Рыночная трансформация аграрной сферы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес.
Задачи работы:
- рассмотреть трансформационные процессы в экономике россии;
- описать приоритетный национальный проект «РАЗВИТИЕ АПК»: проблемы и перспективы;
- описать аграрную политику России в XXI веке: вызовы и перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1 История развития АПК в России
1.2 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику
1.3 Трансформация аграрного сектора России: опыт, проблемы, перспективы
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 О проекте «Развитие аграрно-промышленного комплекса»
2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году
ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Аграрная политика: основные вызовы времени
3.2 Направления развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 68.24 Кб (Скачать файл)

-создание и модернизация  животноводческих ферм на 500 тыс. голов

-расширение доступности  кредитных ресурсов:

-государственное субсидирование  процентных ставок по кредитам  на срок до 8 лет на строительство  и модернизацию животноводческих, комплексов (3,45 млрд. рублей в 2006 г. и 3,18 млрд. рублей в 2007 г, дополнительно  к уже предусмотренным на 2006 - 2007 годы 14,6 млрд рублей). Планируется, что общая сумма привлеченных кредитов составит около 40 млрд. рублей.

К 2008 г. ожидается увеличение производства молока на 4,5 %, мяса - на 7 %.

-модернизация и техническое  перевооружение 10- 12% животноводческих  комплексов, закупка высокопродуктивного  племенного скота

-развитие лизинга техники, оборудования, закупка племенного  скота:

-увеличение уставного  капитала ОАО «Росагролизинг» на 8 млрд. руб. в целях:

-поставки в 2006 - 2007 годах  по лизингу техники и оборудования - на 1 млрд. руб. ежегодно;

-закупки до 100 тыс. голов  высокопродуктивного племенного  крупного рогатого скота, свиней, овец для селекции имеющегося  стада (б млрд. рублей за два  года).

-увеличение производства  мяса на душу населения до 30,3 кг (на 23 %),

-повышение производительности  труда в мясном животноводстве.

-совершенствование таможенно-тарифного  регулирования.

2. Развитие малых форм  хозяйствования в агропромышленном  комплексе

Пути решения:

-увеличение объемов реализации  продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) - до 30 %

-расширение материально-технической  и финансовой базы ЛПХ и  КФХ:

-фермерские хозяйства  в 2006 году смогут воспользоваться  беспроцентным кредитом - для них  предусмотрено 95-процентное субсидирование  кредитной ставки. Остальные 5 % могут  быть погашены за счет региона.

В результате этого планируется привлечь до 20 млрд. рублей кредитов коммерческих банков ежегодно (объем субсидий: 2006 г. - 2,9 млрд. руб., 2007 г. - 3,67 млрд. руб.).

-создание мощностей для  реализации продукции дополнительно  в 1900 населенных пунктах

-развитие заготовительных  и снабженческо-сбытовых структур:

-создание и модернизация  инфраструктуры обслуживания потребностей  мелких сельских производителей;

-увеличение уставного  капитала ОАО «Россельхозбанк» на 2 млрд. рублей за два года для привлечения до 10 млрд. рублей инвестиций.

-создание 550 производственных  кооперативов по первичной переработке  животноводческой продукции

-развитие производственных  мощностей переработки сельскохозяйственной  продукции на модульной основе:

-формирование и расширение  мощностей переработки сельхозпродукции, производимой ЛПХ и КФХ (в основном - мини-комплексы);

-увеличение уставного  капитала ОАО «Россельхозбанк» на 4,1 млрд. рублей за два года в целях привлечения инвестиций на общую сумму 16,1 млрд. рублей.

-создание 1000 заготовительных  снабженческо-сбытовых кооперативов  при участии Россельхозбанка

-развитие системы сельской  кредитной кооперации:

-увеличение в 2006-2007 годах  уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 2 млрд. рублей в целях привлечения инвестиций на общую сумму 7 млрд рублей. Число кредитных кооперативов составит: в 2006 г. - 600, а в 2007 г. -1000.

