Сельское хозяйство в условиях перестройки при Горбачеве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы является подробный анализ социально-экономических реформ Горбачева 1985-1991 гг. в СССР в их развитии и их влияние на процессы демократизации. В связи с этим хотелось бы выделить следующие задачи: рассмотреть состояние экономики и общества СССР накануне реформ 1985-1991 гг.; показать, что социально-экономические реформы 1985-1991 гг. в СССР во многом стали следствием глубоких изменений, происшедших в экономике и общественной жизни СССР накануне горбачевской «перестройки»; проследить детально ход социально-экономических реформ Горбачева 1985-1991 гг.; а также рассмотреть варианты экономических моделей выхода из системного кризиса в СССР, что очень актуально и в наши дни.

Содержание

Введение
Перестройка 90-х годов
Экономические преобразования 1965-1973 гг.
Советская экономика в период "застоя"
Попытки реформирования советской плановой экономики в 80-е гг.
Хозяйственная реформа.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Перестройка 90-х годов
  3. Экономические преобразования 1965-1973 гг.
  4. Советская экономика в период "застоя"
  5. Попытки реформирования советской плановой экономики в 80-е гг.
  6. Хозяйственная реформа.
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы «Реформы Горбачева» обусловлена особой значимостью  данной проблемы для нашего понимания  процессов, происходящих в современной  истории. Можно также заметить, что  многие проблемы экономики и общества, впервые поднятые в период горбачевской «перестройки», сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Период реформ 1985-1991 гг. интересен и важен и  сам по себе. Он представляет собой  завершенный исторический период,  который очень отличается и от предшествующих, и от последующих  этапов отечественной истории. Также  это время воспринимается и сегодня  как часть современности, поскольку  живы и продолжают участвовать в  общественной жизни многие политические деятели тех лет.

Целью этой работы является подробный анализ социально-экономических  реформ Горбачева 1985-1991 гг. в СССР в  их развитии и их влияние на процессы демократизации. В связи с этим хотелось бы выделить следующие задачи: рассмотреть состояние экономики  и общества СССР накануне реформ 1985-1991 гг.; показать, что социально-экономические  реформы 1985-1991 гг. в СССР во многом стали  следствием глубоких изменений, происшедших  в экономике и общественной жизни  СССР накануне горбачевской «перестройки»; проследить детально ход социально-экономических  реформ Горбачева 1985-1991 гг.; а также  рассмотреть варианты экономических  моделей выхода из системного кризиса  в СССР, что очень актуально  и в наши дни.

 

Перестройка 90-х годов.

Перестройка - настоящая реконструкция советского общества в целом, приведшая к разрушению и распаду системы. В экономическом плане годы перестройки представляются катастрофическими.

Ситуация в народном хозяйстве не перестала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал, делая рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Заметно стало сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства отметили сокращения. Усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, происходило падение курса рубля. Согласно "арендному договору" землю можно было брать в аренду на длительный срок и полностью распоряжаться продукцией. К тому же в новом положении о колхозах оговаривалось, что площадь индивидуального участка и поголовье скота будут устанавливаться коллективом каждого колхоза "в зависимости от участия его членов в общем труде". Эти меры на деле дали лишь символические результаты. Арендное движение не пополнило широкого распространения. Возродить дух предпринимательства оказалось тяжело, что самые активные ушли из деревни, не было техники, инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические преобразования 1965-1973 гг.

Падение темпов роста производства, связанное с низкой отдачей капиталовложений, продовольственный кризис 1962-1964 гг., усугубленные реформационной лихорадкой последних лет правления Н. С. Хрущева, привели экономику СССР в предкризисное состояние. Было свернуто начавшееся в 1962 г. обсуждение в печати основ новых экономических  реформ, разработанных группой экономистов  под руководством Либермана. Административные реформы заменили необходимые экономические  преобразования. В этих условиях против экономического волюнтаризма Хрущева  выступили хозяйственники-технократы, сплотившиеся вокруг своего лидера А. Н. Косыгина, поддержавшего решение  октябрьского пленума ЦК КПСС 1964 г. об отставке Хрущева.

