкольного и  школьного образования;

- сокращение доли детей,  оставшихся без попечения родителей;

- стимулирование усыновления;

- патронатное сопровождение  детей, оставшихся без попечения  родителей;

- создание социальных  центров поддержки семей с  детьми в целях сохранения  семьи и недопущения отобрания  детей;

- формирование позитивного  «просемейного» общественного мнения;

- стимулирование деятельности  общественных «просемейных» организаций,  отстаивающих традиционные российские  представления о семье.

Приоритетные  направления:

- усиление мер поддержки  многодетных семей;

- стимулирование семейного  благополучия;

- уменьшение бедности  семей, имеющих детей;

- обеспечение качественного  и доступного жилья состоявшимся  семьям;

- преодоление дефицита  мест в дошкольных образовательных  учреждениях;

- создание комфортной  среды для семей с детьми.

Кроме того, городская власть должна взять на себя расходы на организацию семейного досуга. У  родителей не должна болеть голова, где взять денег на занятия  ребенка спортом, танцами или  пением. Должна сформироваться система  конкурсов, в ходе которых семьи  получат доступ к качественному  образованию в любых формах.

 

1.3. Проблемы семейной  политики и их решения в  России

Не будет преувеличением констатировать факт того, что институт семьи переживает глубочайший кризис, как и все остальные институты Российской Федерации. В настоящий момент кризис выражается в       размывании традиционных внутрисемейных связей между членами семьи и ослаблении внутрисемейных прав и обязанностей. Это приводит к таким негативным последствиям как:

- отсутствие мотивации  вступления в брак как таковой;

- превалирование идеи  индивидуалистического подхода  над семейными ценностями;

- падение престижа семейного  образа жизни, подмена понятия  семьи партнерством и  сожительством вне брака;

Информация о работе Анализ и развитие семейной политики в Республике Дагестан