Территориальная организация хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Торговля и общественное питание города входят в число ведущих отраслей экономики Оренбурга и являются основными отраслями, определяющими направления и результаты развития города.
Развитие сферы услуг торговли и общественного питания в городе обусловлено следующими наиболее значимыми факторами: - вхождение на городской рынок и дальнейшее развитие крупных торговых сетей с высоким уровнем технологической насыщенности и повышенным качеством сервиса; - сохраняющаяся динамика роста реальных доходов и покупательской способности населения; - увеличение масштабов покупательского кредитования.

Содержание

Введение
1. Ценовая доступность товаров и услуг
2. Территориальная доступность предприятий потребительского рынка и услуг
3. Качество обслуживания и развитие отраслей потребительского рынка и услуг
4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
6. Система контроля в сфере потребительского рынка
Залючение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Территор орган хоз деят.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский  филиал федерального государственного бюджетного

образовательного  учреждения высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(Оренбургский филиал РГТЭУ)

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  Экономика и управление на предприятии

Шифр 

Курс  3 курс

 

 

 

 

 

 

 

кОНТРОЛЬНая работа

 

по дисциплине Территориальная организация      

                            хозяйственной деятельности

тема:  Потребительский рынок Оренбургской области

 

 

Выполнил:     Руденко   Эльвира  Маратовна

                                                           (ФИО студента полностью)

________________________

                     (подпись студента)

 

«___»____________20___г.

 

Проверил: Савина А.М.

«___»____________20___г.

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург- 20__г.

 

Содержание

 

Введение

1. Ценовая доступность  товаров и услуг 

2. Территориальная доступность  предприятий потребительского рынка  и услуг 

3. Качество обслуживания  и развитие отраслей потребительского  рынка и услуг 

4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли

5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли

6. Система контроля в сфере потребительского рынка

Залючение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребительский рынок города Оренбурга является одной из важнейших  сфер жизнеобеспечения населения, которую  характеризует положительная динамика развития, высокая предпринимательская  и инвестиционная активность.

Торговля и общественное питание города входят в число  ведущих отраслей экономики Оренбурга  и являются основными отраслями, определяющими направления и  результаты развития города.

Развитие сферы услуг  торговли и общественного питания  в городе обусловлено следующими наиболее значимыми факторами:

- вхождение на городской  рынок и дальнейшее развитие  крупных торговых сетей с высоким  уровнем технологической насыщенности  и повышенным качеством сервиса; 

- сохраняющаяся динамика  роста реальных доходов и покупательской  способности населения; 

- увеличение масштабов  покупательского кредитования.

Вместе с тем недостаточное  развитие конкурентной среды не позволяет  эффективно использовать рыночные механизмы  для повышения качества товаров  и услуг, их ценовой и территориальной  доступности.

 

 

 

 

1. Ценовая доступность  товаров и услуг 

Остаются высокими темпы  инфляции на потребительском рынке.

Рост потребительских  цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной  торговли, общественного питания  и бытовых услуг. В числе таких  факторов высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки, наличие  многочисленных посредников в оптовом  звене, довольно высокая импортная  зависимость особенно по непродовольственным  товарам, явления монополизма и  другие.

Отрицательные последствия  инфляции усиливаются в связи  с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У большинства оренбургских семей  значительная часть потребительских  расходов приходится на покупку продуктов  питания.

Проблема ценовой доступности  является крупной структурной проблемой  потребительского рынка города.

Сектор торговли и общественного  питания с умеренными ценами и  качеством товаров и услуг  развит недостаточно. Особо остро  проблема ценовой доступности сказывается  на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих фиксированные  и низкие доходы. Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной  уличной торговли, которая в отдельных  случаях концентрируется в целые "торговые зоны". Задача состоит  в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.

Неудовлетворительным по отношению к спросу населения  является диапазон предложения услуг (цена - качество) в общественном питании. В секторах города - торговля и общественное питание - отсутствует сеть социально ориентированных предприятий, а также недостаточна сеть предприятий, рассчитанных на потребителей с невысоким уровнем доходов.

2. Территориальная  доступность предприятий потребительского  рынка и услуг 

При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг достигнутая  обеспеченность населения города Оренбурга  торговыми площадями, посадочными  местами в общественном питании  уступает аналогичным показателям  городов России.

Важное отличие решения  проблемы территориальной доступности  в 2008 - 2010 годах от предыдущих периодов состоит в сбалансированном подходе, предусматривающем наряду со строительством крупных объектов торговли активное развитие сети малых предприятий  в микрорайонах, необеспеченных торговыми  площадями. Следует отметить, что  успешность ее решения во многом зависит  от поддержки органов власти.

Формирование конкурентной среды в 2008 - 2010 годах должно осуществляться за счет строительства крупных объектов, так и за счет более активного  развития сети малых предприятий, в  том числе предприятий пешеходной "шаговой" доступности.

3. Качество обслуживания  и развитие отраслей потребительского  рынка и услуг 

В городе ощущается нехватка современных типов торговых структур, отвечающих современным требованиям  дизайна, технологического оснащения, применяющих прогрессивные методы обслуживания. В городе наблюдается  недостаток современных складских  площадей, низкотемпературных холодильников. Отсутствие эффективно действующего опта не позволяет оптимизировать товарные потоки и обеспечить продовольственную безопасность города.

Сегодня в России в ходу более 600 подзаконных актов, касающихся деятельности в сфере торговли. Отношения  же между органами власти и бизнесом до настоящего времени не урегулированы, отсутствуют основы регулирования  внутренней торговли, отсутствует и  целостная концепция развития внутренней торговли в стране, в которой были бы отражены приоритеты краткосрочного и долгосрочного развития на федеральном, региональном и местном уровне.