С 1965 г. стала проводиться  хозяйственная реформа, задуманная еще в хрущевский период, но затем  свернутая. Начало экономическим преобразованиям  положили реформы в сельском хозяйстве - наиболее кризисном участке советской  экономики. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. Он предложил увеличить капиталовложения в сельское хозяйство с одновременным  стимулированием производительности труда. Фактически это была попытка  интенсификации сельского хозяйства. Аграрный сектор советской экономики  должен был получить дополнительное количество машин, удобрений и электроэнергии. Общая сумма капиталовложений в  сельское хозяйство в 1966-1980 гг. составила. 383 млрд рублей, что превышало более  чем в три раза все предыдущие инвестиции в аграрный сектор. Была принята новая долгосрочная система  планирования производства. С совхозов и колхозов списывались долги, повышались закупочные цены и устанавливались  надбавки до 50% за сверхплановую продажу  продукции государству, а также  за ее качество. За 1965-1977 гг. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию  возросли примерно в полтора раза почти без изменения розничных  цен. С 1965 г. менялась система кредитования колхозов, получавших возможность прямого  банковского кредитования в отличие  от прежней системы кредитов через  заготовительные организации. Был понижен и подоходный налог с колхозов, взимаемый теперь с чистого дохода. В 60-70-х гг. были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов. стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России. В строй были введены Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и другие каналы. С целью повышения жизненного уровня крестьян большую экономическую самостоятельность получили колхозы и совхозы, где вводились элементы хозрасчета. В 1969 г., через 35 лет после предыдущего съезда, состоялся III съезд колхозников. Был одобрен новый типовой устав, который отменял старую систему оплаты по трудодням и вводил гарантированную помесячную оплату, при этом денежная часть доходов выросла по отношению к натуральной оплате. В уставе закреплялись пенсионное обеспечение колхозников и система отпусков. Жизненный уровень сельского населения в 70-е гг. значительно вырос, хотя ликвидировать разницу между городом и деревней так и не удалось, ежегодно деревню покидало до 700 тыс. человек. Новые программы, делавшие ставку на рост капиталовложений, вступали в противоречие с прежним курсом интенсивного развития. К середине 70-х гг. экономические преобразования в сельском хозяйстве приобретали все более дотационный и экстенсивный характер. За исключением ряда черноземных районов, Белоруссии и отчасти территорий, примыкавших к городам-гигантам, для сельского хозяйства было характерным кризисное состояние. В конце 60-х - начале 80-х гг. в СССР было 8 неурожаев (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981 и 1984), усугубленных потерями при перевозке и хранении. Кадровые перемены и частичные реформы не решали стоявших перед аграрным сектором проблем. При курировавшем сельское хозяйство с 1978 г. М. С. Горбачеве производство зерна уменьшилось с 237 млн. т до 173 млн. т в 1984 г.

Эффективность сельского хозяйства  неуклонно падала, и правительство  шло на увеличение импорта. В 1979 - 1984 гг. в страну ввозилось около 40 млн. т продовольствия ежегодно. Ситуацию усугубляли претенциозные программы  выращивания риса на Кубани (секретарь  обкома КПСС Медунов) и хлопка в Узбекистане (секретарь узбекской компартии  Рашидов), ликвидации неперспективных  деревень. Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство в 70-е гг. не давало видимого эффекта. Большинство  дотаций были безадресны и доставались  часто по протекции, как это произошло  со Свердловской областью, зачисленной  благодаря первому секретарю  Свердловского обкома Б. Н. Ельцину  в зону Нечерноземья России. Многочисленные провозглашенные реформы и программы  так и остались лишь декларативными документами. Не смогла изменить ситуацию и широко освещавшаяся "Продовольственная  программа-82", принятая в 1982 г. Все, как и раньше, сводилось к увеличению дотаций, списыванию долгов, к поставкам машин и тракторов.

Кризисное состояние сельского  хозяйства и большинства отраслей легкой промышленности вело к усилению теневой экономики. В сельском хозяйстве  было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовало около 7 млн. человек.

 

 

 

 

 

 

 

Советская экономика в период "застоя"

Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов в 1970-х гг. даже назывался в качестве возможного "наследника" перенесшего инсульт  Л. И. Брежнева. Ленинградская область  стала образцово-показательной также  и в других реализовавшихся в  это время реформах отраслевого  управления. В первую очередь следует  упомянуть реформы в сельском хозяйстве, где по примеру промышленности стали формироваться аграрно-промышленные объединения (АЛО). В результате к  началу 1980-х гг. Ленинградская область  полностью обеспечивала себя куриным  мясом, молоком и молочными продуктами, яйцами, при этом уровень производительности труда (надои молока и т. д.) был  сопоставим с западноевропейским.

Также в этот период в  Ленинграде была реализована программа  реформы профессионально-технического обучения, согласно которой формировалась устойчивая цепочка ПТУ-завод, обеспечивающая постоянный приток квалифицированных кадров в ленинградскую промышленность.

К сожалению, опыт наиболее последовательных преобразований в  Ленинградской области не был  реализован в масштабах всей страны, а сам Г. В. Романов скоро увяз в партийно-номенклатурной борьбе за руководящее положение в партии.