-вовлечение в систему  земельной ипотеки 5000 хозяйств со  средним 
наделом земли 100 га

-формирование системы  земельно-ипотечного кредитования:

совершенствование инфраструктуры земельно-ипотечной системы; увеличение в этих целях уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 1,3 млрд. рублей. Планируемый объем привлеченных инвестиций - 7,7 млрд. рублей за два года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году

 
По данным Росстата за 11 месяцев 2008 года в сельхозпредприятиях реализация скота и птицы на убой возросла на 9% и составила 3350 тыс. тонн, из них: свиней – на 13,5%, птицы – на 18,4%, овец и коз – на 14,5%. На 1 декабря 2008 года в сельхозпредприятиях численность крупного рогатого скота составила 10,5 млн. голов или 95,6% к соответствующей дате прошлого года, в том числе коров – 4,1 млн. голов (95%), свиней – 8,3 млн. голов (115%), овец и коз – 4,2 млн. голов (98,4%) и птицы – 256,0 млн. голов (107 %).

Как отметил министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев нацпроект «Развитие АПК» затронул животноводство, фермерские и крестьянские хозяйства. За год производство мяса в целом по стране выросло более чем на 4%, причем в свиноводстве - на 7%, а в птицеводстве - на 16%. Если раньше надои молока только падали, то теперь произошел перелом - пусть 0,5%, но это уже рост.

Аграрный нацпроект дал толчок развитию малых форм хозяйствования. По итогам года общий объем заимствований – 36,5 млрд рублей (за весь 2007 год – 3,4 млрд рублей). Выдано 160 тыс. кредитов (за весь 2007 год – 2,5 тыс.). Кредитование крупных хозяйств выросло почти на 50%, фермеров – на 300%.

В рамках нацпроекта предусмотрено льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов – это поддержка в первую очередь тех, кто готов к долгосрочным инвестициям. По итогам 2008 года выдано около 50 млрд рублей восьмилетних кредитов (на 20% больше, чем было запланировано). За счет кредитных ресурсов идет строительство и реконструкция более 1240 животноводческих комплексов. По лизингу поставлено более 50 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и оборудование для содержания 185 тыс. голов скота.

Также предусмотрена поддержка потребительских кооперативов, которые смогут расширить возможности реализации произведенной продукции. В 2008 году было создано около 970 кооперативов – вдвое больше запланированного.

Серьезные изменения происходят на животноводческих комплексах. Появились принципиально новые технологии, повышающие производительность.

Подводя первые итоги, можно отметить, что говорить о кардинальном улучшении ситуации в отрасли все же не приходится. Численность поголовья скота только приближается к уровню начала 90-х годов прошлого века. Единственное и неоспоримое достижение проекта АПК состоит в том, что приостановлено падение производства и скатывание к прямой продовольственной зависимости от зарубежных стран.

Все же, ряд экспертов указывают на основное противоречие нацпроекта – поддержку конкурирующих секторов: крупных агрохолдингов с одной стороны и малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов с другой. И где же здесь приоритет?

Как прежде, сохраняется проблема контроля использования кредитных ресурсов: многие компании, получившие кредиты в рамках нацпроекта не успевают во время освоить выделенные средства. Что касается чиновников, отрадно отметить, что отчеты министерств и ведомств по реализации нацпроекта носят публичный характер, в то же время делаются они зачастую с большим опозданием.

Перспективы развития нацпроекта

Вообще нацпроект «Развитие АПК» проявил тенденцию к разрастанию, все новые сферы оказываются вовлеченными в сферу государственных приоритетов. Начиная с 2007 года, в нацпроект включены нетрадиционные для России овцеводство, северное оленеводство и табунное коневодство, а так же развитие промышленного рыбоводства и племенное дело.

Государственная поддержка племенного животноводства будет способствовать стабилизации численности крупного рогатого скота. В 2010 году из федерального бюджета предлагается выделить дополнительно средства в размере 1325 млн руб., что позволит племенным предприятиям расширить воспроизводство племстада и увеличить поставки племенного молодняка на внутренний рынок, а также увеличить реализацию молодняка племенных животных по сравнению с 2009 годом на 15%. Для решения поставленных выше задач приоритетный национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» будет расширен за счет субсидирования 5-летних кредитов на приобретение племенного скота, технологического оборудования для животноводства и развитие аквакультуры, что является дополнительным финансовым механизмом.