Исходя из этого, основной идеей, определяющей разработку настоящих  направлений, является преодоление  указанных пробелов и создание условий  для обеспечения населения города услугами торговли и общественного  питания.

Приоритетные направления  развития сферы торговли и общественного  питания 

1.

Целенаправленная структурная  перестройка на потребительском  рынке,  
способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев  
на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности

2.

Дальнейшее развитие и  поддержка предпринимательской  деятельности  
на рынке услуг торговли и общественного питания

3.

Формирование нормативно-правового  обеспечения сферы торговли  
и общественного питания

4.

Совершенствование и развитие инфраструктуры оптовой и розничной  
торговли, общественного питания

5.

Развитие видового разнообразия предприятий потребительского рынка  
и сферы услуг с целью обеспечения территориальной и ценовой  
доступности товаров и услуг

6.

Создание условий для  продвижения местных товаропроизводителей  
на потребительский рынок других регионов

7.

Повышение качества оказываемых  потребительских услуг 

8.

Обеспечение доступности  потребительского рынка и прав граждан  
на безопасность и качество товаров

9.

Поведение мероприятий, препятствующих проникновению и распространению 
контрафактной и фальсифицированной продукции

10.

Пропаганда и внедрение  основ культуры потребления товаров  и услуг 

11.

Определение новых условий, направлений и путей повышения  
эффективности торговой деятельности

12.

Формирование и развитие информационной системы потребительского рынка

13.

Разработка комплекса  мероприятий по профессиональной подготовке  
и переподготовке работников потребительского рынка

14.

Оказание методической, консультативной  и организационной помощи  
предприятиям потребительского рынка


4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли

Несмотря на важность и  значимость оптового звена в эффективной  системе товародвижения, в Оренбурге  значение оптового звена как основного  регулятора рынка во многом утрачено, исключением являются предприятия, организующие оборот алкогольной продукции, пива, табачных и некоторых других позиций продовольственных товаров.

Цели развития оптового звена:

- создание эффективной  системы товародвижения с минимальными  транспортными издержками;

- поддержание благоприятных  условий для работы на рынке  предприятий промышленности города  и области; 

- формирование резервных  источников товаров первой необходимости; 

- предоставление предприятиям  розничной сети широкого круга  услуг (обеспечение информацией,  складскими площадями, проведение  погрузоразгрузочных работ, лизинга  оборудования, оказание транспортно-экспедиционных  услуг).

Задачи развития оптового звена:

- создание системы товародвижения, благоприятствующего развитию промышленных  предприятий области и способствующего  оптимальному соотношению товаров  местного производства и завезенных  из-за пределов области; 

- восстановление, реконструкция  и развитие бывших оптовых  баз, оптовых предприятий с  полным комплексом процесса товародвижения  от производителя до потребителя. 

- создание развитой структуры  каналов товародвижения, поддерживающей  необходимую интенсивность товаропотоков в городе;

- развитие посреднических  оптовых структур, основным предметом  деятельности которых должно  стать обеспечение покупателей  информацией о товарах, объемах  выпуска, ценах, условиях поставки  и т.п.;

- развитие организаторов  оптового оборота (ярмарок, выставок-ярмарок,  оптовых рынков), не работающих  с товаром, но оказывающих услуги  по организации оптового оборота,  стимулирующих расширение потребительского  рынка. 

5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли

Розничная торговля - ведущее  звено всей системы торгового  обслуживания, так как непосредственно  затрагивает интересы населения.

Современные тенденции развития розничной торговли г. Оренбурга  опираются, прежде всего, на соотношение  магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Настоящие Направления исходят  из того, что розничная торговля должна существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности, перемещении  покупательского спроса населения  с рынков и других объектов внемагазинной  торговли в стационарную сеть.

Розничная торговля включает в себя следующие сегменты потребительского рынка:

- стационарная торговая  сеть;

- рынки и рыночные объекты  инфраструктуры;

- мелкорозничная торговая  сеть.

Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего  требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.

В совершенствовании розничной  торговли следует считать приоритетными  следующие направления:

- оптимизация сети и  качественное улучшение ее структуры  за счет роста числа крупных  современных торговых объектов (гипермаркетов,  супермаркетов, торговых центров  и т.д.);

- создание эффективной  конкурентной среды как фактора  сдерживания роста цен и предотвращения  монополизации отдельных сегментов  рынка; 

- развитие сетевого принципа  организации торговли, привлечение  в город крупных компаний, занимающихся  созданием и эксплуатацией торговых  сетей; 

- обеспечение условий  для создания в жилых кварталах,  в том числе субъектами малого  предпринимательства, магазинов  пешеходной "шаговой" доступности  для населения; 

- обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, поручни, лифты и т.д.);

- разработка совместных  с коммерческими и некоммерческими  организациями проектов, ориентированных  на обслуживание населения с  низким уровнем доходов; 

- развитие специализированной  торговли, позволяющей наиболее  полно учитывать реальные потребности  покупателей благодаря ориентации  на конкретные сегменты потребителей;

- универсализация торговых  предприятий, предполагающая формат  торгового предприятия, в котором  посетители имеют возможность  совершить все виды покупок, получить необходимые услуги, провести свой досуг;

- формирование и развитие  фирменной торговой сети, в том  числе от предприятий местной  промышленности;

Информация о работе Территориальная организация хозяйственной деятельности