Сложная ситуация сложилась  в сельском хозяйстве, которое становилось  все более дотационным. За исключением  ряда черноземных районов, Белоруссии и отчасти территорий, примыкавших  к городам-гигантам, для сельского  хозяйства было характерным кризисное  состояние. В конце 60-х - начале 80-х  гг. в СССР было 8 неурожаев (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981 и 1984), усугубленных потерями при перевозке и хранении. Кадровые перемены и частичные реформы  не решали стоявших перед аграрным сектором проблем. При курировавшем сельское хозяйство с 1978 г. М. С. Горбачеве  производство зерна уменьшилось  с 237 млн т до 173 млн т в 1984 г. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979 - 1984 гг. в страну ввозилось около 40 млн.т продовольствия ежегодно. Ситуацию усугубляли претенциозные программы выращивания риса на Кубани (секретарь обкома КПСС Медунов) и хлопка в Узбекистане (секретарь узбекской компартии Рашидов), ликвидации неперспективных деревень. Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство в 70-е гг. не давало видимого эффекта. Большинство дотаций были без адресны и доставались часто по протекции, как это произошло со Свердловской областью, зачисленной благодаря первому секретарю Свердловского обкома Б. Н. Ельцину в зону Нечерноземья России. Многочисленные провозглашенные реформы и программы так и остались лишь декларативными документами. Не смогла изменить ситуацию и широко освещавшаяся "Продовольственная программа-82", принятая в 1982 г. Все, как и раньше, сводилось к увеличению дотаций, списыванию долгов, к поставкам машин и тракторов. Кризисное состояние сельского хозяйства и большинства отраслей легкой промышленности вело к усилению теневой экономики. Этому же способствовало увеличение потока импортных товаров в условиях сохранения централизованной распределительной системы. Магазины "Березка", "Внешпосылторг" стали символами конца 70-х гг. При этом значительная часть товаров проходила мимо этих и других, спецмагазинов, так как товары повышенного спроса являлись предметом злоупотреблений и спекуляций.

Широкомасштабная спекуляция требовала определенных гарантий, прикрытия нелегальной деятельности, что приводило к сращиванию государственных структур и спекулятивного капитала, к коррупции. Одновременно значительная часть населения по-прежнему довольствовалась товарами отечественного производства, зачастую при покупке отстаивая значительные очереди или же приезжая из-за них в Москву и другие крупные города. Символом продовольственного дефицита в конце 70-х гп стали так называемые "колбасные поезда". Люди из соседних с Москвой областей для покупки колбасы и других мясопродуктов были вынуждены выезжать в столицу, переполняя вагоны пригородных электричек. Подобная ситуация наглядно демонстрировала состояние как сельского хозяйства, так и в целом советской экономики (в том числе торговой сети) на рубеже 70-80-х гг.

В 1990-е гг. произошло перераспределение  производства сельскохозяйственной продукции  между крупными предприятиями (бывшими  колхозами и совхозами), хозяйствами  населения и фермерскими хозяйствами. Так, если в 1990 г. на крупных предприятиях производилось 74% продукции сельского  хозяйства, то в 2007 г. — 44%, т. е. их доля уменьшилась почти в два раза. Напротив, доля личных подсобных хозяйств населения выросла с 20% в 1990 г. до 49% в 2007 г. Оставшиеся 7,5% сельскохозяйственного  производства в 2007 г. приходилось на фермерские хозяйства. Зерновые культуры — ведущая отрасль растениеводства России. Они занимают более половины посевных площадей страны. Их сбор из-за непостоянства погодных условий из года в год колебался от 127 млн. т в наиболее урожайном 1978 г. и до 48 млн. т в 1998 г. В последние два десятилетия наблюдается тенденция сокращения сборов зерна. Среднегодовые валовые сборы зерна в России составляли (в млн. т): 1950-е гг. — 59; 1960-е гг. — 84; 1970-е гг. — 101; 1980-е гг. — 98; 1990-е гг. — 76. Тем не менее в 2007 г. по сбору зерна — 82 млн. т — Россия заняла четвертое место в мире после Китая, США и Индии.

Средняя урожайность зерновых в  России очень низкая — около 20 ц  с 1 га по сравнению с 60-70 ц в странах  Западной Европы, что объясняется  различием агроклиматических условий  и низкой культурой отечественного земледелия. Более 9/10 общего сбора приходится на четыре культуры: пшеница (более  половины), ячмень (около четверти), овес и рожь.

 

 

 

 

 

Попытки реформирования советской плановой экономики в 80-е гг.

Кризисные явления, характерные для советской экономики в 80-е гг., были хорошо известны руководству страны, но решиться на радикальные реформы длительное время оно не могло, тем более что нефтепоставки на Запад позволяли отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике постепенно распространялся на социальную систему и даже оказывал влияние на государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, застой в экономике угрожал в начале 90-х гг. уже государственному функционированию СССР.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке  скота ежегодно терялось 100 тыс. т  продукции, рыбы - 1 млн т, картофеля - 1 млн т, свеклы - 1,5 млн т. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило  к еще большим потерям. Выход  виделся Горбачеву только в немедленных  реформах, прерванных ранее в период правления Черненко.

В 1986 г. показатели советской  экономики несколько возросли, в  том числе в сельском хозяйстве  на 5%. В значительной степени это  определялось ростом инвестиций и одновременно сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти  втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской  трагедией и потерями от антиалкогольной  кампании. В сельском хозяйстве было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовало около 7 млн человек.

Информация о работе Сельское хозяйство в условиях перестройки при Горбачеве