Ресурсы муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Основу экономического роста ученые экономисты видят в оптимальном сочетании использования следующих факторов:
- ресурсы (природные, производственные, человеческие, финансовые и др.);
- процессы преобразования ресурсов (технологии) и использования ресурсов (спрос);
- эффект синергизма от использования данных сочетаний.

Вложенные файлы: 1 файл

14034 ресурсы муниципального сектора.docx

— 235.51 Кб (Скачать файл)

На федеральном уровне важным источником муниципального права служат федеральные законы:

1) специально регулирующие  вопросы организации и функционирования местного самоуправления;

2) составляющие законодательную  основу других отраслей права (жилищного, налогового, земельною, экологического  и т.д.). но в той или иной  мере затрагивающие вопросы местного  самоуправления.

К основным законам относятся:

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-Ф3 от 6 октября 2003 г. (частично введен в действие с 2006 г., а по отдельным статьям - с 2009 г.);

- Гражданский кодекс РФ;

- Бюджетный кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- Земельный кодекс РФ;

- Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» №101-ФЗ от 17 июля 2001 г.;

- Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24 июля 2002 г.

К источникам муниципального права также относятся федеральные подзаконные акты. В их числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти. Также к источникам муниципального права относятся постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Конституционного Суда [20, c. 108].

На регионарном уровне источниками муниципального права служат нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления и др.

В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, областных администраций, других органов исполнительной власти субъектов РФ, а также решении судов.

На местном уровне источниками муниципального права служат уставы муниципальных образований, нормативные акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправлении. Местное самоуправление не выхолит за рамки своей компетенции ни в правовое поле органов государственной власти, ни в сферу прав физических и юридических лиц, решает вопросы местного значения и исполняет делегированные государственными органами полномочия.

 

 

1.3 Ресурсный потенциал  муниципального сектора

 

Определение ресурсного потенциала муниципального образования, как суммы отношений блага получаемого от использования ресурсов, находящихся в определенной точке территориально-отраслевой системы, к величине данного ресурса по всем точкам системы, является количественной интерпретацией сущности потенциала как экономических отношений между субъектами социально-экономической системы по поводу возможности выявления, оценки, присвоения, использования и развития ресурсов и информации. 

В узком смысле это возможности эффективного функционирования системы при различных целях. Однако эти возможности проявляются и могут быть оценены только в процессе их использования. То есть потенциал состоит из ресурсных возможностей и организационных действий по использованию возможностей. 

Особым признаком социально-экономической системы является ее однородность. Известен подход академика Ю.В. Яременко к качественной неоднородности ресурсов, который был развит в теорию многоуровневой экономики и межуровневых взаимодействий, рассматривающих неоклассические теории как экономику с технологической однородностью, кейнсианскую теорию как отражение ситуации умеренной неоднородности, а неоинституциональные теории (например, теорию специфических активов О. Уильямсона) как ситуацию высокой технологической разнородности [11, c. 185]. В данном подходе раскрывается технологическая однородность производственных систем. Очевидно, что помимо технологической однородности может возникнуть неоднородность по другим элементам ресурсного потенциала муниципальных образований. 

Определим однородность ресурсного потенциала муниципальных образований как соответствие (тождественность) элементов и связей системы друг другу. Неоднородность системы проявляется в возникновении конфликтов и противоречий, увеличению сопротивления экономическим процессам. Причиной возникновения неоднородности, наряду с другими, могут быть различного рода ограничения. Особенностью управления неоднородными экономическими системами является необходимость в привлечении дополнительных механизмов для устранения неоднородности, например, дополнительных инвестиционных вложений. 

Ресурсный потенциал проявляется только в использовании, возможности получения дохода, а эффективность проявляется через наращивание потенциала. 

Как было отмечено выше, потенциал складывается из двух составляющих: ресурсов и информации о них. При этом информация может также быть различного свойства: 

- о наличии ресурсов; 

- о возможности их использования; 

- о стоимости и эффективности их использования; 

- о способе их использования; 

- а также иная информация, задающая условия экономической деятельности. 

Именно информация задает технологическую процессную составляющую потенциала и формирует его инновационность.  Проблема неопределенности ресурсов методологически неразрешима при любой степени контроля, поэтому речь может идти лишь об установлении предельной достоверности определенности. 

При этом речь идет о двух составляющих: 

- определенности имеющейся информации о ресурсах; 

- определенности реальных значений ресурсов. 

Определенность информации является объектом исследования в различных методологиях оценки ресурсного потенциала, а определенность реальных значений ресурсов является скорее мерой оценки системы знаний о природе и экономике. В какой то мере и та и другая определенность является субъективным фактором. 

Проблема неопределенности ресурсов, в том числе инвестиционных является одной из основных проблем развития социально-экономической системы. Причины этой неопределенности имеют следующую природу: 

- физическая (материальная) неопределенность связана с вероятностным прогнозом оценки запаса и размещения природных ресурсов, а также неточностью методов учета других ресурсов (например, кадровых) [19, c. 103].

Данная неточность может значительно повлиять на эффективность управления ресурсами. Так в Республике Бурятия, после переписи населения было выявлено расхождение между расчетной и фактической численностью населения - 70 тысяч человек, что привело к снижению трансферта из центра. Эта же проблема стоит в оценке природных ресурсов. Так разведанные запасы урана составляют 40 лет добычи, а прогнозные 100 лет. Такая большая неопределенность делает невозможным прогнозирование и инвестиционное планирование. 

- финансовая (стоимостная) неопределенность связана с изменением ситуации на рынке ресурсов (спросом и ценой), изменением производственных затрат на добычу и подготовку ресурсов. Спрос на природные ресурсы имеет сравнительно длинный цикл изменения. Более подвижна ситуация на рынке производственных ресурсов, где любые социальные и политические изменения приводят к изменению спроса. 

- технологическая (инновационная) неопределенность связана с ситуацией изменения потребностей в ресурсах, вызванного научно-техническим прогрессом в промышленности, который неизбежно приводит к структурным и объемным изменениям потребления ресурсов [11, c. 139]. Развивая методику, предложенную в работе Беломестнова В.Г. [6, c. 84], предлагает оценивать неопределенность потенциала вводом коэффициентов неопределенности, учитывающим возможное снижение (рост) потенциала. 

Помимо ресурсной неопределенности потенциала существует также неопределенность по организационным факторам экономической системы. Целью управления социально-экономической системы будет установление в каждый момент времени определенности (управляемости) состояния системы, которое можно изменить путем ряда управленческих воздействий. 

В данном случае, в первую очередь, речь идет о системных ограничениях процессного характера на использование потенциала.

Для придания потенциалу определенности можно воспользоваться косвенными характеристиками, отражающими ограничения на протекание процессов. При этом формируются относительные показатели качества структуры потенциала. 

К таким структурным характеристикам потенциала относятся: 

- структурная производительность; 

- структурные ограничения. 

Структурная производительность отражает фактическое использование структуры ресурсного потенциала в условиях данного муниципального образования. Она может быть определена как валовой муниципальный продукт, полученный от использования данного элемента потенциала или преобладающий вклад какого-либо элемента потенциала в валовой продукт. 

В первом подходе укрупненно оценивается преимущественное влияние, какой либо части потенциала на данную составляющую валового продукта.  
Ресурсный потенциал проявляется только в использовании возможности получения дохода, а эффективность - проявляется через наращивание потенциала. 

Такая методика носит приблизительный характер, так как валовой муниципальный продукт получается от комбинации использования всех элементов потенциала (входящих прямо  или косвенно в структуру затрат), однако она позволяет оценить преимущественное использование и привлекательность структуры потенциала. 

При втором подходе можно рассмотреть вклад каждого элемента потенциала в каждый элемент валового муниципального продукта. Эффективность в данном случае проявляется в использовании структуры потенциала. 

Ресурсы и информацию можно подразделить на внутренние и внешние по отношению к социально-экономической системе. В случае внешних ресурсов их можно разделить на прикрепленные к муниципальному образованию (например, финансовые ресурсы в виде трансфертов, инфраструктурные ресурсы в виде транспортных и энергетических систем, и др.), а так же поисковые ресурсы (например, финансовые ресурсы в виде инвестиций, инфраструктурные ресурсы в виде сетей материальных и финансовых потоков). 

Задача управления внешними ресурсами состоит в их поиске, определении и прикреплении к социально-экономической системе. 

Внутренние ресурсы, принадлежащие муниципальному образованию, имеют другую проблему в управлении. По характеру использования во времени их можно разделить на детерминированные и переменные ресурсы. 

Потенциал развития формируется тремя факторами-признаками: 

- системой мер государственного регулирования муниципального развития; 

- политикой и стратегией развития муниципального образования; 

- совокупностью ресурсного потенциала и процессов его использования. 

Таким образом, ресурсный потенциал муниципального образования выступает основополагающим фактором, который обеспечивает возможности развития муниципального образования. 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ГОРОДА БРЯНСКА

 

2.1. Характеристика земельного  фонда города Брянска

 

Площадь территории г. Брянска на 1.01.2015 года составила 18643 га, в том числе земли, используемые за пределами административных границ 976 га:

п.г.т. Белые Берега  -863 га.

п. Осиновая горка     -12 га.

п. Снежеть                 -49 га.

п. Малое Кузьмино    -50 га.

Город Брянск расположен на обоих берегах реки Десны и ее притоков Болвы и Снежети, поймы которых разрезают территорию города на четыре района и являются естественными границами между ними.

Наиболее крупным районом является расположенный на севере города Бежицкий, основная часть которого отделена от остальных районов поймами рек Десны и Болвы. Имеет спокойный равнинный рельеф. Бежицкий район является основным промышленным районом города с расположением промышленных предприятий по периферии территории.

Советский район расположен в западной части города на правом берегу реки Десны. Территория района изрезана оврагами, балками и имеет сложный рельеф.

Володарский район расположен в восточной части города на левом берегу реки Десны и отделен от других районов города поймами рек Снежети и Десны.

Фокинский район расположен в  юго-восточной части города, на левом берегу реки Десны и отрезан от остальных районов города поймами рек Снежети и Десны.

Все земли города распределены по следующим территориальным зонам:

  1. жилым;

  1. общественно-деловым;

  1. производственным;

  1. инженерных и транспортных инфраструктур;

  1. рекреационным;

  1. водных объектов;

  1. сельскохозяйственного использования;

  1. резервных территорий;

  1. военных объектов.

Земельные участки в составе жилой и общественно-деловой зонах наиболее важная часть города. Жилые зоны предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны предназначаются для индивидуальной, малоэтажной смешенной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки. По состоянию на 1.01.2015 года:

Площадь земель жилой зоны составило – 3962 га; в том числе:

Информация о работе Ресурсы муниципального сектора