Анализ деятельности управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Рассмотреть теоретические основы функциорование социальной основы
Проанализировать деятельность управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ
Рассмотреть проблемы социальной и пути решения социальной сферы МО г. Улан-Удэ

Вложенные файлы: 1 файл

соц. пол МО г. Улан-Удэ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Значимость  социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика –  часть политики государства, которая  своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и  социального неравенства, социально-экономических  потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.      Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств1.        Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.           Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.           Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере. Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач: рассмотреть социальную политику в современной России; роль муниципального образования в реализации социальной политики;

Задачи:

  1. Рассмотреть  теоретические основы функциорование социальной основы
  2. Проанализировать деятельность управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ
  3. Рассмотреть проблемы  социальной  и  пути решения социальной сферы МО г. Улан-Удэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритические  основы  функционирования социальной сферы   1.1.Понятие социальной сферы

Социальная  сфера жизни общества имеет 2 аспекта  в современном мире. Социальная сфера  – (1) это область взаимодействия между различными социальными общностями: кружок филателистов, нация, класс, молодежь и т.п. В Новейшей истории социальная сфера получила еще и второе значение: (2) сфера социальной защищенности личности.      Что касается второго значения. Степень развития социальной инфраструктуры — важнейший показатель уровня развития региона, страны. Хорошие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, функциональные школьные здания, разветвленная сеть лечебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества. Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или слабое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых. Обжитые территории могут прийти в упадок при разрушении сложившейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет трудоспособное население.        Но вернемся к основному значению – первому. Содержание понятия "структура" включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют количество составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией. Элементами социальной структуры общества выступают: индивиды,  социальные общности социальные группы.     Разделение общества по любому признаку называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие исследователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу.      Общество дифференцируется на различные образования: общности (большие социальные группы) – группы, объединяющие людей, проживающих в общих условиях при едином уровне жизни. социальная группа – совокупность людей, которые: взаимодействую между собой осознают собственное единство считаются членами группы с точки зрения других.            Социальная структура общества - совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей.      Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации. Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население. Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. Рассмотрим отдельные социальные образования. Социальные группы классифицируются по разным основаниям:

1, По количеству членов

  • малые
  • большие.

2. По времени существования:

  • временные
  • продолжительно существующие

3.  По компактности существования:

  • рассеянные группы,
  • собранные компактные.

4. По характеру и в зависимости от возможности вступления в них:

  • открытые
  • закрытые группы.

5. По степени организованности:

  • организованные,
  • частично организованные,
  • неорганизованные.

6. По структурированности:

  • имеющие постоянную структуру,
  • имеющие временную структуру,
  • неструктурированные.

7. По виду деятельности:

  • полностью занимающиеся одним видом деятельности,

1.2. Государственная политика в отросли социальной сферы

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.          Общие принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденный Федеральным Законом № 145 ФЗ 31 июля 1998г2.       Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень — федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды; второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты.      Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.  Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.           

1.3.  Муниципальная политика в социальной сфере

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.          Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

– минимальный уровень  оплаты труда;

– минимальный уровень  социальных пенсий и других социальных выплат;

– обязательные стандарты  и программы, в пределах которых  образование является бесплатным;

– перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.   

  Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств. Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

– норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;

– нормы наполняемости  школьных классов и групп в  детских дошкольных учреждениях;

– нормы обеспечения  населения отдельными социальными  услугами;

– нормы кадрового  и материального обеспечения при оказании социальных услуг.         Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.        В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.          Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.    Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство3.          На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем  социальных услуг, предоставляемых  населению органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов  и других социальных групп;

– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и  престарелых;

– детские дома;

– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также  мероприятия и содержат организационные  структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

 

2. Анализ деятельности  управления социальной защиты  населения г.Улан-Удэ   

2.1 Управление социальной  защитой населения г.Улан-Удэ

Управление  реализует функции государственной  политики и государственного регулирования, межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения Республике Бурятия  на территории Республике Бурятия МО  г. Улан-Удэ. Правовую основу правление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.  Управление возглавляет начальник управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Республике Бурятия, который назначается на должность и освобождается от должности. Начальник управления подчиняется непосредственно министру социальной защиты населения Правительства Республике Бурятия. Начальник управления имеет двух заместителей.        Назначение на должности государственной гражданской службы Республике Бурятия, перевод и увольнение с государственной гражданской службы государственных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности работников Управления производит министр социальной защиты населения Правительства Республике Бурятия. 

Структура. Комитета по социальной политике г.Улан -Удэ

                   ┌────────────────────────────────────────┐

                   │Заместитель мэра - председатель  Комитета│

                   └────────┬─────────────────────┬─────────┘

                            \/                    \/

     ┌─────────────────────────────────┐  ┌────────────────────────────┐

     │Заместитель  председателя Комитета├>│Управление  по делам молодежи│

     └──────────────┬──────────────────┘  └────────────────────────────┘

                    \/

┌──────────────────────────────────────────┐

│Отдел социальных программ и взаимодействия│

│     с общественными организациями        │

Общую штатную численность  Управления, сметные ассигнования на содержание и структуру Управления утверждает министр социальной защиты населения Правительства Республике Бурятия  по представлению начальника Управления.       Основные задачи и функции Управления социальной защиты населения осуществляет в соответствии с Положением о г.Улан-Удэ управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения РБ.

Основными задачами г.Улан-Удэнского управления социальной защиты населения являются:

  1. Организация социальной защиты пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан, уволенных с профессиональной военной службы и членов их семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
  2. Оказания меры социальной поддержки, выплату компенсаций и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории района, установленных законодательством Российской Федерации.
  3. Реализация на территории района государственной политики в сфере социальной защиты населения. Обеспечение, в пределах свое компетенции, государственных гарантий населению в сфере социальной защиты населения на территории района.
  4. Осуществление межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения РБ  территории района. Выполнение законодательных, нормативных правовых актов вышестоящих федеральных и областных органов государственной власти, распоряжений Президента РБ по вопросам социальной защиты населения Правительства РБ.     В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Управление социальной защиты населения имеет право:
  5. Запрашивать от организаций административно-территориальных единиц справки, отчеты, информацию о выполнении решений вышестоящих органов власти по вопросам социальной защиты, социального обслуживания, по обращениям граждан, а также необходимую информацию, документы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
  6. В пределах полномочий, представленных министром социальной защиты населения Правительства, вступать в отношения с общественными, религиозными, иными организациями и физическими лицами; организовывать работу по привлечению внебюджетных средств на финансирование социальных программ Управления.
  7. В пределах полномочий, представленных министром социальной защиты населения Правительства, осуществлять руководство деятельностью учреждений социального обслуживания населения, расположенных на территории района;
  8. Вносить в установленном порядке предложения о награждении государственных служащих и иных работников Управления государственными наградами, присуждении им государственных премий и присвоении почетных званий.
  9. Управление социальной защиты населения строит свою деятельность в соответствии с планами, составленными на основе перспективных и текущих планов работы Министерства социальной защиты населения.

Информация о работе Анализ деятельности управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