Включение в нацпроект «Развитие АПК» новых направлений требует, в соответствии с письмом министерства сельского хозяйства РФ, внесения изменений в региональные программы и сетевые графики по реализации нацпроекта. Теперь в них должны быть отражены параметры софинансирования дополнительных мероприятий из средств бюджетов субъектов РФ и контрольные целевые показатели реализации дополнительных мероприятий на 2010 год.

Для этого регионам необходимо до 1 февраля подписать дополнительные соглашения с Минсельхозом и представить расчет контрольных целевых показателей реализации нацпроекта по новым направлениям.

Таким образом, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

-«Ускоренное развитие  животноводства»;

-«Стимулирование развития  малых форм хозяйствования»;

-«Обеспечение доступным  жильем молодых специалистов (или  их семей) на селе».

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

- повышения доступности  долгосрочных кредитов, привлекаемых  на срок до 8 лет;

- роста поставок по  системе федерального лизинга  племенного скота, техники и оборудования  для животноводства благодаря  увеличению уставного капитала  ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер  таможенно-тарифного регулирования  путем утверждения объемов квот  и таможенных пошлин на мясо  в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года  и отмены ввозных таможенных  пошлин на технологическое оборудование  для животноводства, не имеющее  отечественных аналогов.

Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

- удешевления кредитных  ресурсов, привлекаемых малыми формами  хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры  обслуживания малых форм хозяйствования  в АПК – сети сельскохозяйственных  потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

 

 

 

ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 
3.1 Аграрная политика: основные вызовы  времени

 
Проанализировано состояние аграрного сектора России, сделан вывод о необходимости его опережающего развития. Отмечены особенности нынешнего периода функционирования российского АПК с учетом современных земельных отношений, объективной необходимости государственной поддержки агропроизводства и перспектив наиболее эффективных организационно-правовых форм хозяйствования. Дан прогноз его развития по инерционному и инновационному вариантам.

Аграрная политика - понятие объемное. Оно включает аспекты экономической, социальной, институциональной, земельной, экологической, технологической и других сфер политики. Хотелось бы несколько отойти от часто используемой схемы, анализа и оценки количественных параметров, представить аграрный сектор России в настоящем и будущем. Каковы особенности современного периода функционирования АПК? Из общего их числа назовем только три.

Первая. Можно было бы ожидать, что после жестокого XX века должен наступить более спокойный и социально ориентированный длительный период. Однако такой прогноз оказался излишне оптимистичным. Процессы глобализации, изменение политической карты мира привели к множеству противоречий, конфликтов и экономических войн.

Становится все более очевидным, что мировое хозяйство вступает в новую полосу кризисных процессов. К энергетическим сложностям, вызванным ростом потребления энергоресурсов на производственные и социальные нужды, которое привело к их многократному удорожанию, особенно нефти, периодически повторяющимся финансовым "провалам", прибавилась, может быть, наиболее опасная - продовольственная проблема.

В результате продовольствие стало оружием не только конкурентных, но и политических войн.

Наблюдается процесс прозрения. В России уже "разрешается" употреблять термины "продовольственная безопасность", "продовольственная зависимость" и другие. Более того, предложено подготовить проект федерального закона "О продовольственной безопасности" и скоро его концепция будет рассматриваться на высоком уровне. Следует отметить, что первый вариант такого закона разработан еще в 1994 г., но в последующем не подписан президентом. Время для АПК и страны было с большим уроном потеряно. Вместе с тем в мире вопросы продовольствия обострились до предела. В одних государствах это привело к малоуправляемому росту цен, в других - его просто не хватает. Каково положение в России? К сожалению, стране потенциально грозит и то, и другое.

С одной стороны, лишь небольшая доля населения страны имеет возможность питаться согласно медицинским рекомендациям, дифференцированным по возрасту, характеру работы, региональным особенностям и традициям. В целом же по России ниже норм, рекомендованных Институтом питания АМН еще на 1990 г., потребляют хлеба и хлебопродуктов 40% населения, мяса и мясопродуктов - примерно 70, плодов - 80%, а молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых, а также масел растительных и других жиров - абсолютное большинство. Конечно, судя по уровню доходов, около 20% россиян могут обеспечить для себя здоровый тип питания, но этого, видимо, не делают, у остальных же - не позволяют располагаемые ресурсы.

Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы России