Рыночная трансформация аграрной сферы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес.
Задачи работы:
- рассмотреть трансформационные процессы в экономике россии;
- описать приоритетный национальный проект «РАЗВИТИЕ АПК»: проблемы и перспективы;
- описать аграрную политику России в XXI веке: вызовы и перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1 История развития АПК в России
1.2 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику
1.3 Трансформация аграрного сектора России: опыт, проблемы, перспективы
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 О проекте «Развитие аграрно-промышленного комплекса»
2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году
ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Аграрная политика: основные вызовы времени
3.2 Направления развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 68.24 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1 История развития АПК  в России

1.2 Влияние методов государственного  управления на сельскую экономику

1.3 Трансформация аграрного  сектора России: опыт, проблемы, перспективы

ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1 О проекте «Развитие аграрно-промышленного комплекса»

2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году

ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1 Аграрная политика: основные  вызовы времени

3.2 Направления развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
На протяжении сотен лет российское село претерпело множество перемен. Их анализ свидетельствует о том, что большинство из них, прежде всего, затрагивало систему управления отрасли. Каждый раз успех реформ определялся тем, насколько позитивными были предусмотренные ими изменения.

Весь период развития сельского хозяйства России условно можно разделить на 12 этапов: 5 этапов до советской власти, 6 этапов в советский период, одна постсоветская реформа. Анализируя их, нельзя не заметить, что большая часть реформ не учитывала интересы российского крестьянства. В итоге это приводило к обнищанию селян, ослаблению государства, к росту социальной напряженности в обществе. В отдельных случаях доведенные до отчаяния крестьяне использовали активные методы протеста против политики властей. В четырех из них выступления крестьян приобрели массовый характер, что привело к организованным военным действиям: под предводительством И. И. Болотникова (1606-1607 гг.), С. Т. Разина (1670-71 гг.), Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.), А. С. Антонова (1920-1921 гг.).

К сожалению, за долгие годы своего существования Российская экономика не выработала эффективных механизмов обеспечения перспективного развития. Различные модели, разрабатываемые советскими, а теперь уже российскими экономистами, носили утопический или прозападный характер, отторгаемый нашей действительностью.

В современных условиях знания о регионах, их ресурсах, производственном и экономическом потенциалах, методах управления и формах организации общественного хозяйства, являются важным фактором стратегического и эффективного развития АПК.

Формирование стратегии развития региональных АПК предполагает радикальные изменения в хозяйственном механизме и методах управления всей аграрной экономической сферой как на микро-, так и на макроуровнях.

Важнейшей задачей общественного развития на современном этапе является проведение радикальной экономической реформы, направленной на эффективное решение социально-экономических проблем страны и регионов. Опыт мирового хозяйствования наглядно убеждает, что успешной экономическая модель может быть только тогда, когда она опирается на социальную, экономическую, правовую и политическую ситуацию и базируется на уже имеющемся экономическом потенциале, постепенном и последовательном его преобразовании с учетом стратегических целей.

За последние годы осуществлены определенные разработки концепции перспективного развития АПК, государственного и местного самоуправления с четким разделением функций между ними, однако проблема управления стратегией развития АПК от этого не утратила своей актуальности.

Теоретический анализ литературных источников и изучение опыта деятельности предприятий АПК свидетельствует, что вопросы, связанные с обеспечением стратегии развития и управления изучены еще недостаточно, особенно на региональном уровне.

Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес.

Задачи работы:

- рассмотреть трансформационные  процессы в экономике россии;

- описать приоритетный  национальный проект «РАЗВИТИЕ  АПК»: проблемы и перспективы;

- описать аграрную политику  России в XXI веке: вызовы и перспективы.

Объектом исследования выступил АПК и его трансформационные процессы в РФ.

Предметом исследования является принципы, методы и механизмы разработки и внедрения стратегии управления развитием РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения экономической теории, научные разработки ученых-экономистов по проблемам формирования рыночных отношений, совершенствованию структуры стратегии развития и управления региональными агропромышленными комплексами, а также труды ученых по вопросам их формирования, специализации и комплексного развития.

В зависимости от стоявших перед исследованием задач использовались методы системный, монографический, математической статистики, экономико-математического моделирования, а также графический, индексный, корреляционный, регрессионный и др.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 
1.1 История развития АПК в России

 
1.Реформы царского периода

Об отношении руководства страны к крестьянству в указанный период известный исследователь проблем российской деревни И. И. Чернышев писал: «При всем различии своего содержания аграрно-крестьянская политика (царского двора — выделено автором)… преследует одну и ту же цель — охрану самодержавной монархии с её политическим и экономическим господством дворянства».1

Первая реформа в сельском хозяйстве России проведена в 1551 году Иваном IV Грозным. Она существенно ущемила права крестьян, хотя и привела к укреплению системы государственной власти в стране. Все законодательные акты, которые принимались в отношении крестьян за последующие два с половиной века (до 1803 года), были направлены на урезание остатков их свободы и прав. Ключевым в этой цепочке и наиболее позорным в истории царского дома (при Алексее Михайловиче) и дворянства России стало принятие в 1649 году Земским собором статьи в новом своде законов (Соборном Уложении) о введении крепостного права. Согласно ей крестьяне вместе с семьями передавались в собственность тех, на чьих землях они проживали. Закрепощение крестьян повлекло за собой резкое ухудшение их положения, сужение рамок общинного самоуправления.

Особо крайние формы угнетение крестьян приобрело в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). В частности, по её инициативе были приняты «Указ о праве помещиков ссылать крестьян в каторжные работы» (1765 г.), «Манифест о производстве генерального межевания», узаконивший захват помещиками в том числе крестьянских земель (1765 г), «Указ о запрещении крестьянам подавать на помещиков челобитные» (1767 г.).

История свидетельствует о том, что лишь начиная с эпохи правления Александра I (1801-1825 гг.) принимаются решения, учитывающие интересы российских крестьян. Первыми актами новой политики послужили «Указ о вольных хлебопашцах» (1803 г.), «Положение о лифляндских и эстляндских крестьянах» (1804-1805 гг.), отмена крепостного права в Варшавском герцогстве (1807 г.). В последующем было принято еще 15 законодательных решений, расширяющих права крестьян. Эти меры способствовали созданию условий для постепенного укрепления общинного самоуправления, развития сельской экономики. Новая политика в отношении крестьян привела к отмене крепостного права, а затем и к столыпинской реформе, предоставившей крестьянам право выхода из общины для самостоятельного хозяйствования, способствовавшей развитию сельской экономики.

2.Реформы советского периода

Они отчетливо показали наличие тесной связи между качеством государственного управления экономикой и её развитием. Вместе с тем не все реформы советского периода сопровождались изменением методов управления. Часть из них сводилась к структурной перестройке (изменению количества министерств, созданию Госагропрома и т.д.). Такие реформы носили формальный характер, не способствовали изменению условий хозяйствования, усилению мотивации труда производителей.

Несомненно, советское руководство прилагало определенные усилия, направленные на развитие села. В результате, в области материально-технического и финансового обеспечения хозяйств удалось осуществить крупные сдвиги. К 1991 году по производству основных видов техники для села (тракторов и комбайнов) СССР превзошел США более чем в 4 раза. В целом, была снята проблема снабжения сельхозпредприятий удобрениями и средствами защиты растений. Хозяйствам стал доступен дешевый кредит.

Но эти и другие возможности не оказали должного влияния на положение дел в аграрном секторе. К примеру, урожайность зерновых за четверть века, предшествующие нынешней реформе ( 1966-1990 гг.) выросла всего на 70 кг (с 13,7 до 14,4 ц/га). Для сравнения: в США, Франции и Нидерландах только среднегодовой её прирост за отмеченное время составил соответственно 60, 132 и 128 кг. Причем, наращивание урожайности в указанных странах осуществлялось с более высоких уровней (30-45, 31-64 и 36-68 ц/га), что сложнее.

В целом, аграрные реформы советского периода не позволили решить продовольственную проблему в стране.

3.Реформа постсоветского  периода

Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 году началась в стране очередная аграрная реформа. Первым её актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий). Особенность этапа — резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. В итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 году объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70 %, в 1.5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц.2

Требование оказать поддержку сельскому хозяйству руководством страны воспринимаются как стремление селян обеспечить себе льготные условия хозяйствования. Между тем опыт США и в других развитых странах говорит о том, что субсидии селу нельзя рассматривать как обыкновенную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций, соблюдение которых — общепризнанное условие нормального функционирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Влияние методов государственного  управления на сельскую экономику

 
Начиная с середины 16 века реформы царского периода в большинстве своем приводили к ужесточению административно-репрессивных методов управления крестьянством. В результате, сельская экономика постоянно находилась в состоянии угнетения. Первые же меры по демократизации управления деревней, принятые в начале 19 века Александром 1, дали положительные результаты. Особенно наглядно это проявилось после отмены крепостного права, когда государство стало применять экономические методы в сочетании с демократизацией собственности и управления (передачей земли в собственность крестьянам, развитием общинного самоуправления).3

Продразверстка (1919-1921 гг.) привела к разорению деревни (методы управления — административно-репрессивные).

Продналог (1921-1929 гг.) существенно оживил сельскую экономику: в 1922-1928 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил около 13, 4 %. Это самые высокие темпы развития сельского хозяйства в истории России (методы управления — экономические).

Коллективизация (1929-1940 гг.), несмотря на рост уровня механизации, ухудшила положение дел в сельской экономике. За указанные годы среднегодовой объем производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах составил всего 60,0 млрд. рублей, что на 9,1 % ниже, чем в 1926-1928 гг. (методы управления — административные и административно-репрессивные).

Реформа 1953 года (1953-1964 гг.). В 1954-1958 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил почти 8,7 %, что в 2.1 раза выше, чем в 1946-1953 гг. (методы управления — административно-экономические). В последующем, с переходом на административные методы, в сельском хозяйстве наблюдается относительный застой.

Реформа 1965 года (1965-1982 гг.) повторила судьбу предыдущей. В 1966-1970 гг. использование экономических методов управления (хозрасчета) дало среднегодовой прирост производства 6.2 %. В последующие годы, с возвратом к административным методам, прирост снизился до 1.6 %.

Реформа 1982 года (1982-1991 гг.). В 1982-1983 гг., когда получили реальное развитие такие экономические методы управления, как аренда и подряд, среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил 11.1 %. Затем, в результате ограничения самостоятельности предприятий и внутрихозяйственных коллективов, то есть возврата к административным методам, этот показатель снизился до 0.3 %.

Реформа постсоветского периода (1992 г.) формально предоставила предприятиям полную самостоятельность. В сущности же федеральный центр отказался от выполнения функции регулирования межотраслевых пропорций. Практикуемая им экспортно-импортная политика тормозит развитие собственного производства. В итоге процесс его свертывания продолжается 6 лет. Методы государственного управления носят репрессивно - экономический характер (завуалированная форма административно-репрессивных методов).

Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических методах, сопровождается ростом эффективности производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно — экономических методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.4

Из материалов таблицы следует, что часть реформ вместо подъема привели к снижению эффективности сельской экономики. В 20-м столетии подобных реформ было три: период продразверстки (1918-1921 гг.); период коллективизации (начался в 1929 г.); постсоветская реформа 1992 года.

Заслуживает внимания и то, что повышение роли экономических методов способствовало развитию общинного и земского самоуправления.

В социально-ориентированной экономике создаются условия для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои способности. Поэтому перед аграрной сферой стоит более широкая задача, чем подготовка кадров, - создать лучшие условия для полноценного воспитания молодых поколений. В последние годы были приняты национальные проекты по АПК, но масштабы их недостаточны. Они важны скорее для отработки механизмов реализации общенациональных целевых программ. Подобные охватывающие все регионы программы нужны по строительству коттеджей для молодых семей в сельской местности, благоустройству сельских дорог, сооружению больниц, школ, коммунальных, научных, образовательных, культурных и спортивных объектов. Нужна также федеральная демографическая программа, обеспечивающая условия для того, чтобы полноценная здоровая семья с 3-5 детьми стала нормой для образованных и квалифицированных жителей сельской местности.

Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы России